Разработка урока «Виды предложений по цели высказывания»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Латышова Елена Ивановна

Учащиеся знакомятся с видами предложений по цели высказывания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елена Ивановна Латышова,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Каменка – Садовская ООШ»

Разработка урока «Виды предложений по цели высказывания»

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;
  • научить распознавать предложения по цели высказывания;
  • ставить знаки препинания в конце предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркость;
  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учётом речевой ситуации;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Оборудование урока:

«Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанский, В. В. Иванов

«Словарь русского языка» С. И. Ожегов

«Толковый словарь живого великорусского народа»  В. И. Даль

Презентация (мультимедиа)

Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся

Методы:

  • постановка проблемного вопроса
  • организация обсуждения материала

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка д/з: сочинение-миниатюра на тему «Пришла зима», «Мороз и солнце», «Первый снег». (3 человека)

Сбор тетрадей с д/з.

- Ребята, по календарю  ещё  осень, но за окном уже самая настоящая зима. Послушав ваши сочинения, я поняла, что вы любите зиму. У Пушкина есть тоже строки о зиме:

Мороз и солнце; день чудесный!

А. С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть.

А сказки! Если начнёт поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения.

Неслучайно я вам рассказываю  об Александре Сергеевиче Пушкине. Мы сегодня с вами совершим увлекательное путешествие по сказкам Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения. (Слайд №1)

3.Постановка целей урока для учащихся. Объяснение нового материала. (Слайд №2)

Сегодня на уроке речь у нас пойдёт о видах предложения по цели высказывания. Наша с вами задача – научиться   находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, а также ставить знаки препинания в конце предложения.

Записываем число, кл. работа, тему урока: Виды предложений по цели высказывания.

4.Пятиминутка для повторения.

Прежде, чем приступить к новой теме, давайте  вспомним, что такое словосочетание, предложение и текст. Для этого я раздам карточки с заданием.

Индивидуальная работа по карточкам.

 1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

     Негде в тридевятом царстве,

     В тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Дадон.

2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

     Вот мудрец перед Дадоном

         Стал и вынул из мешка

     Золотого петушка.

Один человек вызывается к доске и производит разбор самостоятельно.

1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

Вопросы:

а. Из какой сказки отрывок?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

б .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?

в.  Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор. Что называют словосочетанием?

Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие – самостоятельно у доски).  (СЛАЙД № 3)

Учитель читает текст.

– Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок?

(«Сказка о золотом петушке».)

– Докажите, что перед нами текст.

– Озаглавьте отрывок.  ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».)

 

– Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы.

(СЛАЙДЫ № 4-6)

   5. В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (вставляют пропущенные буквы), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы.

6.Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел «Словарь корней»)

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь,  повествовательное (предложение)

б)  вопросительный  (работа с этимологией слова)

вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в)  побудительный  – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

 побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)

7. Новая тема и закрепление.

Слово учителя.

- По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 7-10)

     а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 11)

В конце предложения ставится точка.

Раз он в море закинул невод/

Пришел невод с одною тиной //

– Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: (СЛАЙД № 12)

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

    б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

     В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

(СЛАЙД № 13)

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

–  Но такие слова  могут  стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.

–Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. (СЛАЙД № 14)

По равнинам Окияна                                                 1.Да, по равнинам Окияна. (учитель)

Едет флот царя Салтана?                                        2. Да, едет.                            

 (1-й ряд)

                                                                                    3. Нет, не флот.                   (2-й ряд)

                                                                                   4. Да, Салтана.                       (3-й ряд)

        в)  Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

        В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.  В конце побудительного предложения ставится точка.

-Ребята, а какой из знаков не часто нам встречается? Это многоточие. С помощью этого знака передаётся волнение, прерывистость речи, паузы, незаконченность мысли.

– Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

(СЛАЙД №15)

1. Не губи ты нашу душу:                      (просьба-мольба)

    Выплесни ты нас на сушу!

2.  А теперь ты воротись,                    (дружеский совет)

     Не горюй и спать ложись.

 

3.  Лови, лови, да дави ее, дави             (приказ)

     Вот ужо! постой немножко

     Погоди…(А князь в окошко)

4..  Воротись, поклонися рыбке…        (категорический приказ)

8. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное – зеленой, повествовательное не подчеркивайте.

(СЛАЙДЫ № 16-20)

9. Физкультминутка. Проводим так:  Если вы слышите побудительное предложение – то  встаёте, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаем в ладоши.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

    Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой Бабарихой

    Обобрать его велят.

г) Ты не лебедь ведь избавил,

    Девицу в живых оставил.

д) А кого же на примете ты имеешь?

е) Полно, князь, душа моя,

    Не печалься.

ё) Помогите, ради бога.

Ж) И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадили.

3) В свете есть такие ль дива?

10. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой:   (СЛАЙДЫ №21-25) 

1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

4. «Сказка о рыбаке и рыбке».

5. «Сказка о золотом петушке».

   11.  – Несомненно, вы знакомы с этими сказками.  Какая-то сказка вам нравится больше.  Почему?   Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 26)

1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?

2. Чему учит сказка?

3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

    У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные  подчеркните синей пастой, побудительный – зеленой, повествовательные не подчеркивайте.

Смотрите образец. (СЛАЙД № 27)

 12.   Домашнее задание: выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина.

13. Общие выводы и рефлексия.

Итак. Какие задачи мы ставили на уроке сегодня? (смотрим на запись на доске) (слайд №2)

Ребята их читают.

По мере чтения, учитель спрашивает: какие вы знаете предложения по цели высказывания?

- Ребята, что вы узнали?

- Чему научились?

- Какие трудности возникли?

14. Выставление оценок за урок.

Спасибо за урок. Желаю удачи!

Урок по русскому языку в 5 классе по теме:

«Виды предложений по цели высказывания»

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь,  повествовательное (предложение)

б)  вопросительный  (работа с этимологией слова)

вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в)  побудительный  – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова

 побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)___________________________________________________________

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь,  повествовательное (предложение)

б)  вопросительный  (работа с этимологией слова)

вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в)  побудительный  – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

 побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)___________________________________________________________

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь,  повествовательное (предложение)

б)  вопросительный  (работа с этимологией слова)

вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в)  побудительный  – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

 побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)

Карточка№1

Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

     Негде в тридевятом царстве,

     В тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Дадон.

____________________________________________________________

Карточка№2

Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

     Вот мудрец перед Дадоном

         Стал и вынул из мешка

     Золотого петушка.

_________________________________________________________________

Карточка№3

1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

Вопросы:

а. Из какой сказки отрывок?

б. Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?

в.  Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор. Что называют словосочетанием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Виды предложений по цели высказывания"-5 класс

Цели урока: Образовательные: • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, • Учить: а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

5 класс урок "Виды предложений по цели высказывания"

Виды предложений по цели высказывания...

Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"

Цель урока: сформировать умение различать повествовательные, вопросительные, побудительные предложения и использовать их в собственной речи в соответствии с коммуникативной задачей.Задачи урока: повто...