Проект «Обучение детей русскому языку как новому»
проект по русскому языку на тему

Никитина Елена Анатольевна

Проект«Обучение детей русскому языку как новому»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_russkomu_yazyku_kak_novomu.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Елена Анатольевна     МКОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области

Проект

«Обучение детей русскому языку как новому»

1.Обоснование актуальности программы.

В русской полиэтнической школе обучение ведётся на русском языке с использованием русскоязычных учебников. Таким образом, учитель-предметник вынужден самостоятельно адаптировать средства обучения к уровню владения обучающимся русским языком – языком обучения. Методика преподавания русского языка в полиэтническом классе ещё не разработана, поэтому педагогам следует сочетать методы преподавания русского языка как родного, как неродного и как иностранного.

2.Цель и задачи.

Цель: создание условий для изучения русского языка как средства межнационального общения.

Задачи:

- в преподавании русского языка сочетать методы преподавания русского языка как родного, как неродного и как иностранного;

- включать в содержание обучения компоненты, обеспечивающие языковую и лингвистическую компетенции;

- учитывать особенности родного языка и родной культуры в учебном процессе;

- использовать дифференцированный подход в обучении как на уроках русского языка, так и на уроках других школьных предметов.

3.Основные направления:

1)Методы преподавания русского языка как неродного.

2) Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции.

3) Средства обучения на уроках в полиэтническом классе.

4. Содержание и предполагаемые результаты проекта.

Направление

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты деятельности

Методы преподавания русского языка.

1.Использование педагогами прямых методов(натурального, прямого, аудиовизуального, аудиолингвального).

Обучение русскому языку имитирует овладение родным языком и протекает естественно, без специально организованной тренировки. Значение русского слова, фразы и других единиц языка передается обучающимся напрямую, путем создания ассоциаций между языковыми формами и соответствующими им понятиями, которые демонстрируются с помощью мимики, жестов, действий, предметов, ситуаций общения.

Формирование умений устной речи, фонетических навыков и грамматической правильности речи.

2.Использование педагогами сознательныхметодов (переводно-грамматического, сознательно-практического).

В процессе обучения предполагается осознание обучающимися значения лексических единиц и языковых форм, используемых в процессе общения, и применение изученного в иноязычной речевой практике. Методы имеют социокультурную направленность, а обучение языку сочетается с обучением правилам и нормам общения, обеспечивающим формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации.

Сознательное усвоение единиц языка и правил их применения с последующей автоматизацией усвоенных единиц и их переносом в ситуации общения.

  1. Использование педагогами комбинированных методов.

Они (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный методы) объединяют в себе особенности, присущие как прямым, так и сознательным методам обучения: речевая направленность обучения, интуитивность в сочетании с сознательным овладением языком, параллельное усвоение всех видов речевой деятельности, устное опережение.

Усвоение единиц языка и правил их применения.

Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации.

Содержание обучения

Процессуальное содержание:

1.Системные знания об изучаемом языке, имеющие коммуникативное значение, речевые правила, фоновые знания.

2.Навыки (произносительные, лексические, грамматические, орфографические) оперирования отобранным минимумом языкового материала.

3.Речевые умения.

4.Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический);  5.Речевой материал: речевые образцы, формулы, клише, темы и ситуации общения, тексты– монологи  и диалоги для разных видов речевой деятельности.

Предметное содержание:

1.Тексты для различных видов анализа по содержанию должны быть ценностно-смысловыми, морально-нравственными и гражданско-патриотическими. Обязательное включениетекстов об  истории, культуре народа, представители которого учатся в данном классе.

2.Социокультурная тематика изучаемых текстов:

- повседневная жизнь: праздники, организация досуга,

- межличностные отношения: семейные, межличностные и профессиональные отношения, взаимоотношения поколений, между гражданами и официальными лицами, в том числе и представители правопорядка и др,

- система ценностей и убеждений (искусство, религия, исторические события, традиции и др.),

- правила этикета и выполнения ритуалов: рождение, бракосочетание, поведение в общественных местах, религиозные обряды.

Формирование коммуникативной компетенции – способности решать средствами изучаемого языка актуальные для личности учащегося и общества задачи общения в различных сферах: бытовой, учебной, производственной, культурной.

Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей.

Формирование патриотических убеждений.

Толерантные взаимоотношения  в поликультурном обществе.

Средства обучения на уроках в полиэтническом классе.

Целенаправленное использование разнообразных средства обучениядля эффективной работы в классе с полиэтническим составом:

-печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материали т.д.);

- наглядные плоскостные (плакаты, таблицы);

- ТСО: проекторы, компьютеры, электронные доски;

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, ЕКЦОР, ФЦИОР, мультимедийные универсальные энциклопедии, презентации, в том числе интерактивные, и т.д.);

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD.).

Повышение эффективности учебного процесса:мотивация, интерес, активная работа на уроке  обучающихся.

Принципом работы каждого учителя-предметника и классного руководителя является соблюдение следующих правил:

- проявление искреннего интереса к мигрантам, их культуре;

- обязательный контакт с родителями детей-мигрантов;

- использование в работе опыта преподавания в корректирующих классах (М.М. Разумовская:«Методика преподавания русского языка как неродного приравнивается к работе в корректирующих классах. Первое - научить говорить»);

- использование наглядности в обучении как одного из средств активизации познавательной деятельности обучающихся.

5. Ожидаемые результаты и индикаторы для оценки их достижения.

Проект «Обучение русскому языку детей как новому»

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Показатели

Индикаторы

Форма мониторинга

Формирование умений устной речи, фонетических навыков и грамматической правильности речи.

Фонетическая и грамматическая правильность устной речи

50% обучающихся, изначально инофонов

Наблюдение, проверка техники чтения

Сознательное усвоение единиц языка и правил их применения с последующей автоматизацией усвоенных единиц и их переносом в ситуации общения.

Применение правил русского языка в ситуациях общения

50% обучающихся, изначально инофонов

Наблюдение, контрольные упражнения

Усвоение единиц языка и правил их применения.

Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации.

Применение практических навыков говорения и письма на русском языке

50% обучающихся, изначально инофонов

Наблюдение, тестирование, анализ текстов

Формирование коммуникативной компетенции – способности решать средствами изучаемого языка актуальные для личности обучающегося и общества задачи общения

Применение русского языка как нового в различных сферах: бытовой, учебной, производственной, культурной.

80% обучающихся, изначально инофонов

Наблюдение,

анализ социально-ролевых, деловых игр и  учебных ситуаций

Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей.

Формирование патриотических убеждений.

Добровольное и сознательное участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д., посвященных гражданской и патриотической тематике

90-90% обучающихся

Наблюдение,

анкетирование,

анализ статистических данных

Толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе.

Дружеское общение обучающихся.

Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве.

Минимальна доля или отсутствие детей, состоящих на ВШУ, на учете КДНиЗП, ООП, ППДН

Анкетирование, наблюдение, информирование образовательного учреждения правоохранительными органами

Повышение эффективности учебного процесса

Высокая мотивация, интерес, активная работа на уроке обучающихся.

70% обучающихся

Анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, анализ рефлексии обучающихся на уроках

6. Планирование деятельности по реализации целей и задач.

Проект «Обучение детей русскому языку как новому»

Направления

Мероприятия

Сроки выполнения

Формирование умений устной речи, фонетических навыков и грамматической правильности речи.

Разработка и использование упражнений для формирования фонетических навыков и грамматической правильности речи с последующей корректировкой.

2017 – 2018 уч. г.

Сознательное усвоение единиц языка и правил их применения с последующей автоматизацией усвоенных единиц и их переносом в ситуации общения.

Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений с последующей корректировкой.

2017 – 2018 уч. г.

Усвоение единиц языка и правил их применения.

Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации.

Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений с последующей корректировкой.

2017 – 2018 уч. г.

Формирование коммуникативной компетенции – способности решать средствами изучаемого языка актуальные для личности обучающегося и общества задачи общения

Разработка и проведение социально-ролевых, деловых игр и учебных ситуаций.

Разработка внеклассных мероприятий с элементами ролевых игр. Последующая корректировка хода проведения на основе анализа проведенных мероприятий.

2017 – 2025гг.

Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей.

Формирование патриотических убеждений.

Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений, внеклассных мероприятий, целью которых является формирование гражданской идентичности и патриотических убеждений. Последующая корректировка упражнений и мероприятий на основе проведенного анализа.

2017 – 2025гг.

Толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе.

Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений, внеклассных мероприятий, целью которых является формирование толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе. Последующая корректировка упражнений и мероприятий на основе проведенного анализа.

2017 – 2025гг.

Повышение эффективности учебного процесса

Приобретение современной компьютерной, мультимедийной, цифровой техники и оргтехники;

- приобретение современных учебно-дидактических и наглядных пособий;

-  пополнение оборудования химической и физической лаборатории; -

-  приобретение спортивного инвентаря (согласно смете на соответствующий финансовый год)

2017 – 2026гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"

Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и...

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...