Методические рекомендации учителя русского языка и литературы в реализации учебных действий с учащимися с нарушением речи в школах, обучающих детей с УО (ИН)
методическая разработка по русскому языку на тему

корнева валентина

В данной работе даются рекомендации учителя русского языка   педагогам школ, обучающих детей с легкой степенью умственной отсталости, для организации работы с учащимися с нарушением речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s_rekomendatsiyami.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  

учителя русского языка и литературы  в реализации учебных действий

с учащимися с нарушением речи в  школах, обучающих детей с УО (ИН)

Речь есть, прежде всего,

средствосоциальногообщения,

средство высказывания и понимания.

Л.С. Выготский

        

   Речь-это форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредованная языком. Она изменяет и совершенствует язык. Речь является основным механизмом мышления, вне речи невозможно формирование сознания.

   Нельзя не сказать о связной речи учащихся с легкой степенью отсталости.Связной может быть названа такая устная речь, в которой описание фактов происходит последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.

   Можно выделить следующие особенности связной устной речи у умственно отсталых детей легкой степени:

  • Использование ситуативной речи.
  • Трудность формулировки высказывания.
  • Замена высказывания мимикой и жестом.
  • Малая развёрнутость фрагментарность высказывания.
  • Трудности при общении с окружающими.

   Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

   Педагогам, работающим с учащимися с легкой степенью умственной отсталости необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. Известно, что письмо присутствует на уроках каждого предмета, и то, как учащийся может устно или письменно выразить свою мысль или даже просто записать слова учителя,  показывает, насколько нашим детям согласно их психофизическим данным сложно это сделать.

   Проблема изучения и коррекции специфических нарушений устной и  письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении письменной речью. Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.

   Особую значимость в организации коррекционной работы в школе имеет совместная деятельность учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда.     Эта деятельность  требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы общие задачи. Основной из них является:

• обеспечение успешного овладения базовыми универсальными действиями (БУД) учащимися с нарушением речи.

   Осуществление данной задачи  зависит от контакта логопеда, учителя русского языка и литературы и всех педагогов школы. Очень важным и ответственным в работе является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. И здесь уже каждый учитель осуществляет контроль над правильной речью, участвует в формировании  навыков самоконтроля учащихся.

   Чаще всего учитель-логопед рекомендует:

• Соблюдать педагогический такт к детям, имеющим нарушения речи.

• При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

• Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

• Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихи с пройденными звуками.

• Следить за правильным произношением звуков детьми.

• Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

   Учитель русского языка и литературы рекомендует педагогам на каждом уроке или мероприятии ставить задачи, которые тесно связаны с их предметом и развитием предметных действий обучающихся:

  • развитие речи детей, пополнение словарного запаса;
  • воспитание интонационной выразительности речи;
  • совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитание у учащихся самоконтроля за речью;
  • формировать умение творчески применять знания;
  • развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.

   При этом необходимо обращать на результаты базовых учебных действий:

1.познавательные:

  • сравнение (нахождение общего и различного в изучаемом материале);
  • анализировать изучаемый материал,  делать выводы, строить рассуждение по образцу.

2. коммуникативные:

  • взаимодействие  и сотрудничество с одноклассниками и учителем;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци;
  • умение отвечать на поставленные вопросы;
  • умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах.

3. личностные:

  • осуществлять целеполагание;        
  • стремиться к личностному самоопределению;
  • стремиться к обогащению собственной речи.

4. регулятивные:

  • контроль за результатами деятельности;
  • коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению;
  • выбор способов действия.

   Успех коррекционной - развивающей работы с учащимися с ОВЗ заключается в создании творческого союза всех педагогов школы, общая  цель которого: развитие письменной и устной речи ребенка. Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования устной и письменной формы речи наших учащихся необходимо постоянно следить и  выявлять  характерные трудности в работе над произношением  и написанием звуков и букв, над словом, предложением, текстом. И только основываясь на полученных результатах корректировать и строить свою совместную работу педагогов с учителем русского языка и литературы и логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь к успеху. Деятельность методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Презентация представляет краткий план и анализ деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....

План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011/2012 учебный год

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при составлении плана работы  МО учителей русского языка и литературы на учебный год....

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....