Сатья
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Валеева Эльвира Равильевна

Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeeva_e.r.formirovanie_pk_v_usloviyah_m-k_podhoda.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТСНОГО ПОДХОДА

 В СИСТЕМЕ СПО

Э.Р.Валеева,

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональный колледж № 41»

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс формирования общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка. На примере конкретного профессионального модуля и урока из раздела учебной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» доказывается тезис о возможности формирования на уроках русского языка профессиональных компетенций обучающихся.

Рассматриваются способы мотивации обучающихся к изучению предмета «Русский язык».

Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, мотивация обучающихся.

Утверждение стандартов третьего поколения[1], переход на модульную систему обучения призваны способствовать формированию социально зрелой личности, конкурентоспособной на рынке труда в современных социально-экономических условиях. Чтобы обучающийся колледжа в дальнейшем действительно стал таким специалистом, в центре внимания при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин должны быть общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.

Русский язык относится к дисциплинам реализации общеобразовательной подготовки обучающихся и основное его назначение – формирование и развитие ОК, которые необходимы в процессе получения знаний по профессии. Рассмотрим на конкретном примере, как происходит данный процесс.

В результате освоения профессионального модуля «Подготовка изделия к примеркам  и проведение примерок» (специальность 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») обучающийся должен владеть такими общезначимыми компетенциями, как:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения;

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Обращаем внимание на глаголы: понимать сущность, организовывать деятельность, анализировать ситуацию, осуществлять контроль, осуществлять поиск информации. Именно они обозначают те действия, умения, то есть компетенции, которые можно и нужно формировать и развивать на уроках русского языка на первом курсе, готовить обучающихся к освоению данного модуля.

Отличительной чертой стандартов третьего поколения является новый подход к формированию содержания урока, его темы. Например, один из разделов рабочей программы по русскому языку « Текст и его строение». Он рассчитан на шесть часов:

1. Текст. Признаки текста. (2 часа)

2. Стили речи. Типы речи. (2 часа)

3. Тема и мысль текста. (2 часа)

Данный раздел составлен с учётом парадигмы ЗУН (знания, умения, навыки), в которой на первом месте знания. В формулировке темы указаны те знания, которые должен получить обучающийся. Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности». Поэтому, учитывая новый, деятельностный подход, где на первом месте умения, необходимо изменить формулирование тем, а следовательно, и подход к ним:

1. Понимание сущности текста как смыслового, интонационного, стилевого единства микротем.

2. Организация собственной деятельности при создании текста исходя из законов стиля и типа речи.

3. Осуществление поиска информации, необходимой для выявления темы и мысли текста.

В данных формулировках отглагольными существительными понимание, организация, осуществление выражены те действия, умения, т.е. компетенции, над которыми надо работать.

Учебная дисциплина «Русский язык» не входит в Основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), но ознакомившись с ФГОС СПО третьего поколения[1], можно с уверенностью сказать, что на уроках русского языка можно формировать и профессиональные компетенции. Вот наглядный тому пример.

Так, при освоении уже выше указанного модуля у обучающегося должна быть сформирована одна из таких компетенций, как ПК 5.1 «Определять посадку изделия на фигуре».

Алгоритм этой компетенции следующий:

- произвести наблюдение и определять баланс изделия;

- выявлять и устранять дефекты в изделии;

- подготовить изделие к обработке;

- проводить обработку кроя после примерки

Конечно, обучить, как определять баланс изделия, устранять дефекты и т.д. на уроках русского языка невозможно. Но учить производить наблюдение, интерпретировать, сравнивать, выявлять, устранять, регулировать - развивать данные умения можно. Предлагаю рассмотреть это на конкретном материале одного урока, методическая разработка которого, следует отметить, была удостоена диплома Лауреата на Всероссийском конкурсе методических разработок «Интерактивный учитель 2013»[2].

Данный урок относится к разделу «Стили речи». Тема урока - «Официально-деловой стиль. Этикет делового общения», составлен с использованием материала учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой[3]. С учётом поставленной цели, считаю, следует изменить формулировку раздела - «Осуществление контроля за применением норм стилей в различных жизненных ситуациях» - и соответственно темы – «Составление алгоритма собственной деятельности при освоении норм официально-делового стиля речи». Составляем алгоритм деятельности обучающихся, который позволит и усвоить материал русского языка, и работать над формированием и развитием умения – контролировать и регулировать:

- произвести наблюдение над текстом с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса и выявить особенности официально-делового стиля речи;

- правильно интерпретировать (объяснить) свои наблюдения;

- сравнить два текста (корректный и некорректный);

- выявить отклонения от стилистических норм данного стиля;

- устранить отклонения (исправить ошибки);

- обеспечить режим правильного владения стилями речи (выполнение упражнений на закрепление норм стиля);

- подготовить необходимое оборудование для дальнейшей работы (памятку, таблицу);

- регулировать использование норм данного стиля речи, обращаясь к памятке, таблице;

- осуществлять постоянный контроль за нормами официально-делового стиля речи.

Сравнивая алгоритм из профессионального модуля и алгоритм урока русского языка, видим, что выполняемые действия (они выделены курсивом) идентичны. Значит, мы приходим к выводу, что на уроках русского языка формируется ПК 5.1.

Таким образом, на уроках русского языка можно работать над формированием и общих, и профессиональных компетенций (безусловно, не всех ПК). Следовательно, в условиях модульно-компетентностного подхода в системе СПО место учебной дисциплины русский язык определено.

Данный вывод позволяет утверждать, что в условиях модульно-компетентностного подхода у обучающихся повышается интерес к изучению русского языка. Как известно, дисциплина «Русский язык» не является профильной для технических специальностей, и во время обучения студенты не видят реального, конкретного применения знаний, получаемых на занятиях, в будущей профессиональной деятельности, что часто вызывает у них недовольство. Однако тот факт, что на уроках русского языка так же, как и на занятиях по профессиональным дисциплинам, формируются профессиональные компетенции, стимулирует обучающихся к изучению предмета. Это, в свою очередь, приводит к росту качества знаний по предмету.

Доказательством данного утверждения можно считать результаты контроля качества знаний. Так, результаты тестирования обучающихся на специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по теме «Официально-деловой стиль. Этикет делового общения» показали, что коэффициент знаний обучающихся группы составил 0.81, что можно считать высоким показателем. Приходим к выводу, что наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету и, как следствие, повышение уровня знаний.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО третьего поколения, электронный источник: www.edu.ru

2. Всероссийский портал интерактивный проектов «Учитель» -учи.тель.рф.

3. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.:Просвещение, 2005. – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сатья "Лингвистика как база методики обучения языкам в аспекте межкультурной коммуникации"

Статья    Язык - единственное средство, способное помочь нам проникнуть в скрытую от нас сферу ментальное, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре. Он рассказывае...

Сатья "Роль дидактической игры на уроках математики"

Дидактическая игра повышает активность познавательной деятельности учащихся, а следовательно, способствует повышению качества учения и обеспечивает положительное отношение школьников к математике. Игр...

Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"

Выступление в районной педагогической конференции  «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...

Хэллоуин. Бал Сатаны

Бал Сатаны, предназначенный для старшеклассников, проходит в вечернее время. В организации и проведении праздника активное участие принимают учителя и родители. За две недели до вечера каждый класс по...

Канат сатам - кем ала

Талгын гына “Каз канаты» көе (татар халык җыры) яңгырый.Сәхнәгә алып баручылар чыга.А.Б. Хәерле көн, кадерле дуслар! Исәнмесез, мөхтәрәм мөгаллим һәм мөгаллимәләребез, укучылар! Хөрмәтле кунаклар, яшь...

Кіріспе. Әдебиет пәнінің мақсаты мен міндеті.

Бағдарламаға сай көркем әдебиет туындыларын игерту. Ойын сауатты айта да, жаза да білуге , өзіндік ой – пікір...

Әдебиет пәнінің мақсаты мен міндеті.

Әдебиет пәнінің мақсаты мен міндеті.Мақсаты:Бағдарламаға сай көркем әдебиет туындыларын игерту. Ойын сауатты айта да, жаза...