Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_razv_rechi.opisanie_prirody.odt24.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО № 633

Калининского района

Санкт-Петербурга.

  Составила Антонова Александра Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Урок развития речи  по теме «Описание природы».  ( 6 класс)                                          

Цели:

обучающие:

- сформировать умение проникать в смысл художественного произведения:

- научить выделять и отбирать языковые и композиционные особенности текста-описания; определять тему и основную мысль текста-описания;

- создавать самостоятельно текст-описание;

развивающие:

создать условия для развития

- навыков выразительного чтения текстов-описаний;

- устной и письменной речи;

- умений распознавать тексты-описания;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к авторскому слову, культуру общения;

- пробуждать познавательный интерес к русскому языку.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

а) Работа с отрывком из стихотворения. ( Слайд 1 — отрывок из стихотв. А.Н. Майкова «Грёзы» )

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова непонятны? (работа с Толковым словарем - «твердь»)

- Какой теме посвящены строки стихотворения?

- Прочитайте стихотворение вполголоса, постарайтесь выбрать такую интонацию, которая соответствовала бы содержанию и ритму стихотворения. Подготовьтесь к чтению вслух.

( после протчения)

- Какие слова и выражения в стихотворении передают настроение поэта?

(«Зима, зима! Мороз трещит»;

«звездится снег», «лазурный иней...блестит»)

- Какое отношение к зимнему пейзажу стремится передать поэт?

(восхищение зимней ночью)

- Какие природные объекты привлекли взгляд поэта?

(луна, звезды, деревья, небо, снег, иней)

- Какие слова помогли автору описать эти предметы?

(«луна в кольце», «твердь синяя», «звездится снег», «лазурный иней», «черные деревья»)

- Как понимаете выражение «звездится снег»?

(искрится звездами под лунным светом)

- Почему у слова «иней» эпитет «лазурный»?

- Что означает это слово? (Работа с Толковым словарем)

- Почему поэт использовал именно это прилагательное?

(от света луны на синем небе снег приобретает лазурный оттенок)

б) Работа с изображением зимнего пейзажа. (Слайд 2)

- Как называется изображение природы художниками?

(пейзаж)

- Сравните отрывок из стихотворения поэта А.Н. Майкова с пейзажем. Что их объединяет?

(одна тема - красота зимней ночи.)

- Какая главная мысль объединяет эти произведения?

(восхищение, которое охватывает человека при виде пейзажа)

- Какое настроение, чувства вызывает у вас этот зимний пейзаж?

(восхищение, удивление от увиденной красоты)

- Как , с помощью чего достигает художник такого восприятия картины?

( с помощью красок)

- Какие краски использовал художник для передачи своих чувств, отношения к увиденному?

(использовал неяркие, прозрачные, холодные тона; мягкий свет луны подчеркивает свежесть морозной ночи)

2. Самоопределение к деятельности.

- Итак, о чем мы с вами говорили?

( о зиме, её красоте)

- Какие виды искусства обращаются к изображению природы?

(литература, живопись, музыка)

- Что помогает художнику увековечить красоту природы? А музыканту? А писателю или поэту?

- Как думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую задачу поставим перед собой?

( попробуем научиться создавать тексты-описания зимней природы)

3. Работа по теме урока.

    а) повторение о типе речи — описании.

- Какую тему изучаем на уроках русского языка?

( имя прилагательное)

- Что обозначает имя прилагательное?

(… признаки предметов и явлений)

- В текстах какого типа речи перечисляются признаки предметов и явлений?

- Что такое описание?

( тип речи, в котором изображаются предметы, явления, люди, животные)

- Какой вопрос ставится, если мы хотим описать предмет? ( какой?)

- Следовательно, какая часть речи преимущественно используется в текстах-описаниях?

    б) о средствах выразительности в текстах-описаниях.

- Какие художественные приёмы помогли поэту А.Н. Майкову так выразительно описать картину зимнего пейзажа?

(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)

- Выпишем названия этих средств выразительности в таблицу и заполним её, используя стихотворение.

   в) работа с таблицей ( Слайд 3)

автор

эпитеты

метафоры

олицетворения

сравнения

А.Н. Майков

Лазурный иней

Звездится небо

Мороз трещит

    г) работа с отрывком из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

(Слайд 4)

- Пейзажные зарисовки часто встречаются в произведениях литературы.

- Прочитайте внимательно отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка вслух.

(чтение текста)

- Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи?           (снег)

- Что общего в этом описании с отрывком из стихотворения А.Н. Майкова?

(оба любуются зимним пейзажем)

- Какие средства выразительности языка помогли Н.В. Гоголю так ярко и образно описать картину рождественской ночи? Заполним таблицу.

(Слайд 5)

автор

эпитеты

метафоры

олицетворения

сравнения

А.Н. Майков

Лазурный иней

Звездится небо

Мороз трещит

Н.В. Гоголь

Серебряным полем,

хрустальные звезды

Снег загорелся

Снег загорелся....

серебряным полем

     д) Обобщение.

- Так что помогает автору сделать текст-описание более ярким, образным, эмоциональным?    (средства художественной выразительности языка, умение видеть прекрасное)

4. Работа над составлением плана текста-описания. (Слайд 6)

- Таким образом, мы вплотную подошли к составлению плана текста-описания. - С чего можно начать описание? (… с общего описания природы)

- Это может быть вид из окна, описание парка во время прогулки. Это описание можно передать 1-2 предложениями. Поэтому первую часть плана можно так и назвать — 1. Вступление. Общее описание природы

- О чем можно писать в основной части?

(описать предметы, составляющие пейзаж)

                   2. Основная часть. Частные описания природы:

                      а) небо, звезды, луна, ...

                      б)  …..

-Что это может быть?

(небо, деревья, кусты землю, снег...)

- Как можно закончить описание? Какой вывод можно сделать?

( ...рассказать о своих впечатлениях от увиденного, о своих чувствах)

                   3. Вывод. Рассказ о своих чувствах, эмоциях.

5. Подведение итогов урока.

-Что узнали на уроке?

- Какие части речи обязательно должны присутствовать в тексте-описании?

- Что осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание зимней природы, используя примерный план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)

Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY  TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику  «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...

Методическая разработка по алгебре для 7 класса "Входящий контроль по математике 7 класс"

После проведения уроков повторения в начале 7 класса по алгебре полезно провести контроль качества и осознанного понимания изученного в 6 классе материала. В содержание теста включены основные те...