урок русского языка в 7 классе "Наречие - интересная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бурганова Фарида Фаатовна

Урок-семинар, рассчитанный на 2 урока, создан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Наречие – интересная часть речи

(Урок-семинар)

Цели урока: обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречий.

Оборудование урока: 1) выставка книг по теме семинара, вопросы к семинару, 2) на рабочем месте учащихся справочные тетради, семинарские тетради, лингвистическая литература, с которой дети работали, 3) выставка словарей, 4) репродукция картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».

Вопросы к семинару.

  1. Теоретические задания.
  1. Какие в русском языке есть части речи? Какое место среди них занимает наречие? С какими частями речи и в чем оно сходно? Чем отличается от этих частей речи? Каков секрет его названия? Изменяются ли наречия?
  2. Как образуются наречия?
  3. Какова этимология наречий дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь и др.
  4. Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными? Почему? Сколько орфограмм связано с правописанием наречий? Какие? Составьте таблицу орфограмм.
  5. Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречий?
  6. Найти фразеологизмы, синонимичные наречия, занимательные задания с наречиями.
  7. Какое место занимают наречия в различных словарях? Нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знакомиться с наречиями как частью речи?

II. Практические задания.

- Какое место занимают наречия в нашей речи (просмотреть сочинения свои и товарищей, изложения с описанием действий, найти в них наречия).

- Проанализируйте все упражнения учебника по теме «Наречие». Какие упражнения считаете наиболее важными, какие порекомендовали бы для домашнего задания? На какие орфограммы и знаки препинания в предложениях обратить внимание?

- Как пользуются наречиями поэты и писатели, авторы статей в учебниках, в газетах, журналах?

Ход семинара.

  1. Учитель объявляет тему семинара и его цель: обобщение и расширение знаний о наречии как части речи и правилах правописания наречий. Спрашивает, какой литературой пользовались учащиеся, готовясь к семинару, обращает внимание на выставку лингвистической литературы. Спрашивает, много ли в этих книгах материала о наречиях в сравнении, например, с именем существительным.

Общий вывод: о наречии написано гораздо меньше, чем о существительном и прилагательном.

        Вопрос учителя: Как вы это объясняете?

Предположения у учащихся: у наречий нет стольких грамматических признаков, сколько, например, у существительных; главный грамматический признак наречия – неизменяемость. В правописании наречий меньше орфограмм, хотя это очень трудные случаи написания. Учащиеся отмечают, что академик В.В.Виноградов писал о том, что некоторые ученые «подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи», что «орфографические ошибки в наречиях – следствие неопределенности этой категории» (цит. по: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы, - М., 1988). Делают вывод о сходстве наречия с другими частями речи, например, с прилагательными. Но еще раз обращают внимание, что наречие не изменяется, как прилагательное, по родам, числам, падежам, что у наречий нет окончаний. Вспоминают об отличии наречий от существительных: у существительных есть грамматическое значение предмета, в ряде падежей у них два вопроса (куда? во что? – в лес), а у наречий – один вопрос, значение места, а не предмета (куда? – вверх). (За зимой (сущ.) пришла весна. – Зимой (нар.) стояли сильные морозы).

        Отмечают трудность в разграничении краткого прилагательного среднего рода, краткого страдательного причастия среднего рода и наречия на –о,-е. (Он (как?) мгновенно понял всю опасность положения. –Решение его было (каково? мгновенно), сравнительной степени наречий и прилагательных. (Здесь было еще просторнее, еще синее небо над головой). (Примеры из книги А.Т.Арсирия «Материалы по занимательной грамматике русского языка).

        В этимологических словарях находят материал о происхождении термина (слово наречие встречается уже в старославянском переводе грамматики Иоанна Дамаскина (ХYIII в.)

- Почему же был предложен вопрос: изменяются ли наречия? (учащиеся рассказывают о сравнительной и превосходной степени наречий, приводят свои материалы, используют книгу Н.Ф.Александровича «Внеклассная работа по русскому языку»)

2. Следующая группа напоминает одноклассникам об основных способах образования наречий, показывает, как способ образования влияет на правописание наречий; знакомит с материалами книги Н.Ф.Александровича «Внеклассная работа по русскому языку» о наречии почти (это застывшая форма от повелительного наклонения глагола почесть, почитать, т.е. считать)

По книге А.И.Кайдаловой, И.К.Калининой «Современная русская орфография» подготовившиеся рассказывают классу о прямом переходе в категорию наречий слов и форм: завтра, пешком, капельку (устал), стрелой (лететь), вмиг – на миг, вбок и бок о бок и др.

Группа, которая работала с «Кратким этимологическим словарем» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской, знакомит учащихся с происхождением наречий дотла, невзначай, начеку, наружу, исподволь.

        Наречия, о которых рассказывают ребята, записываются на доске и в семинарских тетрадях. Дома они будут переписаны в справочные тетради.

3.Ребята, работавшие по третьей группе вопросов, готовят список орфограмм с примерами, воспроизводят таблицы «Дефис в наречиях», «Не с наречиями на –о, -е», «Наречия с из-, до-, с-«, делятся своими впечатлениями о наиболее трудных случаях правописания наречий. Знакомят товарищей с материалами книги А.И.Кайдаловой и И.К.Калининой «Современная русская орфография» (с.99-108).

      4. Работа с тестами по теме «Наречие»

      5. В работу включаются ребята, готовившиеся по вопросу: какие речевые ошибки возможны при употреблении наречия? Они рассказывают об орфоэпических и лексических ошибках,   воспользовавшись текстами упражнений (произношение) учебника, материалами книги Е.П.Преображенской «Кружок русского языка в школе». (исправьте: «Обратно пошел дождь», «Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони»), приводят свои примеры: «Мы заблудились, не знали, куда идти дальше, и решили повернуть (опять, обратно?). (Вперед?) чужой беде не смейся, голубок. (Вперед, сначала) подумай, потом отвечай. Раздели яблоко (напополам, пополам). Держись более (свободно, свободнее)».

- Прочитайте правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго (словосочетания записаны на доске).

Инсценировка «Рецепт».

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

 - В шестом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально… В пух и прах хвалят…

- Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

  Врач дает рецепт – учебник русского языка.

«Актеры» задают вопросы: «Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки?»

Учащиеся или учитель знакомят класс с рассказом Н.Сладкова «О живучем слове вдруг».

 Готовили мы вести из леса. Читали письма наших слушателей.

 - И стар и мал, когда пишут про лес, без конца повторяют слово вдруг, - заметил я.

- Когда я начинал писать, - откликнулся Виталий Валентинович Бианки, - это вдруг просто меня одолевало. Чем я только не заменял. И неожиданно, и внезапно, и как из-под земли, и будто бы с неба. И так и эдак ухищрялся, а выходило все не то и не так. Вот ведь живучее слово.

- Вот послушайте-ка одно письмо, - сказал я. – Мальчик сочинил. Вот уж где вдруг так вдруг! «Я – Андрей Уваркин. Пошел зимой в лес. Вдруг вижу – из-под снега уши торчат. Я подошел и вдруг остановился! А заяц вдруг как вскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал! Да, зайца поймать не вдруг!»

- В лесу и в самом деле все происходит вдруг! – воскликнул Виталий Валентинович.

6. Что значит в пух и прах (фразеологизм)

- Какие еще фразеологизмы с наречиями или фразеологизмы, синонимичные наречиям, вы нашли?

Группа, работавшая с фразеологическим словарем, знакомит одноклассников с историей таких фразеологизмов и их значением. Соответствующий материал, кроме словаря, есть в книге А.Т.Асирия «Материалы по занимательной грамматике».

  1. Замени наречие фразеологизмом.

Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро скакать – во весь опор; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал; тесно – яблоку негде упасть и т.д.

  1. Замени фразеологизмы наречиями.

Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности (А.П.Чехов)

Лагутин ни за что ни про что обругал Шмакова Петра (А.Рыбаков)

Не будет он ни с того ни с сего приставать к Лагутину (А.Рыбаков)

Коровы шествовали не спеша, обмахиваясь хвостами, наклонялись время от времени, чтобы выдрать пучок травы. (Н.Эркай)

Откуда ни возьмись набегут на небо серые, тяжелые тучи. (Н.Печерский)

Мы принялись ругать на все лады Шишкина за то, что он оставил свои ворота, а он оправдывался и говорил, что теперь будет играть по всем правилам.

7. Какое место занимают наречия в различных словарях (толковых, орфографических, русско-английском)? Нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знать наречия, или он сможет в своей речи обойтись без них? Ребята убеждаются, что в русско-английском словаре на 18 тысяч знаков дано очень немного наречий: на и – извне, издалека, изнутри, изредка, иначе, исподтишка.

8. Учитель предлагает учащимся прямо на уроке проверить свой словарный запас наречий таким образом. Вывешивается репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», Несколько слов об этой картине и ее авторе.

Александр Александрович Дейнека  - создатель  картин «Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Левый марш», «У моря». Его полотна очень динамичны, люди на картинах сильные, физически отлично развитые. Картину «Оборона Севастополя» он написал во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, по свежим следам событий. Оборона Севастополя, военно-морской базы Черноморского флота, длилась 250 дней, с 30 октября 1941 года до 4 июля 1942 года. Родной город, символ морской славы и важный стратегический пункт, моряки защищали самоотверженно, держались до последнего, бились насмерть.

        Александр Александрович изобразил, по-видимому, последний бой, который идет на разрушенной набережной города.

Учитель спрашивает, какое впечатление производит картина (восхищение мужеством, героизмом черноморцев), и дает задание написать как можно больше наречий, необходимых для более точного и эмоционального описания изображенного на картине, особенно героев картины.

        Материал, подготовленный учителем, дается после проверки того, что получилось у ребят. (слева мы видим, справа изображен, стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, высоко подняв автомат, идут в атаку плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага; отчаянно, упрямо, сильно размахнувшись, широко расставив ноги, упадет навзничь, твердо стоит, погибнет героически, гневно, с ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, погибнут бесславно, лежит ничком, сражаются не щадя своей жизни)

- Как еще можно назвать картину? Почему художник выбрал для названия слово «оборона»

9. Написать сочинение-миниатюру по картине с использованием данных наречий.

10. Семинар заканчивается. Учитель просит учащихся отрецензировать выступления одноклассников.

- Чьи выступления показались самыми интересными и почему, чьи самыми важными и почему?

- Какие вопросы и задания требуют еще дополнительной работы? К каким книгам вы бы хотели обратиться самостоятельно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...