КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:  «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_stsenariya_guro_l.a.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

 «И В ИМЕНАХ ЕСТЬ ТАЙНА»

Л.А. Гуро,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1 им. Р. Фахретдина», г. Альметьевска РТ

Тип урока: развитие речи (продолжение)

Цель: создание условий для достижения планируемых личностных метапредметных и предметных результатов.

Задачи направлены на:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации  к обучению и познанию;

осмысление и принятие основных базовых ценностей;

развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

положительного отношения и устойчивого интереса к изучению русского языка и к собственному имени, именам татарского народа;

чувства уважения к окружающим;

сформированность духовно-нравственных качеств личности;

развитие чувства патриотизма.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

    овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

    умение вести самостоятельный поиск информации;

  • Достижение предметных результатов:

     владение навыками монологической речи;

     умения делать сообщения на заданную тему,

     объяснять языковые явления;

     развитие мотивации к исследовательской (проектной) деятельности;

     обогащение словарный запас учащихся;

    воспитание интереса к собственному имени и именам татарского народа

УУД, формируемые на занятии:

- коммуникативные -  формирование умения:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе
  • распределять обязанности при работе в группе;            
  • учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
  • слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  
  • ставить учебные задачи познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные результаты:

  • представление о происхождении имени людей,
  • пробуждение интереса к собственному имени, к именам татарского народа.
  • развитие исследовательских навыков, привитие интереса к русскому языку.
  • воспитание человеческого достоинства, уважения к личности.

Метод: наблюдение над языком, частично-поисковый.

Методические приемы: беседа, сообщения обучающихся.

Оборудование и технические средства обучения

Ключевые слова: ономастика, антропонимика, имя, значение имени, тезка

Рабочие материалы для обучающихся:

Карточки-листочки с подготовленной информацией о своем имени,

 сообщение учащегося о древних татарских именах,

«Яблоня имен», информационные карточки с фотографиями и иллюстрациями,

Презентации учащихся «История моего имени»,

стихотворение Юрия Благова “Выбор имени”. 

 

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Мотивация

к учебной (внеучебной) и познавательной деятельности учащихся через выполнение практического задания на основе ранее изученных тем и имеющихся знаний и создания проблемной ситуации

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята! Я рада вас сегодня видеть на очередном занятии. Мы продолжаем работу по нашему проекту.

Учитель:

Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других?

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

- Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

Прежде чем мы продолжим работу по данной теме, поиграем в игру «Да - нет» Учитель задает вопросы:

  1. Слово «имя» - это имя существительное? (да)
  2. Это существительное  1 склонения? (нет)
  3. Это имя нарицательное? (да)
  4. Это разносклоняемое существительное? (да)
  5. Это существительное среднего рода? (да)
  6. Это слово, в котором 3 буквы? (да)
  7.  Это слово, в котором 3 звука? (нет)

- Как это слово связано с нашим занятием?

Сегодня наше занятие связано с традициями нашего народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

С далеким прошлым связано и появление имен.

Ответ учащихся:

- имя

Сообщение уч-ся о науке ономастике и антропонuмик

Игра «Да - нет» (дети отвечают «да» или «нет»)

  1.  (да)
  2. (нет)
  3.  (да)
  4.  (да)
  5.  (да)
  6.  (да)
  7.  (нет)

Ответы учащихся:

- Это слово связано с нашим проектом

- Мы нашли информацию об истории нашего имени, подготовили презентацию.

Принцип психологической комфортности.

УУД

Коммуникативные

Познавательные

Личностные: развитие внимания учащихся, монологической речи

Цель: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время занятия,

создание доброжелательной атмосферы, мотивация к деятельности, создание ситуации успеха.

                                             

2.

Целеполагание (постановка учебной задачи учащимися и формулировка темы занятия)

Мы продолжаем тему нашего проекта «И в именах есть тайна».

Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

 Беседа по вопросам.

Ребята, почему спорщикам удалось договориться?

- Легко ли выбрать имя?

- Посмотрите на стенд – это имена нашего класса.

- На предыдущем занятии мы не смогли решить все проблемы. Продолжаем работу.  Итак, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего занятия

Учащийся  читает наизусть стихотворение, а остальные слушают

 Чтение стихотворения Юрия Благова “Выбор имени”. 

Учащиеся отвечают:

- Из любви к ребёнку ему дали понятное всем имя.

- Нелегко. Нужно ответственно подходить к выбору имени ребенка.

Учащиеся отвечают:

- Поделиться знаниями об истории своего имени,

- Мы должны знать, какую информацию может нести имя человека,

- Как можно больше узнать об именах татарского народа,

- Совершенствовать умение презентовать свою информацию,

- Продолжить работу по созданию большого проекта «Имена моей семьи»

Принцип деятельности.

УУД: Регулятивные,

Коммуникативные: проблемная подача материала, самостоятельное формулирование цели

3.

Мотивация к познавательной деятельности

Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, зачем нам нужно знакомиться с историей своего имени и именах своей семьи?

- Как вы думаете, в современном мире используются древние татарские имена?

Дети отвечают:

- С далеким прошлым связано и появление имен.

Сообщения «Древние татарские имена в современном мире»

В последнее  время все больше семей новорожденных называют необычными именами: Ригель, Эдгар, Радмир, Эльсана и т.д. Наряду с ними среди татарских имен стали более популярными имена Саида, Ахмед, Хадича, Абдулла. Почему родителям стали нравиться имена, которые были популярны в XVIII-XIX веках?

Многие стали задумываться об истоках своего народа, о значении имени, о воспитании на вековых традициях. Называя ребенка таким именем, каждый родитель хочет увидеть в своем ребенке патриота своего народа, который будет чтить и уважать свою семью, свою родословную, свой народ. Поэтому среди учащихся нашей гимназии с 5 по 9 классы можно встретить учеников с именами: Хусейн, Бахтияр, Абдулгазиз, Асма, Нуртдин

Принцип целостности.

УУД: Познавательные:

 проблемная подача материала

   4                                                          

Действия по освоению нового знания

Учитель:

- На прошлом занятии было дано задание: собрать материал о своем имени и оформить в виде яблока. Сейчас представитель из каждой группы представит одно имя в виде презентации материала, а остальные информацию о своем имени на листочке-яблоке прикрепят к Яблоне имен нашего класса.

Вот такое дерево появилось у нас в классе.

Презентация имен.

 3 ученика показывают презентацию, остальные – прикрепляют листок-яблоко к Яблоне имен класса

Круг вопросов, на которые учащиеся отвечали дома (поисковая работа)

А какова история вашего имени? Расскажите о ней.

- Что означает ваше имя?

- Происхождение имени.

- Почему вас так назвали?

- Ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

- Какова судьба этого родственника?

- Как вас называют дома?

Принцип деятельности.

УУД:

Познавательные,

Регулятивные

Коммуникативные: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение

5.

Продолжение работы

Работа в парах

- Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

В русском языке встречаются имена, которые состоят из двух корней, т.е. сложные слова. Они образовались путем сложения двух корней, например:

Владеть миром (Владимир)

Любить мир (Любомир)

Свято славить (Святослав)

Милая людям (Людмила)

 - А у татар встречаются такие имена?

- Вспомните имена с удвоенной согласной: 

( Анна, Геннадий, Виолетта, Алла, Инна, Жанна, Савва, Римма…)

- В татарском языке есть? Приведите примеры.

- Вспомните названия растений, цветов, которые созвучны с именами:

(Лилия, Роза, Маргарита)

- В татарском языке?

- Вспомните имена, которыми называют как мальчиков, так и девочек:

( Антон-Антонина, Рим-Римма, Степан-Степанида, Валентин-Валентина, Василий-Василиса, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Виктор - Виктория, Ярослав - Ярославна…)

- В татарском языке?

Какой вывод можно сделать?

У нас в классе есть ребята, которые носят одни и те же имена: Шамиль, Азалия, Альмира, Наиля,

-  Как называют таких людей?

Расскажите о знаменитом тезке. 

Тезка их художественного произведения?

(Дети показывают иллюстрации)

План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Учитель:

- Ребята, я предлагаю продолжить работу над проектом и выбрать темы для дальнейшей работы:

Темы:

1.  «Имена моей семьи»

2. «Мужские имена моего рода»

3. «Женские имена моего рода»

4. «Имена моего класса»

Ставим цель.

Записать ответы

- Для чего я это делаю?

- Какого результата я хочу достичь?

Выдвижение  гипотезы

-  Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы

Выбираем метод.

- Что нужно сделать, чтобы получить результат?

На следующем занятии (в феврале) мы посмотрим, что удалось сделать, и будем готовиться к защите проектных работ на школьной научно-практической конференции.

Дети отвечают:

Владимир

Любомир

Святослав

Людмила

Дети отвечают на вопросы:

(Айгуль – «лунный цветок»

Айнур – «лунный свет»

Айсылу – «красивая, как луна»

и др.)

Галиаскар (Алиаскар) татарское имя, состоящее из 2 имен: Гали и Аскар

Зиннур, Абдулла, Габбас, , Камилла, Миннигуль и др.

Азалия, Гульчачак, Жасмин, Ландыш, Лилия, Ляля (тюльпан) и др.

Адель – Аделя, Айназ – Айназ, Гузаль – Гузаль, Динар – Динара,

Заки – Закия, Ильнар – Ильнара, Ислам – Исламия, Магсум – Магсума, Рушан – Рушания, Эльмир – Эльмира и др.

Вывод: И в русском, и в татарском языках есть сходные явления, связанные с именами.

Дети отвечают:

Тезка.

Например:

Наиля Ахунова – татарская поэтесса

Динар Билялетдинов – российский футболист

Илюза Иманбаева – башкирская певица

Алсу – российская певица

Диана Спенсер (больше известна как принцесса Диана или леди Ди) – принцесса Уэльская

Зарина Хасаншина – певица татарской эстрады

Эльвина Подчерникова – Эльворти – народная актриса РФ, цирковая актриса

Алина Кабаева – российская спортсменка

Шамиль Тарпищев – российский теннисист

Булат Окуджава – поэт, бард.

Дети подготовили фотографии.

Шамиль из повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Руслан из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся делают выбор.

Конечный продукт - буклет или альбом с фотографиями и значением имен моей семьи или родословной.

Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

Собираем данные

Часть данных уже собрана (это касается собственного имени), необходимо собрать и добавить нужный материал, информацию по теме проектной работы, оформляем его, устанавливаем срок выполнения, сверяем свои действия по времени, которые определили для каждого шага.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД:

Регулятивные

Познавательные,

Коммуникативные:

опирается на уже известное; учит способам взаимодействия, сотрудничества.

6.

Рефлексия

Учитель:

-Что нового узнали на занятии?

 - Что хотели бы вы оставить в своей памяти после занятия?

- Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имен одноклассников?

 - Что расскажете о занятии дома своим близким? О чём их спросите?

 - Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Занятие понравилось – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на занятии.

- Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Дети показывают смайлики.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

7.

Домашнее задание.

 1. На дом вам предлагается закончить проект. На одну из выбранных тем:

«Имена моей семьи»

«Мужские имена моего рода»

«Женские имена моего рода»

«Имена моего класса»

Учащиеся записывают домашнее задание.

УУД:

Регулятивные

Литература

  1. О.Г. Дрюпина. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы http://russian2015.ucoz.com/publ/sistemno_dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/1-1-0-4, свободный. – Проверено 19.01.2017.
  2. Н.А. Каеткова. Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме «Происхождение имен» - https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-tiemie-proiskhozhdieniie-imion.html, свободный. – Проверено 19.01.2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

Сценарий КВН по русскому языку в 5–6-х классах по теме "Выучи русский язык"

Сценарий КВН по русскому языку в 5-6 классе по теме  "Выучи русский язык"...

рабочая программа для 7 класса по русскому языку для национальной школы

Рабочая программа составлена для 7 класса  общеобразовательной средней школы на основании  Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного ...

статья "Изучение русского языка в национальной школе с опорой на родной якутский язык"

Изучение русского языка в национальной школес опорой на родной якутский язык....

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения...