Урок словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Слюсаренко Ольга Алексеевна

Материалы урока могут быть использованы в 11 классе как для подготвки к итоговому сочинению, так и для  выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovesnosti_po_rasskazu_i.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок словесности по рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар»

Основная цель урока –формирование навыков анализа текста художественного стиля в рамках подготовки к итоговому сочинению и выполнению задания 25 ЕГЭ по русскому языку

Задачи урока:

            образовательные:

  • формировать умение анализировать текст художественного стиля, вырабатывать навыки формулировки  позиции автора текста художественного стиля.
  •     развивающие:
  • развитие логического мышления, речи;
  • развитие творческих способностей;

             воспитательная:

вызвать личностно значимые переживания у обучающихся, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте, воспитывать ответственность за свои поступки.

Оборудование:  интерактивная доска, презентация, видеоролик,  рабочие листы, материалы Википедии.  

                                             Ход   урока                                                                          

  1.                  Подготовка к началу урока.

Ваше домашнее задание мы проверим в ходе урока, так как оно непосредственно связано с работой по тексту. Вы повторили понятие о теме,  основной мысли и позиции автора, ИВС.

Запишем дату и тему урока на  рабочем листе. (слайд №1)

    Целеполагание.

Прочитайте эпиграф к уроку, слова замечательного русского писателя И. А. Бунина

           ( слайд № 2)

                              «Всякая любовь – великое счастье, даже когда она не      разделена»» (обращение к эпиграфу).

– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)

                             

Слай-ды

Виды работы на уроке

         

        Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

4 слайд

5 слайд

Вступи-тельное

слово  учителя

Индивиду-альное опережа-ющее задание

Слово учителя

Любовь – великая таинственная стихия, чувство, преображающее жизнь человека, придающее  его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющее  особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Обратимся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       к рассказу И.А Бунина «Солнечный удар», написанному в 1925 году.

 Краткое содержание рассказа (видеоролик)

Заика С.

 

Прослушайте  текст, следя по записи

Подготовка к восприятию содержания рассказа

6-9 слайды

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Выразительное чтение текста(в актерском исполнении)

.

Фронталь-ная работа

   

Стратегия развития словаря

. Индивиду-альное опережа-ющее задание

«Чтение с остановка-ми»

Работа в группах

Рефлек-сия

Домашнее задание

   

         

I.1десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого,… она, эта маленькая безыменная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя называвшая себя прекрасной незнакомкой, уехала. 2)Спали мало, но утром, выйдя из-за ширмы возле кровати, в пять минут умывшись и одевшись, она была свежа, как в семнадцать лет.3) Смущена ли была она?4) Нет, очень немного. 5)По-прежнему была проста, весела и — уже рассудительна.

6)— Нет, нет, милый, — сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, — нет, вы должны остаться до следующего парохода.7) Если поедем вместе, все будет испорчено.8) Мне это будет очень неприятно. 9)Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать.10) Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. 11)На меня точно затмение нашло…12) Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…

13)И поручик как-то легко согласился с нею.14) В легком и счастливом духе он довез ее до пристани... 15)Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу.16) Однако что-то уж изменилось.17) Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. 18)Он был еще полон ею — и пуст. 19)Это было странно!20) Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было…

21)— Странное приключение! — сказал он вслух, смеясь и чувствуя, что на глаза его навертываются слезы. — 22)«Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли подумать…»23) И уже уехала…

24)… И прости, и уже навсегда, навеки. —25) Потому что где же они теперь могут встретиться? — 26)«Не могу же я, подумал он, не могу же я ни с того, ни с сего приехать в этот город, где ее муж, ее трехлетняя девочка, вообще вся ее семья и вся ее обычная жизнь!» … и мысль о том, что она так и будет жить в нем своей одинокой жизнью, часто, может быть, вспоминая его, вспоминая их случайную, такую мимолетную встречу, а он уже никогда не увидит ее, мысль эта изумила и поразила его.27) Нет, этого не может быть!28) Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно!29) — И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние.

....30) — Да что же это такое со мной?31) Кажется, не в первый раз — и вот… 32)Да что в ней особенного и что собственно случилось?33) В самом деле, точно какой-то солнечный удар!

(По И. А. Бунину)

  •  О  чём этот отрывок из  текста?

  • Говоря, о чём этот текст, что мы определили?

  • Объясните смысл названия рассказа.

Вывод: Любовь- одна из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни- и обреченность, краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар, но никогда прочной и долгой. У любви нет будущего. Настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.

     -Кто такой поручик?

Материал  из  Википедии

по-ру́-чик

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка). В XVIII-XIX веках встречался также орфографический вариант порутчик.

  1. истор.военн. в Российском государстве до 1917 г. воинское звание младшего офицерского состава, второй обер-офицерский чинрангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, соответствующее сотнику в казачьих войсках и современному лейтенанту истор.военн. в Российском государстве до 1917 г. лицо, имевшее такое звание )
  2. военн. в армиях некоторых стран воинское звание младшего офицера 
  3. военн. лицо, имеющее такое звание .

_С какой целью автор употребляет это слово?

(Назмеева)

2)  Какие изобразительно-выразительные средства использовал  писатель?

(Эпитеты-№ 1, 14, 21, 26

Антонимы- № 18

Контекстные синонимы-№2 4, 28,29

Лексический повтор-№13 15

Монологи героев-№6-12, №26-33

Деталь-№20

1.Обратите внимание на то, что в первом абзаце встречаются разные части речи: наречия, существительные, местоимения. Почему преобладают причастия и прилагательные? Какова их функция? А какова роль кратких  прилагательных ?

2.Какова функция наречий? ( пр. №13, 15, 24,28

3. Во втором абзаце  изменился морфологический строй речи, почему появилось больше  глаголов?( пр. №6-12-

4.Как автор показывает изменение внутреннего состояния героя в 3--5 абзацах?(Деталь, внутренний монолог поручика, антонимы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания)

Риторические вопросы-№25, 30, 32-

Риторические восклицания-№21, 27, 28-

Внутренний монолог  героя-пр.№26-33, подчеркивает растерянность и отчаяние поручика.

5.Задание  группам

1 группа- выписать ключевые слова .

2 группа –  определить стиль речи текста.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    3 группа  –  определить тип  речи текста.

-Какова же идея произведения? 

Вывод:Писатель, рассказывая о встрече поручика с прекрасной незнакомкой, поднимает вопрос о сущности любви. Встреча  п оручика и незнакомки стала для них обоих сродни настоящему солнечному удару, принесла ослепление страстью, а затем горькое разочарование.

 

- Что можно сказать об авторе, его позиции? Используя макет, определите позицию автора и запишите в рабочий лист.

-Что вам понравилось?

-Что показалось трудным?

Повторите определение тезиса. Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему.

         

Остальные  обучающиеся следят по рабочему листу находят ИВС и подчеркивают.

Отвечают на вопросы, задают вопросы друг другу по тексту            

Любовь- это дар небес. Счастье, ослепление страстью. У-дар, в то же время катастрофа, невозможность продолжения и в конечном итоге – гибель.

               Сообщение  ученика

             

 Учащиеся находят примеры, подчёркивают в тексте., определяют их функцию.

Отразить атмосферу жизни в России начала 20 века.

Оценка   содержа-ния и формы текста

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Монолог героини, изменился тип речи( рассуждение)

Бунин анализирует внутреннее состояние своего героя, подчеркивает растерянность и отчаяние, а также то, с какой горечью он пытается задавить в себе пробуждающееся чувство любви.  

Вывод:Усиливают образность, способ-ствуют эмоцио-нальному воздей-ствию в художественном стиле речи .

Ученики опре-деляют стиль речи, тип речи и называют ключевые слова

Формулируют вывод

Учащиеся работают в рабочих листах по макету. Затем читают полученные отрывки.

См. приложение №1

Отвечают на вопросы

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От стиля к тексту. Урок словесности по рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг".

Для закрепления темы"Стили речи" учащимся можно предложить презентацию «От стиля к тексту». Это будет образец их творческой работы. В этой презентации на примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» пок...

Урок словесности по рассказу И.Бунина "Кавказ"

Урок словесности в 8 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Цели урока: Систематизировать, обобщить и углубить  знания учащих...

урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....

конспект урока в 7 классе "Обучение технике нападающего удара"

Данный материал содержит цели и задачи урока, ход урока....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 6 «Основы медицинских знаний и оказание ПМП», урок 28 «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и

Данная презентация иллюстрирует двадцать восьмой урок ОБЖ в 6 классе  «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...

Рабочий лист к уроку словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"

Рабочий лист    предназначен для работы с учащимися на уроке словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"...