РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины В.ч.ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Косякова Людмила Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа и предназначена для реализации  требований  ФГОС  по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка).

     Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

      Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения вариативной части профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kult_rechi_ap.docx69.6 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

В.ч.ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

по специальности

20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)

Москва

2016

ОДОБРЕНА                                 РАЗРАБОТАНА

Кафедрой

общеобразовательных

 дисциплин

протокол № 1

от « 30 » августа  2016 г.

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Русский язык и культура речи», примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» авторов А.И.Власенкова,
Т.В.Потемкиной, одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)

(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Заведующий кафедрой

______    /Клюева И.В./

Заместитель директора

по координации учебных

программ и    проектов

  _____________/Фомина О.В./

Составитель:

Косякова Л. Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ    колледжа «Царицыно»

Рецензент: Демина А.А., преподаватель русского языка и литературы, русского языка и культуры речи высшей квалификационной категории; Частное образовательное учреждение высшего образования университет имени С.Ю.Витте

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины

20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа и предназначена для реализации  требований  ФГОС  по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка).

     Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

      Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения вариативной части профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования.

Данная рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Дисциплина включена в дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла за счет часов вариативной части ОПОП.          

        В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из вариативных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Содержание учебной дисциплины направлено на:

формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения дисциплины

Целью курса культуры речи является формирование грамотной языковой личности образованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. Программа ориентирована на достижение следующих результатов:

• личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

 − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по- требность речевого самосовершенствования;

• метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом;

− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

 − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка и культуры речи;

• предметных:

 − сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, документов различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической специфики;

− сформированность представлений о системе стилей языка и сферы их употребления.

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

         - участие в диалогических и политологических ситуациях общения,

         - установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

Весь объем учебной нагрузки по дисциплине сформирован за счет часов вариативной части ОПОП.

Содержание дисциплины нацелено на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Изучение любого курса зависит от умения студента воспринимать и продуцировать речь в рамках различных функциональных стилей русского языка. Обучая будущих специалистов в области авиационных приборов и комплексов приемам работы с устным и письменным текстом, дисциплина готовит обучающихся к более глубокому и адекватному восприятию дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического и профессионального цикла. Практическое значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности специалиста в области авиационных приборов и комплексов определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.

Уверенное владение родным языком, способность быстро понимать речь окружающих и грамотно реагировать на нее, способность ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме необходимы специалисту, участнику профессионального общения для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 61 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 51 час;

- самостоятельной работы  - 10  часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

- теория   

30

- практические занятия

21

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

лингвистический анализ текста,  подготовка рефератов, сообщений, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета, 3 семестр


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Язык и речь

Содержание учебного материала:

6/2

Тема 1.1. Язык и речь

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система.

Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.  Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.  

2

       2

Тема 1.2. Понятие культуры речи

Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Социальные аспекты культуры речи.

2

3

Практическая работа №1 Словари русского языка 

2

Самостоятельная работа №1: Используя средства Интернет, подготовить реферат на тему «История создания словаря».

2

Раздел 2. Фонетика

Содержание учебного материала:

6/2

Тема 2.1. Особенности русского ударения

Звук и фонема.Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи Логическое ударение. Произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов.  Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. 

2

3

Тема 2.2. Фонетические средства речевой выразительности

 Сценическое произношение и его особенности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. 

2

3

Практическая работа №2 Орфоэпические нормы

2

Подготовка к аудиторным занятиям: Используя средства Интернет, личные наблюдения, выявить типичные ошибки в произношении и ударении, записать с кодифицированной нормой.

2

Раздел 3. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала:

6/2

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка

Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2

3

Тема 3.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка

 Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Афоризмы, пословицы, поговорки.

Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

2

3

     

Практическая работа №3 Лексические нормы

2

Подготовка к аудиторным занятиям: Используя Интернет-ресурсы, учебную литературу по специальности, подобрать текст по авиационным приборам и комплексам, проанализировать его с точки зрения лексической сочетаемости слов

2

Раздел 4. Словообразование

Содержание учебного материала:

4

Тема 4.1. Способы русского словообразования

Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Словообразование знаменательных частей речи. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Работа с текстом по профессиональной деятельности.

2

2

Практическая работа №4 Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

Раздел 5. Морфология

Содержание учебного материала:

6

Тема 5.1. Классификация и особенности самостоятельных и служебных частей речи

Роль частей речи в построении текста. Стилистический анализ грамматических форм в тексте. Использование заданных форм слова в предложении и тексте. Стилистика частей речи. Использование грамматических синонимов. 

2

3

Тема 5.2. Основные выразительные средства морфологии

Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. 

2

3

Практическая работа № 5 Морфологические нормы

2

3

Раздел 6. Синтаксис

Содержание учебного материала:

8/2

Тема 6.1. Основные синтаксические единицы

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетаний. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

 Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимия простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

3

Практическая работа №6 Синтаксические нормы

2

Тема 6.2. Выразительные возможности русского синтаксиса

Инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция.

Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

Выявление и исправление ошибок в построении предложения. 

2

3

Практическая работа №7 Редактирование текстов по профессиональной деятельности.

2

Самостоятельная работа №2: (проект) Участие в одном из предложенных проектов: «Книга Памяти», «Говорим и пишем правильно».

2

Раздел 7. Нормы русского правописания

Содержание учебного материала:

8/2

Тема 7.1. Принципы русской орфографии и пунктуации

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.

Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.

2

3

Практическая работа №8 Орфографические нормы

2

Тема 7.2. Средства связи в предложениях

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. 

2

3

Практическая работа№9 Исправление ошибок в текстах по профессии.

2

Самостоятельная работа№3: (лингвистический анализ текста) Анализ текста по профессии. Редактирование текста по авиационным приборам и комплексам.

2

Раздел 8.Текст. Стили речи

Содержание учебного материала:

7

Тема 8.1. Стили русского языка

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности создания текста разных стилей.

2

3

Практическая работа № 10 Создание текстов профессиональной направленности

2

Тема 8.2. Жанры деловой и учебно-научной речи.

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. 

2

3

     Практическая работа № 11 Создание текстов научного и официально-делового стилей

1

Итого за 3-ий семестр

51/10

Всего по дисциплине

51/10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.3  ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

Язык и речь

• Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

 • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

 • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

 • проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;  

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Фонетика

 • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

•находить орфоэпические и акцентологические ошибки, исправлять их.

Лексика и фразеология

• Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

•находить лексические ошибки в тексте и речи товарищей, исправлять их;

•находить ошибки в использовании фразеологизмов, исправлять их;

•извлекать необходимую информацию из фразеологического, этимологического словарей, использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Словообразование

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Морфология

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

• определять роль слов разных частей речи в текстообразовании;

• находить морфологические ошибки, ошибки в формообразовании, исправлять их.

Синтаксис

Опознавать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

• комментировать ответы товарищей;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

• находить в тексте стилистические фигуры;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

• составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.

• находить синтаксические ошибки, ошибки в строении словосочетаний, построении предложений, исправлять их.

Нормы русского правописания

• вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

• преобразовывать информацию; строить рассуждение на профессиональную тему;

• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• производить синонимическую замену синтаксических конструкций.

Текст. Стили речи

• Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных, научных, официальных текстов;

• вычитывать разные виды информации;

• находить в тексте стилистические фигуры;

• характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

• выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

• анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

 • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

 • различать тексты разных функциональных стилей;

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

 • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи

 (сообщение, доклад; эссе; расписка, доверенность, заявление);

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебный кабинет «Русский язык и литература».

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».

3.1.2. Технические средства обучения: 

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии.

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

            -извлечение из ФГОС СПО по специальности  09.02.01 Компьютерные сети

(базовая подготовка);

  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

  • план учебного занятия (технологическая карта занятия);
  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
  • домашние задания;
  • перечень тем рефератов, устных сообщений.
  • методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

  • тесты по темам дисциплины;
  • перечень вопросов к дифференцированному зачету.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.3.1. Основные источники

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов учреждений СПО. – М., «Академия», 2012.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2012.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2013.

3.3.2. Дополнительные источники

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2014.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2015.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2013.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2012.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2012.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2014.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2014.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2014.

3.3.3. Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2013.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2014.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2015.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2012.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2014.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2012.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2010.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2014.

3.3.4. Медиатека

1.Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М.. «МедиаХауз», 2014.

2. Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., «Новый Диск», 2014.

3. Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, «Инис-софт», 2015.

4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., «1С: Репетитор», 2014.

3.3.5. Интернет-ресурсы

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru

3. Филологический портал Philology.ru

4. http://www.pomochnik-vsem.ru

5. http://www.gramma.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает  текущий контроль успеваемости; рубежный контроль после изучения разделов и итоговый контроль по итогам освоения дисциплины.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (см. таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Неудовлетворительно

Методическое обеспечение в виде заданий для рубежного контроля (примерное содержание контрольных работ), тестовых заданий, рефератов, вопросов к дифференцированному зачету отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий

проектного характера;

- тестовые задания по

темам курса.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения

нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка

Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

ОК 4  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

ОК 5  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать языковые формулы официальных документов;

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

 -извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

-  создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, деловой сферах общения;

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- редактировать собственный текст;

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Знания:

- компоненты речевой ситуации;

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий

проектного характера;

- тестовые задания по

темам курса.

Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения

нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка.

Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.

- основные аспекты культуры речи.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности 060501.51 Сестринское дело

Рабочая программа предназначена для реализации требований  ФГОС  по специальностям СПО, входящим в состав естественнонаучного профиля профессионального образования укрупненной группы специал...

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессион...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура. по специальности 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы

Рабочая программа  учебной  дисциплины  является  частью программы программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "рУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" 9 КЛАСС

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса составлена  на основе:   основной  образовательной программы основного общег...