Урок "Текст. Стили речи" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок " Текст. Стили речи" построен с использованием тетрадей-практикумов по развитию письменной речи учащихся, что позволяет научиться конструированию  и редактированию готового текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst._stili_rechi.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6-А

Предмет: русский язык

Учитель: Пашковская Н.А.

Класс: 6-А

Учитель: Пашковская  Нина Алексеевна

Тема урока: Текст. Стили речи.

Тип урока: общеметодологической  направленности

Цель урока:  совершенствовать умение определять стили речи, производить анализ текста с точки зрения его композиционных особенностей.

Задачи урока:

- научиться различать тексты  по стилю речи,

-закрепить знания об устойчивой стилевой разновидности текстов,

 -определить, каковы языковые и композиционные признаки текста определённого типа речи.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: в результате урока учащиеся смогут  понять необходимость  уважительного отношение к родному языку, реализовать потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • увеличить объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • усовершенствовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные : в результате занятия учащиеся смогут  работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

  •   Различать тексты, в соответствии с их стилистической принадлежностью(познавательные УУД);
  •   выстраивать речевые высказывания по теме(коммуникативные УУД);
  •   работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

Предметные: в результате проведения урока учащиеся определять текст по форме, виду речи, выявлять устойчивые разновидности текстов, составлять, редактировать текст на основе языковых признаков типа и стиля речи


Фазы урока, выстроенного в технологии «Дидактический цикл»

Учебная деятельность

Технологические приемы

Универсальные учебные действия

1. Актуализация того, что уже известно

Обнаружение «незнания»

Задание 1. Откройте учебник на стр.46 ( учебник русского языка под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др..В 2-х ч Ч.1,М.:Просвещение,2013)рассмотрите схему, ответьте на вопрос: С каким стилем вы ещё не знакомы?

Задание классу: прочитайте два текста и ответьте на вопрос:

В чём их сходство и отличия? (по «Дидактическим материалам по русскому языку Е.П.Черногрудовой. «Экзамен»,М.,2015 г..

1текст: Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, весь облик которой свидетельствует о её приспособленности к быстрому бегу: её ноги упираются о землю только кончиками пальцев, а чем меньше площадь опоры, тем меньше трение о поверхность почвы при движении. Из всех существующих млекопитающих лошади сохранили меньше всего пальцев…у лошди сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге…

2 текст:

Большой вороной конь с чёрной гривой и блестящими зелёными глазами самовластно распоряжался во всей округе…Мустанг показался мне образцом лошадиной красоты, самым благородным конём из всех когда-либо скакавших по степям, и одна мысль о том, что этот красавец может превратиться в кучу падали, была мне отвратительна. Однако местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь обязательно упряма, как осёл, и зла как бес.

Ответы учащихся:

Стиль:

-1-й текст научный( научное, точное описание без худ.-выразительных средств)

Тип: описание, так как описывается лошадь с разных сторон

2-й текст художественный, так как присутствуют эпитеты, сравнения.

Тип: описание-рассуждение, так как кроме описание автор рассуждает о характере и поведении лошади.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Выявляют место и причину затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действия

Личностные:

  1. Самоопределение
  2. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

  1. Целеполагание
  2. Прогнозирование

Познавательные:

  1. Анализ текста
  2. Установление отношений между данными и вопросом

Коммуникативные:

Интериоризация

2.Освоение нового

Задание 3.прочитайте диалог учительницы, ученицы и ученика на стр. 47 учебника

Какой вывод мы можем сделать, прослушав его?

Прочитайте доклад Вани и скажите, что Ваня сделал неверно ( упр. 84)

Ответ:

-он сделал доклад в разговорном стиле, а надо в научном

Задание ( в парах): отредактируйте доклад Вани, объясните, что вы исправили.

Ответ:

- нужно убрать эмоциональные высказывания («Ужас!»)

-просторечны слова ( «давай ругать», »еле»)

-представить как текст-рассуждение,объясняющий суть изобретения,а не повествовательный, где рассказывается история о том, как мальчик катался на велосипеде

Изменённый текст:

Ваня изобрёл зеркало заднего вида для того, чтобы можно было  видеть то, что находится у тебя за спиной.

Это  изобретение необходимо, так как предотвращает несчастные случаи и позволяет катающемуся на самокате быть уверенным в дорожной ситуации.

Вопросы классу:

-Какому стилю принадлежит текст, докажите.

Ответ:

-научному, так как используется нейтральная точная лексика, текст – рассуждение.

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы., составляют  текст

Личностные:

  1. Самоопределение
  2. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

  1. Целеполагание
  2. Прогнозирование

Познавательные:

  1. Анализ текста
  2. Установление отношений между данными и вопросом

Коммуникативные:

Интериоризация

3. Ликвидация «незнания»

Вывод: Для разных жизненных ситуаций нужно использовать определённый стиль речи, тип текста

Заполняем кластеры на доске и в тетради:

Научный – доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике ( чаще описание илир рассуждение)

Разговорный – при общении с товарищами, близкими людьми. ( любой тип текста)

Художественный-язык художественных произведений( любой тип текста)

Официально-деловой - в сфере делового общения ( рассуждение)

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

Личностные:

Самоопределение

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

 Контроль внимания

Познавательные:

Установление отношений между данными и вопросом

Составление плана решения

Коммуникативные:

Взаимодействие

4. Применение нового учебного материала

Задание: используя предложенный набор слов и словосочетаний составьте тексты в различных стилях, дайте название вашему рассказу, определите речевую ситуацию, в которой ваш рассказ будет уместен, укажите, какой тип текста будет представлен:

(слова для использования: двухколёсная машина,  невнимательный прохожий, весёлая болтовня развивает скорость тяжёлый рюкзак, приводимое в движение, педали с двух сторон, натяжная цепь, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный велосипед, гоночный , железный конь, трёхколёсный  тормозные колодки, насос, детский ,бутылка для воды, визг тормозов, переключение скоростей. блестящая поверхность ,охи и ахи, много впечатлений, необыкновенный подарок, длительные путешествия, красивые виды, и т.д.)

1 ряд-научном

2 ряд-художественном

3 ряд –разговорном

ОТВЕТЫ: 1.Научный стил., тип-описание, для выступления перед аудитрией или написание словарной статьи.

Велосипед – ото двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движения парами педалей., вращающих колеса через натянутую цепь.Велосипед развивает скорость до 25 километровв час.Они могут разделяться по назначению: спортивные, гоночные, детские. Как правило, велосипд комплектуется насосом, светоотражающмися фонарями  и бутылкой для воды, некоторые имеют багажник и проволочную корзину( для перевозки продуктов.

2. Художественный Тип текста-описание. Используется в художественном произведении.

 Моему другу купили новый гоночный велосипед. Он был великолепен. Все никелированные детали блестели на солнце. Сам он был настоящий «железный конь», способный уносить намного километров вперёд за считанные минуты.Колёса у него были неправдоподобно тонкими и большими, а на руле - переключатель скоростей.

Как я завидовал моему другу!

3. Разговорный. Тип-повествование. Используется в разговоре друзей.

 Как-то раз мы с друзьями собрались в  поход, но у меня не было велосипеда, тогда мне его одолжил сосед, потому что он в поход не мог пойти - родители наказали.

 Нагрузились мы по полной: взяли рюкзаки, воду, одели кроссовки и  поехали на станцию, по дороге весело болтая. Вдруг из-за кустов выскочил пёс и начал на нас лаять. Мы пустились наутёк, но пёс не отставал, мы поехали ещё быстрее и не заметили, что тротуар закончился. А впереди было бездорожье. Яму я заметил поздно: «Бах!» Скрип тормозов раздался после того, как я оказался лежащим в грязной луже со свёрнутым рулём – поход закончился!

Недаром говорят «На чужом несчастье своё не построишь».

.

Выполняют задание по группам, составляют и редактируют тексты, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

Планирование

Контроль внимания

Коррекция

Прогнозирование

Познавательные:

Анализ текста

Осуществление плана решения

Проверка и оценка решения задачи

Моделирование

Коммуникативные:

Взаимодействие

Кооперация

Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение)

5.Присвоение нового знания

Сделаем  выводы:

- в чем особенность стилей речи,

- какова сфера употребления каждого?

- какую решают типичную речевую ситуацию?

-  можно убрать какой-то из них?

Выполните задание упр.86 на стр.48 учебника, обоснуйте свой ответ

Задание для самостоятельной работы с взаимопроверкой на понимание текста:

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Обычно на середину поляны, где возвышался дуб, заяц забегал редко. (2)Однако на этот раз его сбила с толку туманная хмурь – поленился сторонкой обежать. (3)За осиновой корой  прямиком направился – через поляну.

(4) И до середины поляны ещё не допрыгал, как страшно зашумело над головой, - коршун! (5) Едва успел на спину  броситься; закричал тонко, ударил навстречу врагу сильными задними лапами. ( 6) Пух, перья полетели.. (7) Не ждал такого отпора коршун, взмыл вверх, а косой тем временем  вскочил и помчался к лесу. (8) лишь несколько скачков сделал, а птица опять вниз летит – в атаку идёт. (9) Заяц снова на спину повалился, визжит и сечёт перед собой коготками.

  (10) Ничего у коршуна не выходит. ( 11)Пока он отлетит да развернётся, косой всё ближе и ближе к лесу, так и ушёл в гущину. (12)Сел недовольный коршун на  верхушку дуба, озирается сердито, ищет, на ком бы сорвать.(13) Обидно ему: от зайца попало. ( 14) А старый дуб доволен: косой жив остался. (15) Вот ведь как, значит, - если надо, заяц-то вовсе не трус!

                                                                                                          по В. Спице)

  1. Определите стилевую принадлежность текста:________________________
  2. Какой тип текста представлен?_____________________________________
  3. В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.

ОТВЕТ___________________________

4.Почему коршун сердито озирается, сидя на верхушке дуба?

1)Коршун смотрит, нет ли свидетелей его неудачной охоты?

2)Коршун боится пропустить приближающихся к поляне охотников?

3)Коршун ищет, на ком бы сорвать зло за неудачную охоту?

4)Коршун глядит в том направлении, куда убежал заяц?

ОТВЕТ__________________________________________

5.В предложении 8-9 найдите слово или словосочетание  со значением « быстрое и решительное наступление». Выпишите его.

ОТВЕТ_________________________

6.В предложениях 7-8 найдите слова-антонимы, выпишите их.

ОТВЕТ_________________________

7. Почему заяц поступал так, как описывается  в предложении № 9.

_______________________________________________________________________

Итог: учащиеся обмениваются работами и делают выводы

Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Личностные:

Самоопределение

Смыслообразование

Регулятивные:

Контроль внимания

Коррекция

Познавательные:

Проверка и оценка решения задачи

Коммуникативные:

Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение)

6. Обратная связь, самоконтроль, рефлексия.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали, было ли это полезным?

- Удалось ли достичь цели?

- Над чем нужно ещё работать ?

- Где можно применить новые знания?

Домашнее задание – написать мини- сочинения-описания в художественном и научном стиле о любом предмете , которые вас окружают

.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дают ответы на вопросы

Записывают домашнее задание

Личностные:

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные:

Оценка учебной деятельности

Прогнозирование

Познавательные:

Проверка и оценка решения задачи

Моделирование

Коммуникативные:

Взаимодействие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ДЖАЗОВЫЕ СТИЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Выделяя импровизацию в отдельный вид занятий, можно предложить ряд упражнений и рекомендаций, способствующих развитию импровизационных наклонностей в сфере эстрадной и джазовой музыке, что разнообрази...

Уроки № 28-30. Официально-деловой стиль (11 класс, русский язык, А.И. Власенков)

Повторение и обобщение об официально-деловом стиле речи. Практическое овладение составлением  деловых бумаг....

"Традиционная народная кукла в современном стиле", 6 класс

Технологическая карта по изготовлению куклы из ниток является приложением к методической разработке факультативного занятия "Традиционная народная кукла в современном стиле", 6 класс...

Урок развития речи "Публицистический стиль" 7 класс

Учебный материал содержит презентацию к уроку развития речи в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", а также текстовый документ с заданиями для учащихся....

Презентация "Меняются времена, меняются стили" 8 класс

Презентацию можно использовать на уроке английского языка. Тема "Меняются времена, меняются стили"....

Урок по русскому языку "Предлоги делового стиля" 7 класс

Урок дает представление о предлогах делового стиля, есть задание на редактирование текста, на отработку орфоэпических норм....