Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Юлия Анатольевна Головчанова

Степени сравнения наречий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepeni_sravneniya_narechiy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Степени сравнения наречий»

 Цели урока (закрепление изученного материала) Образовательные: 1. Сопоставление формы степеней сравнения наречий и прилагательных, развивать умение отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных сравнительной степени.

2. Развивать приёмы распознавания морфологических омонимов, усвоение нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени.

 Развивающие: Содействовать развитию у детей способности различать степени сравнения частей речи, помочь учащимся в развитии навыков самостоятельной работы, развивать воображение, обогащать речь.

 Воспитательные: Воспитывать культуру грамотного письма и речи, пробудить интерес к окружающей природе.

Оборудование – таблица, карточки, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

 . Постановка цели урока.

- Что изучали на предыдущем уроке? Что такое наречие?

Какие степени сравнения есть у наречий? С какой частью речи похожи наречия?

Схема –таблица на проекторе: степени сравнения прилагательных и наречий.

Сделайте вывод: чем они похожи и чем различны? Какую проблему предстоит нам решить сегодня на уроке?

(можете посоветоваться с соседом, который сидит сзади) Слушаем выводы..

А хотите послушать сказку о наречии? Во время прослушивания выпишите имена наречий, которые спорят.

 Кто важнее?

В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили всё время спорить друг с другом, кто важнее. - Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать ПО- ЗАЯЧЬИ. - А стоит представить меня, - хвастается другое,- так СРАЗУ всё исполнится. А вот ты КОГДА собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле. - КОГДА-НИБУДЬ.- лениво отвечает то. А я очень люблю вредить всем, растягивая слова, вставляет наречие ЕЛЕ-ЕЛЕ. - Стоит меня подставить. Так всё делается медленно. - и я тоже!-крикнуло наречие КОЕ-КАК. Стоит мне встать вместе с глаголом, так всё дело портится. Но тут вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул: «Где же наречие ЯРКО?» - Почему оно нам не поможет?-воскликнули другие. - А зачем я вам ?-спросило наречие ЯРКО. – Выже думаете, что являетесь ВАЖНЕЕ ВСЕХ! Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство.

Ребята, вы внимательно слушали сказку?

А теперь вспомните, какие наречия хвастались?(по- заячьи,кое-как, сразу, когда-нибудь, еле-еле).

 Мы знаем, что наречия легко образуются от других частей речи, потому что они появились в русском языке позже других частей речи. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова  и образовываться от них. Чаще всего они образуются от прилагательных

Как отличить прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени? ( наречия в сравнительной степени зависят от глагола и отвечают на вопрос как? В предложении являются обстоятельством. Прилагательные отвечают на вопрос каков? Какова?и др.

 

 К нам в начале урока пришло слово ЯРКО. Оно не хочет дружить с этими хвастунишками, потому что оно оканчивается на О и может иметь степень сравнения. Оно не просто так пришло. Какое сейчас время года наступает?( весна). Весной пробуждается природа. Дни становятся длиннее , а ночи короче. Да и солнышко пригревает уже по-весеннему, ярко. Давайте и определим. Какой частью речи оно будет являться в разных предложениях..(предложение записано на доске) Сегодня солнце светит ярче, чем вчера. Сегодня солнце ярче, чем вчера. (работа в группах. )

Определим. какой частью речи будет являться слово ярче в этих предложениях. Выработайте алгоритм определения части речи(последовательность действий: что нужно сделать, чтобы определить:наречие или прилагательное .Что для этого нужно?( задать вопрос) От какой части речи зададим его в 1 предложении? А во втором? На разные вопросы они отвечают?(да) Но вот теперь понятно, как их различать? Давайте сделаем вывод6 наречия в сравнительной степени отвечают на вопрос как и зависят от глагола, в предложении являются обстоятельством. А теперь попробуйте сами определить, какими членами предложения являются выделенные слова.

Всё светлее и ярче лучи солнца освещали вершины снежных гор.(на доске)

 1. подчеркнуть в предложении все члены и определить, какой частью речи они выражены.

2. Произвести синтаксический разбор этого предложения.

 А теперь посмотрим на остальные формы степеней сравнения. Что между ними общего и чем они отличаются?

 

Орфографическая зоркость(определите в стихотворении наречия в сравнительной степени) 1. Прочитайте стихотворение. 2. Какое слово всё время повторяется? 3. Да. Эти слова одинаковы по написанию. Но лексическое значение у них разное..

 4. Выпишите словосочетания, чтобы слово ЧАЩЕ являлось наречием, прилагательным в краткой форме и существительным.( в зелёной чаще, звучанье чаще, поёт чаще)  - на доске

В зелёной чаще-

чаще Звучанье соловья.

Весна. Доволен я.

 Брожу по тёмной чаще,

А соловей всё чаще

Поёт на склоне дня.

 Всё чаще, слаще в чаще

 Звучанье соловья.

Наречия в сравнительной степени встречаются в пословицах карточки).Допишите слова, определите, какой частью речи они будут являться. Утро вечера ----------( мудренее) Старый друг ---------новых двух. -----едешь,----будешь.

Найти в тексте предложения с наречиями и прилагательными в различных степенях сравнения.

Самое быстрое млекопитающее.

 Самым быстрым млекопитающим среди четвероногих считается гепард, скорость которого на коротких дистанциях может достигать 112 км\ч. За ним следует антилопа -96км\ч. Гепард бегает в три раза быстрее самого быстрого человека -спринтера, и даже не каждый автомобиль его догонит! Но животные быстро устают и останавливаются на отдых.

ИТОГ. Услышим скоро мы звонок Пора заканчивать урок.

 О чём мы говорили на уроке? Как отличить прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени? От каких наречий можно образовать различные формы сравнительной степени?

 Благодарю за урок.