Грамматические нормы: теория, практика. Глагол
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Сорокина Наталья Юрьевна

Грамматические нормы: морфологические признаки глагола, нормативное употребление глагола в речи, практическое применение теоретического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_normy_5.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические нормы: теория, практика

ГЛАГОЛ:      

ЧТО ДЕЛАТЬ?    ЧТО СДЕЛАТЬ? (действие предмета)

Начальная форма – инфинитив (-ть, -ти, -чь)

Постоянные признаки

1.

совершенный вид

что сделать?

прочитать, узнать, вспомнить

несовершенный вид

что делать?

читать, узнавать, вспоминать

2.

переходный

сочетается с:  В.п. без предлога

                        Р.п. при отрицании

                        Р.п. – часть целого

воспитывать (детей)

не знать (горя)

попить (молока)

непереходный

остальные

радоваться (победе), надеяться (на лучшее)

3.

возвратный

есть постфиксы –ся, -сь

учиться, вдуматься

невозвратный

нет постфикса

учить, думать

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по  - окончанию, если окончание ударное

                              -  инфинитиву, если окончание безударное

                       

                                 2 спряжение                                                                1 спряжение

окончания: -у, -ю, -Ишь, -Ит, -Им, -Ите, -Ат, -Ят

окончания: -у, -ю, -Ешь, -Ет, -Ем, -Ете, -Ут, -Ют

инфинитив:                  1) все на – ИТЬ, кроме брить, стелить

+ производные             2) 4 на –АТЬ (гнать, держать, слышать,

                                      дышать)

(с приставками, с -ся)  3) 7 на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)

инфинитив: все остальные

(-еть, -ать, -оть, -уть…)

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

                                            Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь  

Непостоянные признаки:

1. Наклонение                                                     2.

изъявительное

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

                                             - прошедшее

                                                                     

                                             - настоящее

                               

                                             - будущее

                                                                           

                                                                     

читал, прочитал

- нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

сложное (буду читать – несов.в.)

повелительное

приказ, совет, просьба

живи (-те), верь

(-те), пусть идет, давай читать

условное

(сослагательное)

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

3.

род

только в ЕД.числе- есть в прош.вр и в условн. накл.

узнал бы, узнал(а) бы

4.

лицо

ЕСТЬ в наст. и буд. вр.; НЕТ в ПРОШ.вр.!

узнаю, узнаешь, узнает

5.

число

поговорю – поговорим, узнал - узнали

Примечание:

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

  светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок - лекция  4.   Употребление   глаголов   и   их   форм   в    речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи – сказал бы), глаголы одного времени  в значении другого (пришел – прихожу). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом  и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни – вспомните), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

• с оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе.

• со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

• со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос). Я просил бы вас здесь не курить. Ср.: я прошу вас.)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

• Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему значение осторожного, учтивого пожелания;

• Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем значение побуждения к совместному действию;

• Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:

• Глаголы, различающиеся функциональной окраской

Нейтральные:

брезгать

видеть(ся)

влезать

выздороветь

выстлать

разостлать

дряхлеть

затапливать

испечь

класть

лазить

мучить

нарубить

положить

похудеть

сажать

слышать

Имеющие разговорно-просторечный характер:

*брезговать

*видать(ся)

*влазить

*выздоровить

*выстелить

*расстелить

*дряхнуть

*затоплять

*спечь

*покласть

*лазать

*мучать

*нарубать

*ложить

*похудать

*садить

*слыхать

• Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: *покласть, *поклали, *поклади. Надо: положить, положили.        

• Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (*кушаю).

• Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и я в корне слова:

Формы книжной речи

обусловливать(ся)

обезболивать

опорочивать

подзадоривать

захлопывать

удостоиваться

но:

затрагивать

облагораживать

осваивать

присваивать

удваивать

Формы устно-разговорной речи

обуславливать(ся)

обезбаливать

опорачивать

подзадаривать

захлапывать

удостаиваться

*   варианты с  – устаревшие

*

*

*

*

• У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами      -изирова- и -изова-:

легализоваться  – легализироваться,

локализировать  – локализовать,

стандартизировать – стандартизовать,

нормализовать – нормализировать (реже).

  1. Варианты форм причастий:

 • Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма):

забредший – *забравший,

приобретший – *приобрёвший,

приплетший – *приплёвший,

вышибленный – *вышибенный,

заклеймённый – *заклеймлённый,

изрешечённый –  *изрешетённый,

обезопасенный – *обезопашенный,

пронзённый – *пронжённый

• Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксом   -ну-. Возможны варианты с -ну- и без него.

Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом        -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

4.4. Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами  и вши:

взяв – взявши,                

дав –  давши,        

написав –  написавши,        

закрыв – закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п.

Без заметного различия используются формы:

замерев – замерши,

заперев – заперши,

затерев – затёрши,

простерев – простёрши.

В парах: положив – положа  (положа руку на сердце),

разинув – разиня (слушать разиня рот),

скрепив – скрепя (скрепя сердце),

сломив – сломя (броситься сломя голову),

спустив – спустя (работать   спустя рукава) и т.д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

ПРАКТИКА

Употребление глаголов

Образование форм глаголов

ошибочными являются формы:

следует употреблять:

- 1л., ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу);

- описательные формы (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);

- 3 л., ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет);

- полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;

- бесприставочных глаголов прош.вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул);

- мок, сох;

- бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложить);

- класть, положить;

- некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться);

- стирать, играть, полоскать;

- некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь).

- положи, поезжай.

Тест 1. Отметьте нарушения норм образования глагола.

1. смогу победить                                                4. часто чишет

2. махает руками                                                  5. сох на солнце

3. укласть вещи                                                    6. буду полоскаться

                                                                                                                                        Ответы: 2346

Различайте!

глаголы с чередованием о-а в корне

             -о-                                                                                               -а-

захлопывать, озабочивать,                                                   заготавливать, застраивать,    

отсрочивать, опорочивать,                                                   облагораживать, оспаривать,

приурочивать, узаконивать                                                  удваивать, удостаивать

-о-//-а-

сосредоточивать – сосредотачивать

обусловливать - обуславливать

Тест 2. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать                                                    б) обуславливать

2. а) сосредоточивать                                                 б) сосредотачивать

3.а) уполномочивать                                                  б) уполномачивать

4. а) узаконивать                                                         б) узаканивать

5.а) оплочено                                                               б) оплачено                

                                     

                                                                                             Ответы: 1аб2аб3а4а5б

При употреблении глаголов с суффиксом – ся иногда возникает двусмысленность: Студенты направляются в школы для прохождения практики. Неясно, сами ли они направляются или их направляют. Следует употребить:

Студенты направлены в школы для прохождения практики.

Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Не ложи книги на полку.
  2. Они хочут идти в театр.
  3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.
  4. Я надел пальто и вышел на улицу.
  5. Создается впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомленность.
  6. Поезжай на море!
  7. Пошлите в кино!
  8. В субботу я буду стираться.
  9. небо охватывается заревом.
  10. Без воды цветы сохнули в вазе.                                                              Ответы: 1237810

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Где вы слыхали об этом?
  2. Куда же я положила свою книгу?
  3. Бывайте здоровы!
  4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
  5. Когда кот хочет есть, он мяукает.
  6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.
  7. На нашей улице часто ездиют машины.
  8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.
  9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?
  10. Помоги мне одеться.                                                                               Ответы: 1346789

Видо – временная соотнесенность глаголов

Смешение форм времени и вида глаголов является грамматической ошибкой:

Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него.

Следует употреблять:

Когда мать узнаёт, чем занимается ее сын, у нее появляется страх за него.

Тест 5. Отметьте нарушения видо – временной соотнесенности глаголов.

  1. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
  2. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
  3. Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с е фондами.
  4. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.
  5. В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.
  6. Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.
  7. Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
  8. Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.
  9. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
  10. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.

                                                                                                                                         Ответы: 124589

Обобщающий тест

  1. К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а собственно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.
  2. Лошадь пасется на лугу.
  3. После химической обработки детель помещается в ванну.
  4. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.
  5. Старик жил один: жена его ушла три года назад.
  6. Ты лягешь спать на раскладушке.
  7. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид…
  8. Едь один, я позже приеду.
  9. Повесь пальто на крючок.
  10. Празднество приурочено к юбилейной дате.

                                                                                                                                            Ответы: 1345678


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические нормы: теория, практика. Имя существительное

Грамматические нормы: морфологические признаки имени существительного, нормативное употребление имени существительного в речи, практическое применение теоретического материала....

Грамматические нормы: теория, практика. Имя прилагательное

Грамматические нормы: морфологические признаки имени прилагательного, нормативное употребление имени прилагательного в речи, практическое применение теоретического материала....

Грамматические нормы: теория, практика. Имя числительное

Грамматические нормы: морфологические признаки имени числительного, нормативное употребление имени числительного в речи, практическое применение теоретического материала....

Грамматические нормы: теория, практика. Наречие

Грамматические нормы: морфологические признаки наречия, нормативное употребление наречия в речи, практическое применение теоретического материала....

Грамматические нормы: теория, практика. Причастие

Грамматические нормы: морфологические признаки причастия, нормативное употребление причастия в речи, практическое применение теоретического материала....

Грамматические нормы: теория, практика. Деепричастие

Грамматические нормы: морфологические признаки деепричастия, нормативное употребление деепричастия в речи, практическое применение теоретического материала....

ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика.

ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика к заданию № 8...