Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

программа состоит из пояснительной записки,таблицы планируемых результатов, тематического планирования по классам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_fgos.docx81.42 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы.

Рабочая программа является частью ООП ООО МБОУ СОШ № 13 и конкретизирует содержание и особенности реализации курса Русского языка на уровне ООО. Её характеризуют направленность на достижение планируемых результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся на уровне начального общего образования, а также предоставляет возможность для получения образования на следующих уровнях.

В соответствии с ФГОС содержание программы направлено на реализацию следующей цели: достижение планируемых результатов освоения к Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

        Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

 

  1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку:

КОД

Личностные УУД

Л-1

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа).                                                                                              Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма — любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране — России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах.                                                                                                                                               Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Л-3

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.                                                                                           Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:                          Л-3.2.1.  осознавать современное многообразие типов мировоззрения, социальных, духовных, языковых, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;                                                                                                     Л-3.2.2    постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы;                                                                                                 Л- 3.2.3   учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;                                                                                      Л-3.2.4.   учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.                                                           Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Л-4

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к ценностям народов России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям.                                                                                     Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;                                                                                                                    Л-4.2.2.   Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;                                                                                                         Л-4.2.3.   Стараться понять друг друга при столкновении позиций и интересов ,       Л-4.2.4.  Учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

Л-5

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).                                                                                                                                      Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат.                                                                                                   Л-5.3. Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса.                                                                                                          Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами.                                                                                                                Л-5.5. По мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона с учётом религиозных, этнокультурных социальных и экономических особенностей (экономические проекты, культурные события и т.п.).                                                                                                                    Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.                                                                                                                                                   Л-5.7. Учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.).                                                                                        Л-5.8. В процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с другой стороны, противостоять коллективной воле группы, подавляющей личность.

Л-6

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию;                                  Л-6.2.Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;                                                 Л-6.3. Быть готовым к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;                                                                     Л-6.4 Сформировать представления об основах светской этики, о культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;                                                                                                               Л-6.5 Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.                                                                                                              Л-6.6. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нравственном поведении.                                                                                                                                                                                                                                          Л-6.7. Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения.                                                                                    Л-6.8. Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.                                                              

Л-7

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-11

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Л-11.1.Учиться понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;                                                                                                    Л-11.2. Сформировать основы художественной культуры  как части  общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;                                                                                                                                              Л-11.3.Сформировать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;                                                                                                                           Л-11.4. Сформировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;                                                                                           Л-11.5. Уважать  историю культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;                                                                                               Л-11.6. Развивать в себе потребность в общении с художественными произведениями;                                                                                                                                   Л-11.7. Сформировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

КОД

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

Р - 1

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;                                                                                                               Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;                                                                                                                      Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;                                                                                                                                                       Р-1.4.  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;                                                                                                                                                            Р-1.5.  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;                                                                                                         Р-1.6.  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Р - 2

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;                                                                                                                     Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;                                                                                                                                     Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;                                                                                                                            Р-2.4. выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);                                                                                                                                       Р-2.5. выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;                                                                                                                            

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р-2.7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Р-2.8. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Р-2.9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Р - 3

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.2.  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-3.5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
Р-3.6. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
Р-3.7. устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
Р-3.8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р - 4

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Р-4.1. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
Р-4.2. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
Р-4.3. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
Р-4.5. обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
Р-4.6. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Р - 5

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Р-5.4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Р-5.5. ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Р-5.6. демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

КОД

Познавательные УУД

Выпускник научится:

П - 1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия;                                                             П-1.2. подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
П-1.3. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
П-1.4. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
П-1.6. выделять явление из общего ряда других явлений;
П-1.7. определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
П-1.10. строить рассуждения на основе аналогии                                                                                                   П-1.11. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
П-1.12. выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
П-1.13. делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.                                                      П-1.14. выделять главное

П - 2

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

П-2.1. обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
П-2.2. определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
П-2.3. строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
П-2.4. преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.);
П-2.5. строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
П-2.6. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

П-2.7. Познавательные действия по решению задач (проблем):
П-2.7.1. Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)                                                          
П-2.7.3. Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного  и  художественно-эстетического циклов                                                                                                         П-2.7.3.1. Создавать самостоятельные замыслы художественных произведений и находить соответствующие художественные средства дляих воплощенияП-2.7.3.2. Понимать на основании анализа художественных средств замысел и ценностные ориентиры автора произведения                                                                                                                              П-2.7.3.3. Интерпретировать художественное произведение с учетом исторической эпохи его создания, специфики вида искусства, к которому относится произведение, и творческого своеобразия автора

КОД

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

К-1

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 К-1.1. Определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;                                                                                                                                                        К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия;                             К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;                                                                                                                                    К– 1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;                                                              К– 1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности  с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.;                                                                                                                            К– 1.6. Соблюдать регламент деятельности в  группе;  слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;                                                                                              К– 1.7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
К– 1.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;                                  К-1.9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;                                

К-2

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

К-2.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.                                                                                                                                     К-2.2. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
К-2.3.
К-2.4.представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
К-2.5. соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
К-2.6. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
К-2.7. принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
К-2.8. создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
К-2.9. использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
К-2.10. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
К-2.11. делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

К-2.11. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:
К-2.11.1. Определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.11.2. определять границы содержания темы;
К-2.11.3.  формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.11.4.  придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.11.5.  придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.11.6.  излагать тезисно;
К-2.11.7.  формулировать выводы из собственного текста;
К-2.11.8.  подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.11.9.  пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.11.10.  подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

К-2.12. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:
К-2.12.1. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.12.2.определять границы содержания темы;
К-2.12.3.выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.12.4. составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
К-2.12.5. придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.12.6. придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.12.7. оформлять мысли тезисно;
К-2.12.8. подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.12.9. обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;
К-2.12.10. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.12.11. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
К-2.12.12. грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

КОД

Смысловое чтение

СЧ-1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;
СЧ-1.1.2. выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
СЧ-1.1.3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
СЧ-1.1.4. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
СЧ-1.1.5. объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
СЧ-1.1.6. сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);                                                      

СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
СЧ-1.3.1.  определять назначение разных видов текстов;
СЧ-1.3.2. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
СЧ-1.3.3. различать темы и подтемы специального текста;
СЧ-1.3.4. выделять главную и избыточную информацию;
СЧ-1.3.5. прогнозировать последовательность изложения идей текста;
СЧ-1.3.6. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
СЧ-1.3.7. выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
СЧ-1.3.8. формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
СЧ-1.3.9. понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

СЧ-2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
СЧ-2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
СЧ-2.3. интерпретировать текст:
СЧ-2.3.1. сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
СЧ-2.3.2. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
СЧ-2.3.3. делать выводы из сформулированных посылок;
СЧ-2.3.4. выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

СЧ-3

Работа с текстом: оценка информации

СЧ-3.1. откликаться на содержание текста:
СЧ-3.1.1. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
СЧ-3.1.3. находить доводы в защиту своей точки зрения;
СЧ-3.2.откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
СЧ-3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
СЧ-3.4. в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
СЧ-3.5. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

КОД

ИКТ-компетенции

ИКТ-1

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Обращение с устройствами ИКТ

ИКТ-1.1.осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
ИКТ-1.2. получать информацию о характеристиках компьютера;
ИКТ-1.3. оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
ИКТ-1.4.соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

ИКТ-2

Фиксация и обработка изображений и звуков

ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий;
ИКТ-2.2. проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-2.3. проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-2.4. осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

ИКТ-3

Поиск и организация хранения информации

ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поис.ковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
ИКТ-3.2.6строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
ИКТ-3.3. использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
ИКТ-3.4. искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
ИКТ-3.5. сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

ИКТ-4

Создание письменных сообщений

ИКТ-4.1. осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
ИКТ-4.2.форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
ИКТ-4.3.вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
ИКТ-4.4. участвовать в коллективном создании текстового документа;
ИКТ-4.5. создавать гипертекстовые документы.

ИКТ-5

Создание графических объектов

ИКТ-5.1. создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
ИКТ-5.2. создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-5.3.создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.

ИКТ-6

Создание музыкальных и звуковых объектов

ИКТ-6.1. записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
ИКТ-6.2.использовать музыкальные редакторы для решения творческих задач.

ИКТ-7

Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов

ИКТ-7.1. создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
ИКТ-7.2.работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
ИКТ-7.3. оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
ИКТ-7.4. использовать программы-архиваторы.

ИКТ-8

ИКТ-9

Моделирование, проектирование и управление

ИКТ-9.1. строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
ИКТ-9.2.моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
ИКТ-9.3. моделировать с использованием средств программирования.

ИКТ-10

Коммуникация и социальное взаимодействие

ИКТ-10.1. осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
ИКТ-10.2. использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
ИКТ-10.3. вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
ИКТ-10.4.соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
ИКТ-10.5. осуществлять защиту от  компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
ИКТ-10.7. различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

ИКТ-11

Пользование различными источниками информации

ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.

КОД

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

ИПД-1

Опыт учебно-исследовательской и проектной деятельности

ИПД-1.1.  планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;  проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы;

ИПД-1.2. распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

ИПД-1.4. использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение  гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование;

ИПД-1.6. умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства;

ИПД-1.7. отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

ИПД-1.8. видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Предметные УУД

Выпускник научится:

Рус-1

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

Рус-1.1 Создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

Рус -1.2 Развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

Рус-1.3 Овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

Рус -1.4 Понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

Рус-1.5 Умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

Рус-1.6 Выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

Рус - 1.7 Умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.).

Рус-2

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования

Рус-2.1Осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

Рус-2.2 Соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

Рус- 2.3 Стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие.

Рус-3

.Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка

Рус -3.1 Распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

Рус- 3.2 Уместное использование фразеологических оборотов в речи;

Рус-3.3 Корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

Рус- 3.4 Использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов.

Рус-4

Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики

Рус- 4.1 Идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

Рус-4.2 Распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

Рус- 4.3 Распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

Рус- 4.4 Распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

Рус- 4.5 Распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

Рус-5

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста

Рус- 5.1 Проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

Рус-5.2 Проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

Рус- 5.3 Анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

Рус- 5.4 Определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

Рус -5.5 Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

Рус- 5.6 Деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

Рус- 5.7 Умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

Рус-5.8 Проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

Рус -5.9 Познавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

Рус -5.10 Умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

Рус- 5.11 Определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Рус-5.12 Определение грамматической основы предложения;

Рус- 5.13 Распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;

Рус- 5.14 Распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

Рус- 5.15 Опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

Рус- 5.16 Определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

Рус- 5.17 Определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

Рус-6

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

Рус- 6.1 Умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

Рус- 6.2 Пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

Рус-6.3 Пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

Рус- 6.4 Использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

Рус- 6.5 Использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

Рус-6.6 Использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов

Рус-7

 Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

Рус -7.1 Поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

Рус- 7.2 Освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

Рус-7.3 Применение правильного переноса слов;

Рус- 7.4 Применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

Рус-7.5 Соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

Рус- 7.6 Выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

Рус- 7.8 Нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

Рус- 7.9 Соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте

Рус-8

Для слепых, слабовидящих обучающихся

Рус- 8.1 Формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке

Рус-9

 Для глухих, слабослышащих, поздно оглохших обучающихся

Рус-9.1 Формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарныхимплантов), говорения, чтения, письма

Рус-10

 Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Рус-10.1 Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

Рус-10.2 Приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

Рус-10.3 Стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;

Рус-10.4 Видение традиций и новаторства в произведениях;

Рус- 10. 5 Восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.

  1. Содержание предмета

5 КЛАСС (175 часов)

Язык и общение (2+1ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (16+3ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II.Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23+7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. Культура речи

(12+3ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные,не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (6+2ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-.Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17+4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (10+4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (29+6ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5+2ч)

6 КЛАСС(210 ч часов)

Содержание программы

Язык. Речь. Общение (3+1 ч)

Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее P.P.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе (6+2 ч)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

P.P. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Текст (3+2 ч)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи (10+2 ч)

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

Фразеология. Культура речи (3+1 ч)

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Словообразование. Орфография. Культура речи (31+4 ч)

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –каскос-. Буквы а л о в корне –гаргор-. Буквы

а и о в корне –зарзор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- ипри-. Соединительные гласные о ж ев сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

P.P. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (22+3 ч)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных –ник (-щик). Гласные о же после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя прилагательное (22+3 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к— -ск~. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в опиани. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.


Имя числительное (16+2 ч)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

Местоимение (23+3 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

Глагол (30+6 ч)

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи (10+2 ч)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

P.P. Сочинение-описание (рассуждение).


7 КЛАСС (140 часов)

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

Повторение изученного в 5—6 классах (12+2 ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Развитие речи (далее P.P.). Морфологический разбор слова.

Тексты и стили (3+1 ч)

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие (25+5ч)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастногооборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы еиё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Деепричастие (10+2 ч)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

Наречие (28+6 ч)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на  и -е. Буквы е я и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на  и -е. Описание действий. Буквы оие после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния (4+2ч)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

Служебные части речи (1 ч)

Предлог (11+2ч)

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Союз (16+2 ч)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов такжетожечтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Частица (18+4 ч)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставкине-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.

P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Междометие(4 ч)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах (12+2ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.

8 КЛАСС (108 часов)

Русский язык в современном мире (1 ч)

Повторение изученного в 5—7 классах (5+2 ч)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Развитие речи (далее P.P.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7+1 ч)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

P.P. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра.

Простое предложение (2+1 ч)

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

P.P. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение — описание двух картин с изображением одного и того же памятника.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения (6+2 ч.)

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

P.P. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.

Второстепенные члены предложения (6+2 ч)

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.

P.P. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.

Односоставные предложения (9+2 ч)

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.

P.P. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.

Простое осложненное предложение (1 ч)

Однородные члены предложения (12+2 ч)

Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.

P.P. Сравнение черновой и окончательной редакций поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине.Сжатое изложение.

Обособленные члены предложения(18+2 ч)

Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.

P.P. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение(4 ч)

Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Вводные и вставные конструкции (5+2 ч)

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.

P.P. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи.

Чужая речь(6+1 ч)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.

P.P. Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5+1 ч)

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

P.P. Путевой очерк. Редактирование текста.

9 КЛАСС (102 часа)

Международное значение русского языка ( 1 ч)

Повторение изученного в 5-8 классах(11+2 ч)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Развитие речи (далее P.P.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.

Сложное предложение. Культура речи( 11+2 ч)

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

P.P. Анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.

Сложносочиненные предложения (5+2 ч)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном пред

ложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).

P.P. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.

Сложноподчиненные предложения (5+2 ч)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

P.P. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.

Основные группы сложноподчиненных предложений (28+2 ч)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.

P.P. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.

Бессоюзные сложные предложения (11+2 ч)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

P.P. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).

Сложные предложения с различными видами связи (10+2 ч)

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложение. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

P.P. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах (8+2 ч)

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

P.P. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

3.  Тематическое планирование

На освоение программы по Русскому языку отводится 732 часа

.

тема

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

всего

1

Общие сведения о языке

3

3+1

1

1

1

10

2

 Повторение изученного (Вспоминаем, повторяем, изучаем)

17+3

6+2

12+2

5+2

11+2

62

3

 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

12+3

_

_

_

_

15

4

Лексика, Фразеология, Культур речи

6+2

13+3

_

_

_

24

5

Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.

18+4

31+4

_

_

-

57

6

 Морфология. Орфография, Культура речи.

56+14

     119+11

82+28

_

-

310

7

 Синтаксис. Текст. Пунктуация. Культура речи.

23+7

3+2

_

 78+13

 66+12

204

8

 Повторение и систематизация изученного

3+2

8+2

10+2

5+1

6+2

41

9

 Резерв

2

2

3

3

2

12

ИТОГО

175

210

140

108

102

735


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Календарно-тематическое планирование уроков русскогоязыка в 5 классе по  ФГОС с подробным описанием УУД будет полезен ,тем кто столкнулся с данной проблемой....

рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС

рабочая программа по русскому языку  5 класс по ФГОС к учебнику Ладыженской и др....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на осн...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. Предназначена учителям, работающим в 6 классе по программе М.Т. Баранова и учебнику М.Т. Баранова. Рассчитана на 6 часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ладыженская, фгос

Программа по строена в соответствии с требованиями ФГОС на основе рабочей программы под ред. Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. Ладыженская. ФГОС. 2014 ч.

Рабочая программа соотвестствует требованиям ФГОС. Тематическое планирование отражает УУД,...