Рабочая программа по литературе по УМК Б.Ланина. 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Журавлева Нина Кузьминична

Рабочая программа по литературе по УМК Б.Ланина. 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_10_klass.docx199.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено на                                                     Принято на                                                          Утверждаю

 методическом совете                                          педагогическом совете                                        директор

 протокол №                                                          протокол №                                                          Г. Г.Граховская  ________

«__»_______20  _ г                                                «__»______20__г.                                                «___»_________20___г.        

Рабочая программа по литературе

10 класс на 2017- 2018 учебный год.

(105 часов)

      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ООП СОО МБОУ «СОШ п. Нивенское», примерной  программы по литературе. 10 класс к УМК Ланина Б.А.«Литература».

      Авторы  программы: Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. – М.:« Вентана-Граф», 2013г.

Учебник: «Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений.10 класс. В 2-х ч. /Ланин Б.А. и др. -М:«Вентана-Граф», 2017 г.

Составлена учителем

русского яз. и литературы Журавлевой Н.К.

                                                                Пояснительная записка

       Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.      
     Данная программа 
рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).  

  1. Планируемые  результаты освоения курса

Десятиклассник научится:

-определять как время изображенное, так и время создания

- выделять элементы композиции изучаемых произведений, понимать их роль в произведении

- характеризовать героев произведения, давать сравнительную характеристику и групповую; обосновывать свое мнение о произведениях и героях, находить элементы сюжета

-свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и отстаивать их

- пользоваться справочным аппаратом

- применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.

-обосновывать свое мнение о произведениях и героях. определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров

- уметь анализировать лирическое произведение

- находить изобразительно –выразительные средства языка, художественные приемы

-различать эпические , лирические и драматические произведения

- пользоваться справочным материалом и словарем литературоведческих терминов

-привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения лирических произведений

- создавать план собственного устного и письменного высказывания

- свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать

-давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению

- свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы

- использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения

-активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы

- составлять тезисы и компоненты работ (критических статей Добролюбова. Писарева и др.)

-писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу

- создавать сочинения-рассуждения проблемного характера

- определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве

- готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Введение .Общая характеристика русской классической литературы XIX века:

  • золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
  • эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);
  • роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.

Русская литература первой половины XIX века.

А. С. ПУШКИН

 «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

Русская литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы 2 половины XIX  века

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

Литературная критика XIX века

А. Н. Островский  

Жизнь и творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?»

Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Сложность позиции Тургенева. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа. Статья Д. Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое и жанровое своеобразие, стилистические особенности.

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм

Из русской поэзии второй половины XIX века.

Н. А. Некрасов  

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...» «Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и ЕрмилГирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.

Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»

Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.

А. А. Фет  

Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А. Фета.

Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.

ть.

Русская литература второй половины XIX века

М. Е. Салтыков – Щедрин

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц).  Обзор. «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина

Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе кн. Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн. Андрея, Наташи и Николая Ростовых. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа. Смысл названия.

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

Ф. Стендаль «Красное и Черное».

Г. Флобер «Госпожа Бовари».

Уроки внеклассного чтения.

В. Распутин. «Живи и помни». Трифонов Ю «Обмен». Вампилов «Утиная охота»

Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие». Бондарев Ю. «Горячий снег»

III.Тематическое планирование курса

        Программный материал

Кол-во

часов

(всего)

Из них:

уроки вн. чт.

Из них:

уроки развития

речи

Введение.

1

Повторение изученного. Литература первой половины 19 века

6

Литература второй половины XIX  века

84

А.Н. Островский

10

1

1

И.А. Гончаров

9

1

И.С. Тургенев

12

1

1

Н.А. Некрасов

11

1

Ф.И. Тютчев

5

А.А. Фет

5

М.Е. Салтыков-Щедрин

7

1

Ф.М. Достоевский

10

1

1

Л.Н. Толстой

15

1

1

Из литературы конца 20 века

6

1

Зарубежная литература

5

Резерв

3

ИТОГО

                105

                   5

                  7

Резервные часы выделены на проведение внешних и внутренних мониторингов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (5-9 классы)

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (5-9 классы) + календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...