Урок в 5 классе "Повторение изученного о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в 5 классе "Повторение изученного о глаголе" с презентацией

Цели: повторить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема: Повторение изученного о глаголе.

Цели: повторить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.

Оборудование: компьютерная презентация, пословица в словах (для группы учеников), карточки для групп, рисунок яблони, яблоки, цветы, листья, выполненные из бумаги( на каждого ученика), гласные буквы Е и И.

                                Ход урока.

I.Организационный момент.

-- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Петровна. Сегодня мы с вами будем работать вместе.

--Прочитайте предложение. Где труд, там и радость.( на доске)

--Что вы прочитали?( Пословицу)

-- Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Работа приносит нам радость)

-- Я надеюсь, наша совместная работа принесёт нам радость.

(Число кл. работа)записываем на доске и в тетрадях.

Сейчас мы отправимся в удивительный город Слов и будем путешествовать по одной из изученных частей речи. Отгадайте эту часть речи.

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам...

- Правильно, эта часть речи – глагол.

- Так какова же тема нашего урока?

Глагол-записываем на доске и в тетрадях.

- Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о глаголе.

 - Одна область волшебной страны «Речь» называется «Глагол». Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают существительные. С существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, они образуют предложения и могут о многом рассказать и детям, и взрослым.

С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.

1.ученик:

 -Королева желает знать: хорошо ли вы изучили глагол и поэтому предлагает вам грамматическую игру «Да-нет».

2.ученик:

 -Условия игры: если высказывание верно –все  говорят хором «Да»

 если высказывание неверно, то все говорят « Нет».

1.ученик:

 Игру проводит учитель.

а) Глагол обозначает действие предмета.

 б) Все глаголы изменяются по числам.

 в) Все глаголы изменяются по родам.

 г) Глагол изменяется по временам.

 д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.

 е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.

 ж) У глагола 3 спряжения.

 з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».

 и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.

5.Актуализация знаний

Игра «Поезд» по правилам о глаголе   Слайд  5

Цель: проверить знания правил о глаголе.

Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

- Как  изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)

- Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)

- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете.  А также глаголы брить, стелить)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть,  слышать , видеть, ненавидеть.

гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

- Какого  вида бывают глаголы? (Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?  Несовершенного: действие не закончено что делает?)

   

4.Словарная работа.

Задание№1. К определениям,  которые я назову, подберите словарные слова-глаголы.  (1 ученик у доски пишет  с обратной стороны)  Записать слова, выделить орфограммы и суффиксы.

  1. Разговаривать, обмениваться мыслями с кем-нибудь (Беседовать)
  2. Испытывать желание, хотеть (Желать)
  3. Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (Сверкать)
  4. Приказывать, распоряжаться (Командовать)
  5. Писать заново без ошибок (Переписывать)
  6. Послать по какому-нибудь адресу (Адресовать)
  7. Испытывать беспокойство (Тревожиться)
  8. Испытывать чувство горечи, горести (Горевать)

Далее самопроверка, попросить поднять руки тех, у кого нет ошибок.

-Что общего у этих слов? (Глаголы Н.Ф)

- Что знаете о глаголах в Н.Ф.? (Можно определить по написанию спряжение глаголов)

- Каким образом? ( Если оканчивается на  -ИТЬ =2 спряжение, если на другое написание = 1 спряжение, не забыть глаголы-исключения)

Игра «Не ошибись!».

 Цель: проверить  умения определять время глагола.

( помощники раздают карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд –жёлтого, а 3- зелёного).

-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

Слова на карточках для определения времени глагола:

1.ряд        

2.ряд        

3.ряд

клеил        

строил        

верил

бросит        

начнет        

упадет

слышит        

видит        

смотрит

таяла        

сеяли        

сияло

сушишь        

крошишь        

топчешь

заплатим        

заплачешь        

подежурим

работает        

сидит        

молчит

наберут        

найдут        

будут цвести

Слова на перфокартах

Стро..т,    ед..шь,    вер..шь,    смаж..м,    кол..шь,    бре..т,    посад..т,    гон..т, дыш,.шь,    урон..м.

 Задание 3. Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.

 Задание 2. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.

Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.

 Снег скоро та…т – к мокр…му лету.

IV.Работа в группах по карточкам.

V.Проверка выполненной работы.

Группа № 1

Задание 1.  – Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? (устно)

Я веселю.                        Мы веселим.

Ты веселишь.                Вы веселите.

Он веселит.                        Они веселят.

Задание 2. – Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.(3л.)

Шила в мешке не утаишь.(2л.)

Двое одного не ждут.(3л.)

Группа № 2.

- Сколько типов спряжения в русском языке? (устно)

Задание 1. – Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем – глаголы 2 спряжения.

Потушить, дышать, тянуть, встречать.

Задание 2. – Расскажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие – ко 2 спряжению? (устно)

Группа № 3.

Задание 1. – Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

На час отстан…шь – за день не догон…шь.

И сам тон…т, и других топ…т.

Задание 2. – Расскажите, как определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола? (устно)

Группа № 4.

Задание 1. – Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются  глаголы? (устно)

Школьник учится.  

Школьник учился.

Школьник выучится.

Задание 2. – Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы прошедшего времени.

Терпенье и труд, всё перетрут.

Раз солгал. -  на век лгуном стал.

Труд кормит, лень портит.  

Для класса: ( Слайд 7)    

-- Перед вами глаголы. Они пронумерованы.Девочки выпишут строкой цифры ,под которыми записаны глаголы 1 спряжения, а мальчики – цифры глаголов 2 спряжения.

-- Сравните свои результаты. Кто выполнил без ошибок?

VI.Игра « Собери пословицу».Остановка «Собирай-ка».

-- Из слов соберите пословицу.(Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет).

-- Запишите предложение. Разберите его по членам предложения.

-- Какой частью речи выражены сказуемые?

Вывод: Глаголы в предложении чаще бывают сказуемыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в группах.

Слайд 2

Группа 1. Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? Я веселю. Мы веселим. Ты веселишь. Вы веселите. Он веселит. Они веселят. Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число. Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Шила в мешке не утаишь. Двое одного не ждут.

Слайд 3

Группа 2. Выпишите сначала глаголы первого спряжения, затем – глаголы второго спряжения. Потушить, дышать, тянуть, встречать. 2. Расскажите, какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму спряжению.

Слайд 4

Мальвина Буратино

Слайд 5

Проверь себя: Девочки – 2, 5, 4, 7. Мальчики – 1, 3, 6, 8.

Слайд 6

Группа 3. Выпишите глаголы. Вставьте пропущенные буквы. На час отстан…шь – за день не догон…шь. И сам тон…т, и других топ…т. 2. Расскажите, как определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола?

Слайд 7

Группа 4. Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? Школьник учится. Школьник учился. Школьник выучится. Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы прошедшего времени. Труд кормит, лень портит. Терпенье и труд, всё перетрут. Раз солгал - навек лгуном стал.

Слайд 8

Игра "Собери пословицу".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

урок в 6 классе "Повторение изученного о глаголе"

Урок русского языка в 6 классе. тема: Повторенрие изученного о глаголе. Цель урока:закрепление изученного о глаголе, формирование умения распознавать морфологические признаки глагола. ...

Урок-игра "Интеллектуальное казино" (обобщение изученного о глаголе)

Урок-повторение изученного по теме "Глагол" в 6 классе. Цель игры: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся. ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного о глаголе. Лингвистический марафон".

Данный урок является заключительным по теме "Глагол". Занятие построено в форме лингвистического марафона....

Урок по теме "Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данный урок был дан мной в рамках районного научно-практический семинар  для завучей, учителей, методистов района и города под названием«Дорожная карта эффективного образования : проектирование с...

План-конспект урока "Тема: Повторение изученного о глаголе".

Тип урока: Урок повторения.Форма урока: Урок-путешествие    Цель урока: Создание условий для саморазвития обучающихся....