"Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Никифорова Светлана Ивановна

Открытый урок на тему:"Имена существительные собственные и нарицательные" в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sobstvennye_i_narits._5_kl.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   казённое    образовательное    учреждение       Республики  Мордовия  «Инсарская     общеобразовательная   школа-интернат   для  детей – сирот  и    детей, оставшихся  без попечения    родителей,   с ограниченными возможностями  здоровья»

Урок русского языка в 5 классе

на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Подготовила и провела: Никифорова С. И.

                        2016г.

Цель урока:

 - закрепить знания  обучающихся об именах    существительных собственных и нарицательных, упражнять в правильном написании имен существительных собственных;

- развивать речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация, карточки с текстами, сигнальные карточки.

                                              Ход урока

1. Организационное начало урока.

     Встаньте ровно и красиво

     Прозвенел уже звонок,

     Поздоровайтесь с гостями

     И скорей начнем урок.

2. Повторение пройденного материала.

  - Над какой темой работали на прошлом уроке?

 - Как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы?

 - Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?

- Что относится к именам собственным?

- Приведите примеры.

3. Введение в тему урока.

 - Прочитайте стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти,  не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали и громко, и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк,

В букве большой – уважения знак.

                                 (Е. Измайлов.)

 - Вот какие важные дела у большой буквы.

 - Как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться?

 - Ответы детей.

4. Сообщение темы  урока.

5. Упражнения на закрепление.

1. Прочитайте текст. Найдите в тексте имена существительные собственные и нарицательные.

            Дядя Егор ехал из города  домой вместе с собакой Жучкой. Вдруг из леса выскочили волки. Собака Жучка испугалась и понеслась в деревню Сосновка. Показались огни в окнах. Громко залаяли собаки. Волки отстали. Умная лошадка Савка спасла дядю Егора и собачку Жучку.

2. Собери пару.

  Подберите к каждому существительному из левого  столбика имя собственное из правого столбика.

Село                          Сосновка

море                         Черное

улица                         Советская

река                             Исса

город                           Инсар

поэт                              А.С.Пушкин

площадь                      Красная

- В каком столбике собраны собственные имена существительные, а в каком нарицательные?

3. Физкультминутка.

4.Работа с учебником.

Выполнить упр. 170, стр. 108.

5.Работа с сигнальными карточками.

   Я буду называть слова, а вы должны определить,  где собственные, а где нарицательные  имена существительные (с помощью сигнальных карточек).

     Саранск,  деревня, город, Шарик, площадь, Иванов, Пушок, мальчик, Москва, улица, Никольское, село, Исса, река, девочка, Сосновка, село.

6. Игра «Услышь меня».

  Дети поднимают руку, если слышат имена существительные собственные.

Подарили Пете книжку о ракете,

Прочитал Петя –

Подарил Свете,

Света – Мане,

Маня – Тане,

Таня подарила Ване.

Совершила книжка круг

И сказала: «Я ваш друг».

7. Самостоятельная работа.

 Спиши. Подчеркни имена существительные собственные одной чертой, нарицательные – двумя.

     Моя фамилия – Крылов. Мое имя Виктор, а отчество Петрович. Я живу в Ленинграде. В городе протекает река Нева. Мой дом на улице Мичурина. Наш дом большой.

8.Задание на дом.

 - Выучить правило.

-  Списать упр.273 из учебника.

9. Итог урока.

- Какая разница между существительными собственными и нарицательными?

- Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....