Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.

Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом  текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение написанию сжатого изложения
по тексту  В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Цели урока: познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.

Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом  текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные цели: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции.

Задачи урока:

- обучить приёмам сжатия текста;

- научить применять приёмы сжатия текста на практике;

- способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.

 Оборудование: презентация, рабочие тетради.

                                                                    ХОД УРОКА

1. Организационный момент ( 1 минута )

Вступительное слово учителя.

- Ребята, здравствуйте. С каким настроением вы встречаете наш урок? Поднимите солнышко или тучку.

2. Целеполагание ( 3 минуты )

Речевая разминка по рядам. (стихи А.Барто из цикла «Игрушки» -  на слайдах)

- Прочитаем с восхищением:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей хвостик гладко,

Гребешком разглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

- Давайте прочитаем жалобно:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

- А сейчас нам надо выразить вопрос:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

- О чём эти стихи? (об игрушках)

- Вы удивлены? Я не случайно пришла на урок с игрушкой. Она мне дорога, она стала моим талисманом. Это олимпийский медвежонок. А какая игрушка для вас самая дорогая и почему? ( Варианты ребят)

- Конечно же, я не просто так спросила вас об игрушках, ведь сегодня речь на уроке пойдет именно об истории, а точнее судьбе одной такой игрушки.

Тема нашего урока « Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства».

Исходя из темы,  сформулируйте цель  нашего урока.

Научиться  писать сжатое изложение.

Для осуществления цели мы должны решить следующие задачи:

 - повторить  способы сжатия текста;

 - совершенствовать работу по формированию навыков анализа текста, разграничивая главное и второстепенное;

 - создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.

Сегодня мы будем работать с дидактическим материалом к уроку, который лежит у вас на парте.

3. Создание проблемной ситуации ( 3 минуты )

 Терминологический диктант.

- Что это за вид работы?

1. Раздел науки о языке, который изучает  словосочетание, предложение, текст.

( синтаксис )

2. Это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ( текст )

3. Это сжатый пересказ основного содержания текста с выделением в тексте микротем ( абзацев ) и с использованием приёмов компрессии текста ( сжатое изложение )

4. Это приём сжатия текста, который заключается в замене однородных членов предложения обобщающим словом, синонимом. ( обобщение ).

5. Это приём сжатия текста, который заключается в замене сложного предложения простым, замене прямой речи косвенной. ( упрощение ).

6. Это приём сжатия текста, который заключается в исключении предложения или части предложения, содержащих неважную информацию, исключение повторов, уточняющих слов. ( исключение ).

- Итак, проверим диктант. Какие же три способа сжатия текста существуют в русском языке? ( Исключение, обобщение, упрощение)

- Давайте обобщим весь опыт о способах сжатия текста, полученный нами ранее.  

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок:

Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы  ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения.

Слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение,  упрощение, три.

- Озвучьте полученный вариант вашего текста.

4. Работа по теме урока.

- А теперь обратимся к рассказу  «Друг детства», который написал Виктор Драгунский.

- При чтении рассказа нам встретятся незнакомые слова

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ( слайд )

Груша - спортивный снаряд

Астроном –   учёный, изучающий космос                                                                                                                Приспичило – захотелось

- Прослушайте текст и определите его тему ( о чем этот текст?) и идею (с какой целью автор создавал данный рассказ, чему учит нас данный рассказ? )

1. Чтение текста учителем.

Итак, какова тема данного текста?

Темой:  текста является решение мальчика заняться боксом и выбор использования плюшевого медведя вместо груши.

Идея: Автор хотел донести до нас мысль о том, что так с лучшими друзьями не поступают, нельзя предавать друзей, даже если они игрушечные ).

 -Почему Дениска заплакал? ( От жалости и любви к своему другу, чувств, которые вновь его захлестнули)

- Определите стиль данного текста. ( художественный )

- Тип речи. ( повествование )

2. Работа с текстом.

- Давайте выделим микротемы в тексте. Сколько их? ( 5 )

- Давайте озаглавим их либо своими словами либо словами из текста.

3.  Составление плана

– Составим план текста.
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац,  придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.

                   План

1. Я решил заняться боксом.

2. Плюшевый мишка, чем не груша?

3. Я обрадовался

4. Такой нелепый, но родной мишка.

5. Мой самый лучший друг.

4.  Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста, т. е. ключевые слова.
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы?

Друг детства

-  Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на  челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. Я решил заняться боксом.
-
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. И предложила  использовать его в качестве боксёрской груши.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
-  
Я обрадовался. Устроил мишку на диванечтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
-  
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
-
Вот он сидит на диванемой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… 

–Что с тобой? — спросила мама, приоткрыв дверь.

А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

Я раздумал быть боксёром. 

5. Отработка приёмов сжатия текста.

- Какой приём компрессии мы применим к 1 абзацу? Что нам надо исключить? ( подробности, кем герой хотел стать и почему ). ( Исключение )

6. Совместная работа над 1 абзацем.

Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.

7. Самостоятельная работа.

- О чём идёт речь во 2 абзаце? Что здесь главное? ( мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши ). ( Исключение )

- О чём идёт речь во 3 абзаце? Что здесь главное? ( мальчик обрадовался идее ). Исключать и обобщать.

- О чём идёт речь во 4  абзаце? Что здесь главное? ( Мишка смешной ) ( Исключение )

- О чём идёт речь во 5 абзаце? Что здесь главное? ( Дениска понял, что он не сможет ударить друга, пусть даже игрушечного ) ( Исключение и упрощение. Будем заменять прямую речь мамы и героя  косвенной )

8. Проверка.

Друг детства

  Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.
Мама  достала плюшевого мишку и предложила  использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара. Мама спросила, в чём дело. Я ответил ей, что никогда не буду боксёром.

4. Итог урока.

- Итак, о чём мы говорили сегодня на уроке?

- Какие способы сжатия текста мы знаем? Какие применяли сегодня на уроке?

- Какой из них показался вам наиболее доступным?

- В чём испытали затруднение?

5. Рефлексия.

По очереди высказываются одним предложением , выбирая начало фразы ( слайд )

  1. Сегодня я узнал….                
  2. Было интересно….
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу….
  6. Я научился…
  7. У меня получилось…
  8. Я смог…
  9. Меня удивило…
  10. Урок дал мне знания о….
  11. Мне захотелось…
  12. Я приобрёл…
  13. Теперь я знаю 3 способа сжатия текста….
  14. Я испытал трудности в…
  15. Я хочу, чтобы такие уроки….

6. Домашнее задание.

Написать сочинение 10 – 15 предложений на тему «Кто такой настоящий друг?»

                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства» 6 класс 13 марта 2017 год

Слайд 2

Стихи А. Барто 1 ряд: прочитаем с восхищением: Я люблю свою лошадку, Причешу ей хвостик гладко, Гребешком разглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Слайд 3

Стихи А. Барто 2 ряд: прочитаем жалобно: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. -Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

Слайд 4

Стихи А. Барто 3 ряд: прочитаем с интонацией вопроса Зайку бросила хозяйка - Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Слайд 5

Цель урока: Научиться писать сжатое изложение. Задачи урока: - повторить способы сжатия текста; - применять их на практике; - учиться выделять главную и второстепенную информацию в тексте; - создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.

Слайд 6

Терминологический диктант 1. Синтаксис 2. Текст 3. Сжатое изложение 4. Обобщение 5. Упрощение 6. Исключение

Слайд 7

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения. Слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.

Слайд 8

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок Существует три способа сжатия текста: обобщение , упрощение , исключение . Текст можно сократить за счёт того, что мы исключаем детали, подробности, обобщаем отдельные факты, действия, заменяем сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения.

Слайд 9

Работа с текстом «Друг детства» Словарная работа Челнок – маленькая узкая лодка Приспичило – захотелось Груша - спортивный снаряд

Слайд 10

План 1. Я решил заняться боксом. 2. Плюшевый мишка, чем не груша? 3. Я обрадовался. 4. Такой нелепый, но родной мишка. 5. Мой самый лучший друг.

Слайд 11

Работа с 1 микротемой Друг детства Когда мне было лет шесть , наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. Я решил заняться боксом.

Слайд 12

Работа с 1 микротемой Сжатый текст Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.

Слайд 13

Сжатый текст Друг детства Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом. Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши. Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался… Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара. Мама спросила, в чём дело. Я ответил ей, что никогда не буду боксёром.

Слайд 14

Итог урока Сегодня я узнал…. Было интересно…. Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу…. Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Урок дал мне знания о…. Мне захотелось… Я приобрёл… Теперь я знаю 3 способа сжатия текста…. Я испытал трудности в… Я хочу, чтобы такие уроки….

Слайд 15

Домашнее задание Написать сочинение 10 – 15 предложений на тему «Кто такой настоящий друг?»

Слайд 16

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

ГИА по русскому языку алгоритм написания сжатого изложения

В презентации изложены критерии оценивания сжатого изложения, приемы сжатия текста, разобран текст из демо-версии....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями", построенный по ФГОС ООО, с презентацией, технологической картой, оценочным листом учащегося и ...

Разработка открытого урока ро русскому языку в 8 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Разработка урока содержит материал по подготовке к сжатому изложению на примере текста "Анна Павлова". Урок проведен в 8 классе....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...