Чередование гласных и согласных в корне
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

Разработка урока по новому учебнику 10 класс, для школ с узбекским языком обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_10_kl.docx46.14 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОТДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗВАНИЯ ЯНГИЮЛЬСКОГО РАЙОНА

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ ДЛЯ ШКОЛ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

НА ТЕМУ:

«ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ»

C:\Users\User\Downloads\Новая папка\скачанные файлы (6).jpg

2017 год

Дата:

Класс: 10 класс

Тема:  Чередование гласных и согласных в корне

Цели:

Обучающая:  познакомить  учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне, изучить правописание слов с чередованиями е, и,  г/ж/з, ст/д,  т/ч/щ, ст/т  в корне;

Развивающая:  развивать орфографическую зоркость учащихся ;  сформировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

Воспитательная:  воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению; привить любовь к труду; Трудом славен человек.

Формируемые ключевые компетенции:

К 1 - Коммуникативная компетенция:  (умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями)

К2 - Информационная компетенция: (-умение пользоваться существующими источниками информации);

К3- Компетенция самосовершенствования: ( стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения;)

К6 - Компетенция математической грамотности, осведомлённость о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими: (умеет пользоваться различными таблицами)

Тип урока: Комбинированный урок

Метод работы: объяснительно-иллюстративный;  беседа, анализ текста,  письменные и устные задания, работа в группах;

Ресурсы: таблицы, мультимедиа, раздаточный материал по теме, иллюстрации, словарь для активного усвоения

Ход урока

  1. Организационный момент.  (К1, К3)

Приветствие. Объявление темы и цели урока. Повторение золотых правил урока.

  • Будь внимателен!
  • Не перебивай говорящего!
  • Говори по – русски!
  • Если хочешь ответить подними руку!
  • Уважай мнение собеседника!
  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (К2, К3, К6)

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о составе слова и словообразовании.  Давайте, вспомним правила прошлого урока. На экран  проецируется (слайд 2).

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания.

Основа(negiz) – это часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание(qo‘shimcha) – это изменяемая значимая часть слова. Неизменяемые слова не имеют окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов словосочетании и предложении. В изменяемом слове может быть нулевое окончание.

В основе слова могут быть приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова.

Корень(o‘zak)– главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных(bir o‘zakli) слов:

Например: гимнаст-гимнастика-гимнастка-гимнастический.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня. Приставка(old qo‘shimcha) – значимая часть слова, которая находится перед корнем. Приставка и суффикс служат для образования новых слов или форм слов:

Например: Сила – сильный, бессильный (новое слово);        

  1. Объяснение нового материала. (К1,  К2,  К3)

1. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне.

Запишите пары слов: пирог — пирожок, горох — горошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

План:

1)        Чередование согласных  звуков в корнях слов.

г/ж/з – друг – дружный, друзья; ст/д – вести – веду;

т/ч/щ – светить – свеча – освещение; ст/т– мести – мету.

2)        Буквы е, и в корнях с чередованием.

В корнях с чередующимися гласными е –и буква и пишется, если после

корня следует суффикс -а-.

-бер-/-бир-: уберу – убираю;

-пер-/-пир-: запер – запирает;

-мер-/-мир-: умер – замирать;

-дер-/дир-: сдерёт – сдирает;

-тер-/-тир-: вытер – вытирали;

-стел-/-стил: постелит – застилает.

2.        Работа с текстом.

Прочитайте текст. Что вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном - двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.  (М. Панов)

  1. Закрепление знаний, умений и навыков. (К3)

1.        Тренировочное упражнение. Подберите к глаголам форму 1 лица ед. числа по образцу.

Просить – прошу, писать, носить, красить, бросить, косить.

Возить – вожу, вязать, мазать, сказать.

Будить – бужу, ходить, судить, водить, гладить, бродить, видеть, ходить.

Лететь – лечу, платить, крутить, кипятить, шутить, светить.

Печь – пеку, привлечь, испечь.

Грустить – грущу, чистить, отпустить, выпустить, свистеть.

Любить – люблю, дробить, срубить, купить, спать, копить, ловить, править.

2. Работа в малых группах.

   1 – группа: Запишите словосочетания, распределяя их с чередующейся буквой е в корне;

2 - группа:  Запишите словосочетания, распределяя с чередующейся буквой и.

Замирать от восторга,  натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу,  замер на месте,  запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

4.        Работа с учебником. Прочитайте текст и перескажите его содержание. Какие звуки чередуются в выделенных словах?

Многие тысячи лет назад человек попробовал на вкус пшеничное зерно. Оно оказалось не только съедобным, но и очень питательным. Сначала

люди просто жевали сырые зёрна, потом стали их поджаривать. Прошли

века, пока кто-то растёр зерно в муку и испёк лепёшку.

На юге растёт знаменитое «хлебное дерево», плоды которого после созревания  превращаются в готовое кислое тесто. Нужно только испечь из него хлеб. Люди научились делать такое же кислое тесто из пшеничной

муки. С тех пор пшеница стала настоящим хлебным растением.

V. Итог урока и выставление оценок. (К3)

 Беседа с учащимися.

— Какие гласные чередуются в русском языке?

— Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

— Какие согласные чередуются в корнях слов?

— Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

      Рефлексия:

     Что важно!________________________

     Мне было интересно________________

     Мне было скучно___________________

  VI. Домашнее задание. (К3)

1)        Выучить теоретический материал

   2) Выполнить упражнение

 Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

 Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь,

сухой — суше, мазать — мажу;

холст — холщовый,  дробить — дроблю,

лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту —выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник;

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чередование гласных

Гласные

Примеры

О – е

Возить – везти, носить – нести, пою – петь.

О – а

Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.

О – ы, е – и

Вой – выть, шей – шить.

О – е – и

Сбор – соберу – собирать.

О – ы – у

Сохнуть – заcыхать – сухой.

О/е – «ноль» звука (беглые гласные)

Рот – рта, день – дня.

И – ы

Искусный – безыскусный.

 

Чередование согласных

Согласные

Примеры

К – ч

Рука – ручной, дружок – дружочек.

Х – ш

Сухой – сушить.

Г – ж – з

Друг – дружить – друзья.

Д – ж – жд

Водить – вожу – вождение.

Т – ч – щ

Свет – свеча – освещение.

Ст – щ

Пёстрый – испещрить.

Д/т – с

Веду – вести, мету – мести.

Б – бл

Любить – люблю.

П – пл

Купить – куплю.

В – вл

Ловить – ловлю.

Ф – фл

Графить – графлю.

М – мл

Кормить – кормлю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания

Примеры

А/я – им – ин – м/н

Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.

Ова/ева – уj

Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю.

 

Чередующиеся звуки

Примеры

Чередование гласных

о — а

поклон — кланяться

о — ноль звука

рот — рта

е — ноль звука

день — дня

е — о

несу — носить

е — и — ноль звука

соберу — собирать — собрать

о, е — ё

весло — вёсла

Чередование согласных

г — ж

бегу — бежишь

г — з

друг — друзья

к — ч

пеку — печёшь

х — ш

ухо — уши

з — ж

возить — вожу

с — ш

носить — ношу

т — ст

плету — плести

д — ж — жд

водить — вожу — вождение

т — ч — щ

свет — свеча — освещение

к — ц — ч

лик — лицо — личный

ск — ст — щ

пускать — пустить — пущу

б — бл

любить — люблю

п — пл

купить — куплю

м — мл

утомить — утомлю

в — вл

ловить — ловлю

ф — фл

графить — графлю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

Какие чередования гласных , согласных происходят в словах....

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

Данный конспект помогает провести занятие в пятом классе по позиционным чередованиям гласных и согласных звуков....

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...

Исторические чередования гласных и согласных в корне слова

Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес...

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.  ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"...