Открытый урок "Части речи" ( 9 класс)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

  Урок по теме: «Повторение изученных частей речи» - 1 урок в разделе «Части речи». При подготовке и проведении урока учитывались требования программы для коррекционной школы 8 вида по русскому языку.

Тип урока: Повторение, актуализация знаний, умений.

Общая дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, актуализировать знания и умения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_chasti_rechi.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Тема: Части речи
  • образовательная:

создать условия по систематизированию знаний по изученным частям речи: способствовать запоминанию основной терминологии по теме «Части речи».

  • коррекционно-развивающая:

создать условия по формированию орфографической зоркости через письмо по памяти, комментированный диктант; способствовать развитию умению анализировать  через заполнение таблицы «Части речи», сравнивать и обобщать через работу по определению частей речи, работу в парах (синквейн); комментированный диктант.

  • воспитательная: 

создавать условия по осознанию себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, любви к ней

Структурные элементы урока.

1.Оргмомент

2.Целеполагание и мотивация.

3.Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы.

А)Выступления учащихся (проверка домашнего задания)

Б) ознакомление с новым материалом;(Определение частей речи в стихотворении, написанном по памяти и в словах упражнения).

В) первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения Составление синквейна (Работа в парах),индивидуальная самостоятельная работа .

4.Информация о домашнем задании.

5.Рефлексия.(подведение итогов урока)

                                     Ход урока.

1.Оргмомент У.- Добрый день! Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, карточки. Почему это важно? Выскажите свои мысли.. – Проверьте “рабочее место” вашего соседа по парте. Начинаем урок письма и развития речи . Откройте тетради, подпишите число. (Для темы оставьте место))Посмотрите  на доску и послушайте стихотворение(прочитает Дима ).

Вд…леке ст…ит

Домик крошечный.

Он гл…дит (на) нас

В три …кошечка.

-О чём это четверостишие?

-Какой домик?

-Подберите близкое по значению слово к слову «крошечный».

Как бы вы назвали это стихотворение (родной дом ). Как вы думаете любит ли этот человек свой дом и родину?

-Назови пропущенные буквы и объясните орфограммы.

(чтение стихотворения по одному, парами, хором)

-Напишите это стихотворение по памяти.(по памяти помошник у всех на парте) Запись на доске (Дима с объяснением  )

2. Целеполагание и мотивация.

- Из чего состоит это четверостишие?

- Для чего служат слова в русском языке?

      - В какие группы объединяются слова, имеющие одинаковое значение, вопрос и грамматические признаки?(тема на доске)

-Какие части речи вы знаете?

- Каждая часть речи отличается от другой значением, вопросами и грамматическими признаками.

Какие части речи вы используете часто?

-Какие части речи используете редко?

-Для чего в речи мы должны использовать разные части речи?

3.Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы.

А)Выступления учащихся (проверка домашнего задания)

- Некоторые ребята подготовили выступления о частях речи, запись на доске и в схеме

 (выступления детей о частях речи, на доске заполнение таблицы «Части речи» совместно с приведением примеров )

Б) ознакомление с новым материалом ( по схеме в учебнике )

Определение частей речи в стихотворении, написанном по памяти  упражнения.

- Давайте определим, какими частями речи являются слова в стихотворении, которое мы писали по памяти.

упражнения.

- Откройте учебник с.191, у.261. прочитайте задание в этом упражнении. Определите части речи по таблице. Сначала найдите существительные. Первое слово «новость» - это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Дальше работаем по цепочке. (1 строчка – устно)- ДЗ –записать слова, используя таблицу определять части речи

В) ) первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения Составление синквейна ( в парах )

Г)Индивидуальная работа.

- Задание на карточках: списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить части речи.

1.Ярк.  светит  в.сеннее со. нце.

2.Ушла  х. л.дная з.ма

3. Ёж (по)строил зимн…е убежище.

4. Свежее утро ст…ит (над)землёй.

5. Ра…сеялись ни…кие, хмурые облака.

6. Розовые полосы зари (по)к…зались на горизонте.

7. Выс…ко (над)головой дул горячий ветер.

8. (С)озера дол…тало странное щёлканье.

9. Тихо к…тилось (под)горкой огромное солнце.

10. Я слышу (в)лесу тих…е звуки.

12. Чистое небо ст…ит (над)лесом.

13. Тих… занимался весенний денек .

(собираю карточки)

4.Информация о домашнем задании

- Домашнее задание у. 261,с.191.

5.Рефлексия.(подведение итогов урока)

- Что повторяли сегодня на уроке?

- Какие части речи вы знаете?

-Назовите значение, вопрос и грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия, местоимения, имени числительного.

-Для чего нам нужны разные части речи?

-О домике

-Крошечный

-Маленький

Из слов

-Для передачи мыслей, чувств, действий.

- Части речи

- Имя существительное, имя

прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя

числительное.

-Имя

существительное, глагол

- Имя

прилагательное, наречие, местоимение, имя числительное.

- Для того, чтобы речь была более красивой, полной.        

-Предложение сложное состоит из 2 частей, между ними ставим запятую.

- Части речи

- Имя существительное, имя

прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя

числительное.

- Для того, чтобы речь была более красивой, полной

Части речи

значение

вопрос

Грамматические

признаки

примеры

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Наречие

Местоимение

Имя

числительное

Вызвал внезапно учитель к доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует “окно”,
Мелом пишу на доске я “акно”.

Д.- Надо писать через О!

Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.

Модель урока.

  1. Место урока в системе уроков по теме: 1 урок в разделе «Части речи».
  2. Тип урока: Повторение, актуализация знаний, умений.
  3. Общая дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, актуализировать знания и умения учащихся.
  4. ТДЦ (триединая дидактическая цель по содержанию урока):

  • Образовательная:

Систематизировать знания по изученным частям речи.

Способствовать запоминанию основной терминологии по теме «Части речи».

Способствовать осознанию существенных признаков изученных частей речи.

  • Коррекционно-развивающая:

Способствовать формированию орфографической зоркости через письмо по памяти, комментированный диктант, списывание предложений с пропущенными орфограммами.

Способствовать развитию мыслительных операций (анализа и синтеза) через заполнение таблицы «Части речи», работу по определению частей речи, работу в парах; объёма и концентрации внимания и объёма памяти через письмо по памяти, комментированный диктант.

Способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений через сравнение и обобщение признаков частей речи.

Способствовать обучению школьников умению составлять таблицы через составление таблицы «Части речи».

  • Воспитательная: 

Воспитывать понимание необходимости сознательного выполнения домашнего задания

  1. Форма проведения урока: фронтальная, парная, индивидуальная
  2. Метод: репродуктивный (классификация методов по типу познавательной деятельности).

Практический, наглядный, словесный (традиционная классификация).

Самоанализ урока.

  В данном классе учителем русского языка я работаю третий год. Класс работоспособный, но способности у детей очень разные, поэтому необходимо осуществлять индивидуальный подход на каждом уроке.

  Урок по теме: «Повторение изученных частей речи» - 1 урок в разделе «Части речи». При подготовке и проведении урока учитывались требования программы для коррекционной школы 8 вида по русскому языку.

Тип урока: Повторение, актуализация знаний, умений.

Общая дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, актуализировать знания и умения учащихся.

ТДЦ (триединая дидактическая цель по содержанию урока):

  • Образовательная:

Систематизировать знания по изученным частям речи.

Способствовать запоминанию основной терминологии по теме «Части речи».

Способствовать осознанию существенных признаков изученных частей речи.

  • Коррекционно-развивающая:

Способствовать формированию орфографической зоркости через письмо по памяти, комментированный диктант, списывание предложений с пропущенными орфограммами.

Способствовать развитию мыслительных операций (анализа и синтеза) через заполнение таблицы «Части речи», работу по определению частей речи, работу в парах; объёма и концентрации внимания и объёма памяти через письмо по памяти, комментированный диктант.

Способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений через сравнение и обобщение признаков частей речи.

Способствовать обучению школьников умению составлять таблицы через составление таблицы «Части речи».

  • Воспитательная: 

Воспитывать понимание необходимости сознательного выполнения домашнего задания.

 На уроке использовалась наглядность – таблица «Части речи», индивидуальный раздаточный материал. Структура урока соответствует типу урок На уроке использовались следующие методы: репродуктивный (классификация методов по типу познавательной деятельности).

Практический, наглядный, словесный (традиционная классификация).

  На уроке соблюдались дидактические принципы обучения: научность (определения частей речи), наглядность (таблица «Части речи», индивидуальный раздаточный материал); сознательность (объяснение необходимости изучения данной темы), доступность (изложение материала с учётом имеющихся знаний у уч-ся), прочность (проверка усвоения знаний в конце урока), связь теории с практикой (выполнение упражнений самостоятельно).

  Урок состоял из следующих этапов и задачи каждого этапа:

1.Оргмомент.

Настроить на восприятие учебного материала, подготовить уч-ся к общению на уч. занятии.

2.Целеполагание и мотивация. Обеспечить мотивационную готовность уч-ся к активной познавательной деятельности на уроке.

3.Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы. Актуализировать знания и умения уч-ся по теме «Части речи».

А)Выступления учащихся (проверка домашнего задания)

Б)Определение частей речи в стихотворении, написанном по памяти и в словах упражнения.

В)Комментированный диктант.

Г)Индивидуальная работа.

Д)Работа в парах.

4.Информация о домашнем задании. Дать информацию

о домашнем задании, способе его выполнения и литературе, которую можно использовать при его выполнении.

5.Рефлексия.(подведение итогов урока) Выявить качество усвоения уч-ся знаний по теме.

Форма проведения урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

  На уроке соблюдался единый орфографический режим через работу с орфограммами, проводилась работа с терминами: Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное, проводилась работа с учебником через разбор заданий и выполнение упражнений. Обогащался словарный запас детей через подбор синонимов и образование однокоренных слов разных частей речи.

 На уроке осуществлялись межпредметные связи с географией через ответы на вопросы домашнего задания.

  Контроль за деятельностью уч-ся – фронтальный после выполнения заданий на карточках.

  Домашнее задание связано с темой урока, объяснён способ выполнения и необходимая литература.

  Итог урока подведен уч-ся при помощи наводящих вопросов учителя.

 Моя методическая тема «Формирование орфографической зоркости у уч-ся с нарушением интеллекта»

  На данном уроке я хотела показать, как я применяю приёмы для формирования орфографической зоркости на уроках, темы которых не связаны с орфографией. Это комментированный диктант, подстановка пропущенных букв и объяснение орфограмм. На данном уроке не был использован зрительный диктант, но такие диктанты мы пишем с детьми регулярно.

 

Части речи

значение

вопрос

Грамматические

признаки

примеры

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Наречие

Местоимение

Имя

числительное

Части речи

значение

вопрос

Грамматические

признаки

примеры

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Наречие

Местоимение

Имя

числительное

Части речи

значение

вопрос

Грамматические

признаки

примеры

Имя

существительное

предмет

Кто?

Что?

Род, число, падеж, одушевлённость, собственное/нарицательное

Имя

прилагательное

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Род, число, падеж

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать?

Спряжение, время, лицо, число, род(в прошедшем времени)

Наречие

Признак действия

Как? Где? Куда? Когда?

Неизменяемая часть речи.

Местоимение

Указывает на предмет

Кто? Что?

Лицо, число, род, падеж

Имя

числительное

Количество предметов и порядок их при счёте

Сколько? Который?

Количественное/порядковое

Части речи

1.Ровно ст…ит зимн…я стужа.

2.Ушла последн…я лунная ноч…  .

3. Ёж (по)строил зимн…е убежище.

4. Свежее утро ст…ит (над)землёй.

5. Ра…сеялись ни…кие, хмурые облака.

6. Розовые полосы зари (по)к…зались на горизонте.

7. Выс…ко (над)головой дул горячий ветер.

8. (С)озера дол…тало странное щёлканье.

9. Тихо к…тилось (под)горкой огромное солнце.

10. Я слышу (в)лесу тих…е звуки.

11. Ярк… бл…стит белый снег.

12. Чистое небо ст…ит (над)лесом.

13. Тих… занимался зимн…й день.

Дружные, дружба, дружно, другая, дружили, дружок.

Плакать, плавать,  плаксиво, плакса, плаксивая.

Пятый, пятёрка, пятка.

Вечерний, вечер, вечером, вечереет, венец.

Светлый, светлячок, свет, светят, светло, сверчок.

Чистые, чистота, вычистил, чистюля, число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...