ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Пиши и говори правильно»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Микляева Елена Валерьевна

  ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности по русскому языку

 «Пиши и говори правильно»

Ступень обучения: 5 класс

Количество часов: 34

 

Направление ВУД: общеинтеллектуальное

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат города Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

________ Шлемова Л.В.

«__» _августа_ 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № 65

 От « 21» августа 2017г.

РАССМОТРЕНО:

Заседание Педагогического Протокол № 15

«_18_» _августа_ 2017 г

 

  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по русскому языку

 «Пиши и говори правильно»

Учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Микляевой Елены Валерьевны

Ступень обучения: 5 класс

Количество часов: 34

Направление ВУД: общеинтеллектуальное

на   2017 - 2018   учебный   год

 

г. Катав-Ивановск

 

1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3

2. Общая характеристика учебного курса ……………………………….. 5

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности                                                 ………………………………. 7

5. Содержание курса ………………………………………………………. 8

6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся                            …………………………………………….. 11

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности……………………………………………13

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Пиши и говори правильно» для 5 класса   составлена в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки  России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе социального заказа, сформированного на основе изучения запросов участников образовательного процесса, родителей (законных представителей). Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру. В центре внимания программы – сведения о нормах литературного языка, прежде всего те нормы, нарушение которых в речи достаточно часты, чтобы о них говорить в первую очередь. В школе более или менее удовлетворительно изучаютсяи усваиваются обучающимися орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые грамматические нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще на изучается, либо изучается очень бегло, поверхностно и поспешно. Поэтому центральной частью программы являются занятия по изучению грамматических норм, а также норм ударения современного русского языка. В изучении и истолковании норм литературной речи программа не выходит за пределы общепринятых в нашей науке взглядов и очень широко привлекает указания и рекомендации современных словарей русского языка, а также Академической грамматики.

Помимо сведений о нормах литературного языка, программа содержит разъяснение общественного значения хорошей речи и общие замечания о сущности и строении языка, а также характеристику главных стилистических качеств русской литературной речи.

 Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия кружка позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.

Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обогащение словаря,
  • развитие устной и письменной речи;
  •  работа над содержательной стороной слова;
  • активизация познавательных интересов;
  • развитие творческих способностей и мышления.

Задачи коррекционной работы:

  • развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
  • развитие у обучающихся мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Общая характеристика учебного курса

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины, экскурсии, защита проекта. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека, краеведческий музей.

Место учебного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Пиши и говори правильно»рассчитана на обучающихся 5 классов, имеет практико-ориентированный характер   реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под  редакцией Т.А.Ладыженской. Программа рассчитана на 34 часа.

Программа курса направлена на формирование универсальных умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.Программапредполагаетосвоениеспособовдеятельностинапонятийномаппаратетехучебныхпредметов, которые ученик изучает.

Программа внеурочной деятельности «Пиши и говори правильно»  реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.

Принципы реализации программы:

  • непрерывность воспитания и образования обучающихся;
  • доступность обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
  • связь обучения и воспитания с жизнью;

                                        3.Планируемые результаты

Личностные:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
  • уважительное отношение к русскому языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию
  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и          

чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • адекватное восприятие и понимание информации;
  • способность извлекать информацию из различных источников;

4

  • свободно пользоваться словарями различных типов;
  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
  • способность правильно излагать свои мысли;
  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
  • способность участвовать в речевом общении;

Предметные:

  • представление о роли русского языка;
  • освоение базовых понятий лексики;
  • проведение лексического анализа слова;
  • осознание эстетической функции родного языка.

4.Содержание курса внеурочной деятельности

Могучее орудие общественного развития

  • Важнейшее средство общения
  • Как построен язык
  • Роль языка
  • Великое дело

Обработанный мастерами

  • Говорят по-уральски
  • Единый для всех
  • Разнообразие в едином
  • Языковые нормы

Язык в действии – речь

  • Зачем «речь», если есть «язык»?
  • А вот это – плохо.
  • Правильно – значит хорошо.
  • Хорошо, но мало?
  • И другие.

Речь и грамматика  литературного языка

  • Похвальное слово Грамматике.
  • Почему нельзя «выпить чая»?
  • «Быть в отпуску» - не обязательно.
  • ИнженерА против инженЕров.
  • Можно ли купить «пять килограмм яблоков»?
  • «Невежествен» или «невежественен»?
  • Водяная вода.
  • Упрямство имен числительных
  • Когда вежливость не знает границ.
  • Язык не разрешает «подытаживать».
  • Разве «остынул»?
  • И «мурлычут» и «мурлыкают».
  • «Выдающие товарищи тоже бывают».
  • О том, как «большая честь окончила учебный год».
  • «Молодежь поет»
  • Оборьбе формы против содержания.
  • Колебания определений.
  • Имена склоняются перед законом.
  • Падежи мешают друг другу.
  • «Это», да не то.
  • Свобода в пределах необходимости.

Речь и ударение литературного языка

  • Повторение – мать учения.
  • В этих именах ударение неподвижно.
  • А в этих оно передвигается.
  • Вы прАвы или Вы правЫ?
  • РОздала, раздАла или разадалА?
  • Частица –ся побеждает.
  • Два слова о трех словах.

Дурную траву из поля вон

  • Наша речь должна быть чистой.
  • Вопрос о вопросах.
  • Людоедка Эллочка рядом с вами.
  • Когда допустимы «местные» слова?
  • Лучше «устранять недостатки», чем «ликвидировать дефекты».
  • Оказывается, и слова прилипают.
  • Уважать Человека.
  • О сорняках пустословия.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы

  • Что такое – точность?
  • Слова-конкуренты.
  • Абонент имеет абонемент.
  • Не каждая дорога – путь.
  • Об электропоездах и электричках.
  • Русский язык велик и могуч
  • О речевом богатстве и речевой бедности.
  • Неиссякаемые запасы разнообразия.
  • Интонация обогащает речь.
  • И синтаксис – тоже обогащает.
  • Меткое слово.
  • Главный источник речевого богатства.

Что такое хорошо и что такое плохо

  • Нужные, хотя и «другие»
  • За простоту , против упрощения.
  • Логика нужна и здесь
  • Нельзя говорить механически.
  • О вежливости и грубости.
  • Язык и Манилов.
  • Стиль, отвечающий теме.
  • Добрым людям – добрые слова.

Вместо итогов

  • Защита творческого проекта.
  • Вечер русского языка.

5.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

Вводное занятие. Диагностическое тестирование.

1

познавательная

2

Могучее орудие общественного развития.

2

познавательная

3

Викторина «О великий и могучий…»

1

игровая

4

Обработанный мастерами.

2

познавательная

5

Язык в действии – речь.

2

познавательная

6

Речь и грамматика литературного языка.

3

познавательная

7

Малая олимпиада по русскому языку.

1

познавательная

8

Речь и ударение литературного языка.

2

Познавательная, игровая

9

Чудесные превращения. Игры со словами.

1

Игровая, познавательная

10

Дурную траву из поля вон.

3

познавательная

11

Экскурсия в краеведческий музей.

2

Познавательная, игровая

12

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

3

познавательная

13

Игра «Слова-противники».

1

Игровая, познавательная

14

Русский язык велик и могуч

3

познавательная

15

Что такое хорошо и что такое плохо

3

Познавательная, игровая

16

Выпуск стенгазеты.

2

познавательная

17

Защита проекта.

2

познавательная

18

Вечер русского языка.

2

Познавательная, игровая

ИТОГО

34

6. Описание  учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности

Список литературы для учителя

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2012г
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2013. – 192с.
  3. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2015 г.
  4.  Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2014. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2014 Серия: Стандарты второго поколения
  6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2016г
  7. Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2017

Список литературы для обучащихся

  1. Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2013
  2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2016
  3. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2014
  4. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2016.

Описание  материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности:

  • Кабинет на 15 посадочных мест
  • Компьютер
  • Мультимедиа
  • Колонки
  • Компьютерный класс

Интернет ресурсы

1.              Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/)

2. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm)

3. Тесты по русскому языку (http://likbez.spb.ru/tests/)

4. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html)

5. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей (http://urok.hut.ru/)

6.         Культура письменной речи (http://www.gramma.ru)

7. Русский язык. Справочно-информационный портал (http://www.gramota.ru/)

8. Дистанционные курсы русского языка (http://urok.hut.ru)

9. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm)

Ресурсы на локальных носителях

10. 1 С: Репетитор. Русский язык (1С)

11. Фраза (Новый диск)

12. Грамотей (ЭРИКОС)

 

Образовательные ресурсы сети Интернет

по русскому языку и литературе

 http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

 http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С

Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе...

рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).

Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...

Программа факультатива по русскому языку «Пишем без ошибок» для 7 класса

Актуальность введения в школе курса «Пишем без ошибок» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью врем...

Программа факультатива по русскому языку «Пишем без ошибок» для 7 класса

Актуальность введения в школе курса «Пишем без ошибок» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью врем...