Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гурова Марина Сергеевна

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Разряды количественных числительных. (с презентацией).

Дата проведения: 21 февраля 2017 года

Обрудование: компьютер с проектором, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

УУД

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст).

М/к: строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить само- и взаимоконтроль.

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Предметные:

- различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам.

-правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.

I Организациооный момент.

- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

(если кто-то с плохим, спросить почему)

- Чтобы лучше настроиться на урок, я прочитаю вам стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

-Откройте тетради, запишите число. На протяжении всего урока работаем с оценочными листами, они у вас на столах, оценивать будем при помощи смайликов, «отлично»- нет ошибок

                     «хорошо»- 1-2 ошибки

                     «старайся»- 3 и более ошибок

   

   - Сегодня мы продолжаем  разговор о числительных.

    - Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра  «расскажет» о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодной для питья 25 литров воды.

          Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты  с числительным будь дружен.

(Слайд 2)

  1. Языковая разминка

- Посмотрите на слайд, предложите к нему задание. (Слайд 3)

Двадцать пять литров, семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, столетие, одиннадцать игроков, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря.

- Действительно, необходимо выписать словосочетания с именами числительными.

- Проверяем, обратите внимание на орфограммы в числительных. (слайд 4)

- Какие орфограммы встретились в этих числительных? (в числительных от 5 до 20 и 30 на конце пишется мягкий знак, словарное слово – одиннадцать с двумя н)

-Что Вы можете рассказать об этих числительных? (все эти числительные количественные и простые и составные)

- Кто допустил ошибки? Какие? Почему?

- Оцените себя.

III Открытие нового материала.

- На доске вы видите имена числительные, проанализируйте и скажите на сколько групп можно разделить эти числительные? (на 3)

- ….. пойдёт к доске и распределит таблички по группам.

- Ребята, все согласны?

- Это какие числительные количественные или порядковые? (количественные)

- Вспомните, когда мы изучали имя прилагательное, встречали 3 группы прилагательных, как назывались эти группы? (разряды)

-Сформулируйте тему урока.

Разряды количественных числительных

- Запишите тему урока.

- Какие цели поставим перед собой?

(1. Познакомиться с разрядами количественных числительных.

2. Научиться их различать.

3. Научиться употреблять их в речи)

- Определим названия разрядов. Для этого сравните числительное 12 и 1\2.

-Что обозначают эти числительные? (целое и дробное число)

- Выделяем разряд целые и дробные числительные.

- Какое значение у числительного трое?

- Несколько предметов, взятое как одно целое, объединённые чем-то общим. Не три, а трое.

- Как бы вы назвали такие числительные? (собирательные, от глагола собирать)

-Таких числительных мало. Их даже можно пересчитать. Более подробно о них мы будем говорить, когда отдельно будем изучать собирательные числительные.

- Итак, какие разряды количественных числительных мы выделили?

Количественные числительные       (слайд 5)

        

            двенадцать                                  двое                                  одна вторая

                                     (целое)                         (собирательное)                (дробное)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.  (слайд 6)

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

- Оцените себя.

2. Выборочно-распределительный диктант.

Прочитайте текст.  Выпишите количественные числительные в И.п.  в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

-Проверим.        (слайд 7)

целые

дробные

собирательные

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

- Кто допустил ошибки7 Какие? Почему?

-Оцените себя

3.Работа по учебнику в парах

-Откройте учебники на с.51, найдите упражнение 408. Работаем в парах.

-Какая ошибка в первой группе слов? Все согласны? Добавьте свой пример.

1 пара

-Какая ошибка во второй группе слов? Все согласны? Добавьте свой пример.

2 пара

-Какая ошибка в третьей группе слов? Все согласны? Добавьте свой пример.

3 пара

-Оцените себя    (слайд 8)

4. Физминутка

-Немного отдохнём, посмотрите на слайд.                         (слайд 9)

5. Интеллектуальная разминка (работа в группах).

- Поработаем в группах , первая- лидер …., вторая…

1 группа:

1)  Устно замените эти слова другими:  

дюжина,  полтора,

-Какие у вас получились слова?

-Какие это числительные?

2) Конкурс «знатоков»

– Вспомните, что такое фразеологизмы (приведите 1–2 примера), и

запишите фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные (задание выполняется в течение трёх минут на листочках).

Возможные примеры: как две капли воды, за семь вёрст киселя хлебать, семеро одного не ждут, семь раз отмерь – один отрежь, в два счёта, на все четыре стороны, как свои пять пальцев, все как один, палка о двух концах, больше двух говорят вслух и др.

-Объясните значение одного из них.

2 группа:

1)  Устно замените эти слова другими:  

 чертова дюжина,  полтораста.

-Какие у вас получились слова?

- Какие это числительные?

2) Конкурс «знатоков»

- Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите разряд числительных.

  1. Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
  2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
  3. Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»?
  4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
  5. Сколько коробов можно наврать?
  6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
  7. Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

Ответы: 1) тридцать лет и три года

                  2) семь пятниц

                  3) семь богатырей

                  4) две капли

                   5) три короба

                   6) два зайца

                   7) семь раз

-Оцените свою работу в группе

6. Разгадай ребус

-Посмотрите на слайд, разгадайте и запишите полученный результат.(слайд 10)

-Оцените свою работу

7. Творческое задание.                                                          (слайд 11)

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать).

Я  просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное)  часа трачу  на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Простое ) минут у меня занимает дорога  домой. Около (простое) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки).  На чтение книг остается  немного времени. Это обычно (составное) минут.

-Оцените себя.

5. Тест.

 А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

Вопрос № 1
В каком ряду все числительные являются собирательными?

полтора, девятеро, шестнадцать
семь, трое, две пятых
шестеро, двое, восьмеро
сто, тридцать, четверо

Вопрос № 2
Укажите предложение с числительным, обозначающим целое число.

Две третьих комнаты уже отремонтировано.
Одна седьмая поля засеяна рожью.
Четыре часа мы продвигались по мрачной тайге.
Трое ребят из нашего класса приняли участие в городской выставке поделок из природного материала.

Вопрос № 3
Какое утверждение неверно?

сто (лет) -это числительное, обозначающее целое число
три восьмых (сада) - это дробное числительное
три (товарища) - это собирательное числительное
полтора - это дробное числительное

Вопрос № 4
Укажите словосочетание с собирательным числительным

тридцать восемь попугаев
шесть вёдер
четверо волчат
три четвёртых яблока

Вопрос № 5
В каком ряду все числительные являются дробные?

четверо, полтора, сорок четыре
трое, двадцать восемь, восьмеро
три седьмых, две целых пять десятых, девятеро
полтора, три восьмых, две пятых

-Проверим.                                                                         (слайд 12)

-Оцените себя.

IX Рефлексия

- Как прошёл урок?        (слайд 13)

- Ваше настроение после урока?

Домашнее задание:

  1. Параграф 71, упр.409.
  2. Задание на карточке
  3. Придумать ребусы с числительными


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эпиграф Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен.

Слайд 3

Двадцать пять литров, семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, столетие, одиннадцать игроков, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря

Слайд 4

Двадцать пять литров , семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны , столетие, одиннадцать игроков , тройка лошадей, полное одиночество, один шанс , двойной удар, удвоить усилия, семь дней , играть в пятнашки, тридцать три богатыря

Слайд 5

Разряды количественных числительных целые собирательные дробные (двенадцать) (трое) (одна вторая)

Слайд 6

Устно назовите количественные числительные и определите их разряд 17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвёртых километра, сорок два ученика, четверо суток

Слайд 7

Целые Дробные Собирательные Восемнадцать Два Десять Восемь Две трети Четыре пятых Шестеро Трое Пятеро

Слайд 8

Целые Дробные Собирательные Семнадцать рублей Тринадцать человек Двадцать два градуса Пятеро друзей Одна шестая сада Восемь груш Две пятых урожая Пять седьмых метра Трое суток Четверо малышей Двое мужчин Три четвёртых пути

Слайд 9

Немножко отдохнем

Слайд 10

Давайте улыбнемся Прочтите фразу: Вскоре 7 я о 5 сядет за 100 л, блистающий чи 100 тою. Сес 3 цы- 40 и е 2 ухи 3 лись пре 2 варительно приготовить обед, отыскать вме 100 осе 3 ны 100 лько ус 3 ц, что пред 100 ит целый пир

Слайд 11

Творческое задание Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Простое) минут у меня занимает дорога домой. Около (простое) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Слайд 12

3 3 3 3 4

Слайд 14

Домашнее задание 1.Параграф 71, упр.409 2. Карточка с заданием 3. Придумать ребусы с числительными



Предварительный просмотр:

двенадцать

три

пятьдесят

одна вторая

пять шестых

три пятых

двое

трое

семеро

целые

дробные

собирательные


 

        Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

365 дней (р.)

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. )

1945 год (тв. )

2005 год (род., пр. )

                 

       

Определить разряды числительных по значению.

1) 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль.
2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.
3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.
4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

2. Творческое задание.

-Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать).

     

   Я  просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное)  часа трачу  на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Простое) минут у меня занимает дорога  домой. Около (простое) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки).  На чтение книг остается  немного времени. Это обычно (составное) минут.

 Выборочно-распределительный диктант.

Прочитайте текст.  Выпишите количественные числительные в И.п.  в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимназии проходили соревнования. В первой команде было восемнадцать участников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Остальные две трети участников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята победили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое участников получили медали, пятеро - поощрительные призы.

Задания группам №1

1. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: дюжина,  полтора.  Какие у вас получились слова? Что вы можете о них рассказать?

2. «Конкурс знатоков»

Вспомните, что такое фразеологизмы. Запишите фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные. Объясните значение одного из них.

Задания группам №2

1. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: чертова дюжина,  полтораста.  Какие у вас получились слова? Что вы можете о них рассказать?

2) Конкурс «знатоков»

- Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите их разряд.

  1. Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
  2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
  3. Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»?
  4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
  5. Сколько коробов можно наврать?
  6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
  7. Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

 Тест.

Вопрос № 1
В каком ряду все числительные являются собирательными?

полтора, девятеро, шестнадцать
семь, трое, две пятых
шестеро, двое, восьмеро
сто, тридцать, четверо

Вопрос № 2
Укажите предложение с числительным, обозначающим целое число.

Две третьих комнаты уже отремонтировано.
Одна седьмая поля засеяна рожью.
Четыре часа мы продвигались по мрачной тайге.
Трое ребят из нашего класса приняли участие в городской выставке поделок из природного материала.

Вопрос № 3
Какое утверждение неверно?

сто (лет) -это числительное, обозначающее целое число
три восьмых (сада) - это дробное числительное
три (товарища) - это собирательное числительное
полтора - это дробное числительное

Вопрос № 4
Укажите словосочетание с собирательным числительным

тридцать восемь попугаев
шесть вёдер
четверо волчат
три четвёртых яблока

Вопрос № 5
В каком ряду все числительные являются дробные?

четверо, полтора, сорок четыре
трое, двадцать восемь, восьмеро
три седьмых, две целых пять десятых, девятеро
полтора, три восьмых, две пятых

Лист самооценки

Ученика ____________________________________________________

№ п\п

Задание

Оцени себя

1.

Разминка

2.

Устный ответ

3.

Выборочно-распределительный диктант

4.

Работа в парах упр. 408

5.

Работа в группе

6.

Ребус

7.

Творческое задание

8.

Тест

9.

Итог



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Учитель___________________________________________________ Предмет___________________

Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную  цель урока

(формирование  системы  ценностей по данному предмету)

1-2

низкий

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

3-4

средний

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам

5-6

Выше  среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )

7-8

Хороший

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

9-10

Высокий

2. Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.

1-2

Низкий

В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  

3-4

Средний

Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

5-6

Выше среднего

Добивается, чтобы учащихся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

7-8

Хороший

Добивается, чтобы учащихся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащихся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

9-10

Высокий

3.Содержание учебного материала и содержание образования

(СУМ и СО)

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

1-2

Низкий

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей  целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией

3-4

Средний

 

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение) представлена обучающимся наглядно

5-6

Выше

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

7-8

Хороший

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата

9-10

Высокий

4. Формы организации познавательной деятельности учащихся

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или  групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню  знаний

9-10

Высокий

5. Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

9-10

Высокий

6. Рефлексия

Оценивает работы учащихся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся

1-3

Низкий

Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

3-4

Средний

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

5-6

Выше

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает учащихся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)

7-8

Хороший

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.

Домашнее  задание носит дифференцированный  характер  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке

9-10

Высокий

Результаты диагностики

Дата

класс

1.Цели

2.Мотивация

3.СУМ и СО

4.фопд

5. МО

6.Рефлексия

Средний балл

Уровень работы учителя на уроке

Оценка в баллах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Имя числительное. Обобщение"

Урок подготовлен по технологии естественного обучения Суртаевой...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных

Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения ...

Конспект урока русского языка: «Собирательные числительные».

Цели: Обучающая цель:- сформировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительно...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Склонение сложных количественных числительных»

Конспект открытого урока по теме «Склонение сложных количественных числительных»...

План-конспект урока русского языка "Правописание числительных" 9 класс

Урок русского языка в 9 классе по теме "Правописание числительных".Задачи урока:Познакомить обучающихся с правилом правописания числительных, формировать умение применять его при написании ч...

Конспект урока русского языка на тему "Разряды количественных числительных"

В конспекте урока представлен материал по теме "Разряды количественных числительных"...

Конспект урока русский язык в 6 классе на тему "Склонение сложных количественных числительных"

Склонение и правописание сложных количественных числительных...