открытое мероприятие "Чистое слово"
классный час по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Предлагаю коллегам конспект классного часа для учеников 5 - 7 классов о красоте и чистоте русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.mer_.chistoe_slovo.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

                    План открытого внеклассного мероприятия

                                     «Чистое слово»

Форма проведения: классный час.

1.Вступление. Друзья, я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране слов , полную загадок, неожиданностей и опасностей. На протяжение существования человечества люди проявляли к слову большой интерес. Именно оно сделало человека человеком, оно сопровождало его  многие тысячелетия, реагируя на любые изменения в обществе.

Через слово передаётся сумма опыта  прошлых веков, интеллект  духовность всех поколений. По мнению академика Лихачёва 21 век станет веком гуманитарных наук. Сколько же слов необходимо человеку для общения? Толковый словарь Даля содержит 200 000 слов. Словарь Вебетера – 450 000 слов.  В английском словаре Бейенка собрано 850 000 словарных единиц. Мир слов многообразен и неисчерпаем.

 2. К. Д. Ушинский писал: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат  мысли и чувства, через которые выразились в слове природа страны, история народа».

= Как вы понимаете это выражение?

=Разложите его на простые предложения.

=Что вы могли бы к этому добавить?

Давайте взглянем на слово как на элемент национальной культуры или единицу национального языка. На планете Земля существует 5621 язык и диалект.

=Как вы считаете? Множество языков разъединяет или соединяет людей?

(Ученики высказывают своё мнение, затем учитель рассказывает легенду о Вавилонской башне). В данном случае множество языков разъединило людей. С другой стороны, изучая иностранный язык, мы глубже познаём душу народа, его историю и культуру.

3.Чувство патриотизма заключается не только в любви к Родине, но и в преданности родному языку, а так же в уважении к другим языкам и культурам. Нам стоит помнить слово создало мир. Оно может его и разрушить. Давайте вспомним, что война и фашизм это не только борьба за свободу и независимость, но и битва за право говорить и писать на родном языке. В феврале 1942 года было опубликовано стихотворение А. Ахматовой «Мужество». ( Один из учащихся читает это стихотворение).

В годы войны родное слово было надеждой и опорой, оно поднимало солдат в атаку, подбадривало в неудачах, защищало от пуль, служило утешением в трудные минуты. (Читается стихотворение Э.Г. Багрицкого «Женя»).

На фронте сражалось много поэтов. Среди них были и наши земляки. Для них слова было самым грозным оружием. Примером мужества может служить создание Моабитских тетрадей нашим земляком = поэтом Мусой Джалилем. (Ученики зачитывают наизусть некоторые стихотворения М. Джалиля). Мы видим, что поэт использует слово, чтобы передать потомкам свои мысли и чувства.

= Но только ли писатель использует слово для воздействия?

4. Ежедневно, ежечасно мы обращаемся к помощи слов. Только человек наделён даром речи. А умело ли мы используем этот дар? Ни что иное как речь характеризует культурного человека. В каждом обществе существуют нормы речевого этикета. Соблюдение этих норм важно  для установления добрых и хороших отношений  среди людей.

=Умеете ли вы общаться?

=Что значит быть хорошим собеседником?

=Как бы вы выразили восхищение (неодобрение, желание познакомиться, сочувствие)?

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас правильно поняли, нужно, чтобы слова были искренними, а так же, чтобы форма соответствовала содержанию.

5. Практическая часть. Учитель предлагает закончить фразу:

Слово серебро,…

В чужой монастырь…

Волков бояться…

Век живи…

Взялся за гуж…

В чужом глазу…

Слово не воробей…

По одёжке встречают…

Затем класс делится на группы и каждой предлагается разыграть ситуации знакомства, приглашения на день рождения, предложения сходить вместе в кино и т.д. Каждая группа презентует небольшую сценку. Потом ребята обсуждают, какая группа лучше справилась с заданием и почему.

Итак, подведём итог. Слово, произнесённое или написанное, имеет огромную силу. Оно может помочь или ранить, развеселить или заставить задуматься. Обидные слова отравляют нашу жизнь. Люди легко обижают друг друга, особенно самых близких людей. А добрые и ласковые слова делают счастливыми и окружающих и нас самих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения  в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...

Открытый урок "Слова, обозначающие действия предмета"

Тема: Слова, обозначающие действия предметаЦели и задачи: ·         познакомить детей с глаголами;·...