Разработка урока "Типы связи слов в словосочетании" (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

В разработке представлен опыт изучения  согласования, управления и примыкания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Ольга Аркадьевна, школа ОАНО Ника, г Москва

Тема урока: Типы связи слов  в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Цель урока: ознакомить учащихся со способами связи  слов в словосочетании;  познакомить учащихся с понятием синтаксических отношений в словосочетании; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; совершенствовать навыки и умения по конструированию , распространению и  правильному использованию словосочетании.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формируемые УУД: личностные ( оценивать собственную учебную                                                                               деятельность: свои достижения, причины неудач)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция).

Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных  способов решения задач)

Коммуникативные( планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общие сведения о видах словосочетания; могут определять основные виды связи в  словосочетании и  синтаксические отношения ; правильно строят и употребляют в речи  словосочетания  и предложения.

1.Организационный этап.

2. Актуализация опорных  знаний

Учащиеся в парах задают друг другу вопросы по теме “Словосочетание “  

Вспомним, что изучает синтаксис? Что такое словосочетание?

Чем отличается словосочетание от предложения? Как называются слова в словосочетании ?  Какие есть словосочетания по типу главного слова?

Верно!  Именные, глагольные, наречные, местоименные.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

 “Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово”  В.Г. Белинский. Действительно, как важно научиться найти точное и нужное слово, чтобы вас поняли!  Вы догадались, мы продолжаем с вами говорить о словосочетании. Знание синтаксических единиц служит для формирования умения логически  строить высказывания и выражать свои мысли, а также правильно ставить знаки препинания.  

4.Изучение нового материала.

Перед вами  словосочетание:  новый дом. Главное слово  дом. Попробуем изменить главное слово: нового дома, новому дому, новый дом….

 Какую закономерность вы заметили?

Учащиеся определяют: изменение главного слова ведет  к изменению зависимого. Зависимое слово  уподобляется формам  главного  и согласуется с главным  в роде, числе и падеже. Этот вид связи называется согласованием. Запишем словосочетания: цветущий сад, первый урок, кто-то милый.

Ученики записывают словосочетания и приходят к выводу, что в качестве зависимых слов  могут выступать слова разных частей речи: имя прилагательное, местоимение, причастие, порядковое числительное.

Учащиеся анализируют словосочетания (писать письмо,  думать о жизни)  и приходят к выводу: зависимое слово существительное или местоимение  ставится при главном  в определенном падеже. Этот вид связи  называется управлением. Шляпка из соломки, косил траву, летаю в космос

Проанализируйте словосочетание:  бежать быстро, рвал резко, дом их, ткань повеселее, прекрасно выспаться, попытка примириться.  

Ребята определяют, что в данном словосочетании зависимое слово тяготеет к главному по смыслу. Значит, перед нами смысловая связь, а согласование и управление –  связь грамматическая, которая осуществляется с помощью окончания, предлогов.

(Самостоятельный вывод, а не получение “готового правила “  помогает ученику лучше освоить тему).

Ученики самостоятельно составляют таблицу.

        Т А Б Л И Ц А

 3. Ознакомление  с теоретическим материалом учебника.

  5.Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

Коллективная работа по составлению таблицы ”Виды связи слов в словосочетании “.

Практическая работа по определению способа связи слов  в словосочетании.

Задание № 1

Укажите, какой частью речи выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях. Определите способ их связи.

 Мой брат, скучать по маме, ушел не оглядываясь, хозяин тайги, гараж во дворе,  петь тихо, полезный совет, голос диктора,  дремать стоя, идти в гору, два друга, окликнуть товарища ,позвать тебя ,поющий скворец, очень много.

Задание  № 2

Работа в группах. (Группа№ 1)  Выпишите  из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием.

Небольшую речушку на десять рядов  процеживали  бреднями.(В.Г.Распутин)

Мимо окон прошла чья- то тройка( И А Бунин).

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Ю.Лермонтов)

Глубокая еще дымилась рана, по капле кровь сочилася моя!

 Задание № 2.

Выпишите из предложений словосочетания , в которых слова связаны управлением.

1.По всему лесу потрескивал мороз.

2.Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звездам.

3.Глухо отдавались мои шаги в застывшем воздухе.

4.Я видел их несколько минут ,но они остались в моей памяти.

Задание № 3.

Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетании.

1.Девочка бежала……2….. дети плавают в реке. 3.Утром Саша ел яйца ……

4.Голос диктора звучал  …… 5. Троллейбус шел ……

Для справок: Летом, быстро, медленно, громко, вкрутую.

Изучая тему урока, ученики находят  материал о синтаксических отношениях в словосочетании.

Между словами в словосочетании возникает смысловая    связь, которая определяется характером  отношений  зависимого слова к главному. Выделяют следующие виды синтаксических отношений:

Определительные отношение: между предметом и его признаком(яйца всмятку, солнечный день, тетрадь в клетку).

объектные отношения: между действием и предметом, на которое  оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия(стучать молотком).  

обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака(уехать из города, вернуться поздно, одет модно).

Работа с упражнениями учебника.

Рефлексия. Подведение итогов урока. Ученики отвечают на вопросы:

Какую роль играют словосочетания в языке?

Чем отличаются словосочетания от предложения?

Какова структура словосочетания?

Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

Заключительное слово учителя о значимости словосочетания, наименьшей единицы синтаксиса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

Тест. 8 класс. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Тест для 8 класса по теме "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании."...

Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс

Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...