Комплексный анализ текстов для использования на уроках по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) на тему

Холодова Светлана Ильинична

Использую в 9-х классах в качестве дополнительного материала к уроку русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный  анализ текстов для использования

на уроках по русскому языку

в 9 классе

Холодова С. И.

2017 г.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное.

      Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».

      Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.

      Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

      Каждая из великих книг — это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. Недаром Тургенев сказал о Гоголе, что «для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».

(А. Турков.)

     Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Определите тему, основные мысли текста.
  2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
  3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между

предложениями, между абзацами?

  1. Объясните значение слов классик, традиция, целостность.
  2. Составьте схему второго предложения.
  3. К предложениям с причастными и деепричастным оборотами подберите грамматические синонимы. Сопоставьте синонимичные конструкции.
  4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно

проиллюстрировать примерами из текста?

  1. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  2. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

     

Язык Пушкина… Он не был дан ему в готовом виде, а формировался на протяжении всего творчества сознательными усилиями поэта…

     Резкий отход от языковых норм предшествующей поэзии происходит у Пушкина уже за год до окончания лицея (1816). «Сделать такой решительный поворот мог только великий поэт» (С.И.Бернштейн).

     Суть этого поворота в том, что Пушкин начал усваивать и осваивать в поэзии различные стили разговорной речи того времени. Разговорная речь еще не устоялась, не существовало ее норм. «Грамматика наша еще не прояснена». На «разных языках» говорило образованное дворянство, мелкое чиновничество и городское мещанство.

     Гениальность Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из нее все живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.

                                                                                            (Д.Самойлов.)

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения объединяются в единое целое?
  3. Какова роль в тексте первого предложения (зачина)? Что достигается благодаря использованию многоточия?
  4. Найдите в тексте ключевые слова. Озаглавьте текст.
  5. В каком значении употребляются в тексте слова суть, стихия?
  6. Укажите в тексте сложные предложения, составьте их схемы.
  7. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
  8. Произведите разные виды разбора.
  9. Подготовьтесь к чтению текста вслух.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни – там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

                                         (А.С.Пушкин.)

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения – последнего написанного поэтом в Михайловском в сентябре 1835 г. Докажите, что отрывок является описанием. Выпишите существительные, которые можно назвать ключевыми словами. В какую тематическую группу они входят?
  2. Проверьте свое чувство языка: попробуйте объяснить значение устаревшего слова пажить, исходя из контекста. А потом обратитесь к словарю. Что нового вы узнали из словарной статьи?
  3. В каком значении употребляется в тексте многозначное слово убогий? Какие еще значения может иметь это слово?
  4. Определите стилистическую окраску прилагательного неведомый. Докажите, что это слово многозначное, подобрав к нему синонимы. Почему из ряда синонимов Пушкин выбрал именно слово неведомый?
  5. Какие слова употребляются в переносном значении?
  6. Выпишите из отрывка глаголы. Чем мы можем объяснить, что автор использует глаголы и настоящего, и прошедшего времени? Произведите морфологический разбор одного из глаголов.
  7. Сравните слова  лесистый – лесной, разберите их по составу. Придумайте с ними словосочетания.
  8. Составьте схему первого предложения. Произведите синтаксический разбор.
  9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Укажите примеры использования авторской пунктуации.
  10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

     

Когда мы произносим имя Лермонтов, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери. Может, об этом и не стоило бы говорить, потому что стихи Лермонтова живут, но эта ранняя утрата с еще большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность. Мы знаем великих людей искусства, погибших в тридцать пять – тридцать семь лет: Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский…

     Но не было во всей мировой литературе столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано: Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет. А между тем имя его стоит в ряду величайших русских поэтов, вслед за именем Пушкина.

                                                                                              (И.Андроников.)

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Определить тему, основную мысль текста.
  2. Какой синоним к слову потеря употребляется во втором предложении? В чем различие этих слов-синонимов?
  3. С помощью каких языковых средств автор выражает свое отношение к Лермонтову?
  4. Подберите синонимы к вводному слову может. Придумайте предложение, в котором может не является вводным словом.
  5. Составьте схемы сложных предложений.
  6. Подготовьтесь к пересказу отрывка близко к тексту.
  7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
  8. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

   

 Это была длинная процедура. Сначала  Пашка  шел с матерью под дождем то по скошенному полю, то по лесным тропинкам, где к его сапогам липли желтые листья, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он часа два стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. В сенях было не так холодно и сыро, как на дворе, но при ветре и сюда залетали дождевые брызги. Когда сени мало-помалу битком набились народом, стиснутый  Пашка припал лицом к чьему-то тулупу, от которого сильно пахло соленой рыбой, и вздремнул. Но вот щелкнула задвижка, дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошел в приемную. Тут опять пришлось долго ждать. Все больные сидели на скамьях, не шевелились и молчали. Пашка оглядывал их и тоже молчал, хотя видел много странного и смешного.

                                                                                                          (А.Чехов.)

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из рассказа А.П.Чехова «Беглец».
  2. Докажите, что это текст. Какие языковые средства (лексические, грамматические) используются автором для связи предложений?
  3. К какому типу речи относится этот текст? Приведите доказательства.
  4. Объясните значение слов процедура, сени.
  5. Подберите синонимы к наречиям сначала, потом, мало-помалу.
  6. Составьте схемы сложноподчиненных предложений, отражая строение грамматической основы.
  7. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?
  8. Выберите из текста материал, интересный для различных видов разбора. Произведите разбор.
  9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

     

На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации. Он открывает доступ к духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.

     По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».

     Современные зарубежные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.

                                                                                                          (Р. Кавецкая.)

     

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Объясните значение слов и словосочетаний духовные богатства, творческая мощь, звукоподражания, тончайшие оттенки.
  4. Подберите синонимы к словам безграничный, бесконечно.
  5. Какие качества русского языка отмечает П.Мериме? Попробуйте подтвердить примерами, собственными наблюдениями то, о чем говорит французский писатель.
  6. Академик Д.С.Лихачев в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии, так же, как английский, например, для компьютера… Что сближает эти слова с высказыванием П.Мериме? Согласны ли вы с этой мыслью?
  7. Найдите в тексте предложения, в которых используются распространенные определения, выраженные причастными оборотами, объясните знаки препинания. Подберите к этим предложениям их синтаксические синонимы – сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
  8. Объясните орфограммы и пунктограммы (сгруппируйте их).
  9. Произведите разные виды разбора.
  10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Чичиков в довольн...м ра...пол…жении с...дел в своей бричк... к... тившейся давно по столбовой дорог.... Из пред…дущей главы уже видно в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей2 а потому (н...) диво что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. Предпол…жения сметы и соображения блуждавшие по лицу его видно были очень пр...ятны ибо еж...минутно оставляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими он (н...) обращал (н...) какого вн...мания на то, как его кучер довольный приемом дворовых людей Манилова делал весьма дельные замечания чубарому прист...жному коню запряженному3с правой стороны4.

Так ра...уждая Селифан забрался наконец в самые отд...ленные отвлеч...(н,нн)ости. Если(бы) Чичиков пр...слушался то узнал(бы) много подробностей относившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим предметом что один только сильный удар грома заставил его очну(т,ть)ся и посмотреть вокруг себя все небо было соверш...(н,нн)о облож...но тучами и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовой удар раздался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из вёдра. (С)начал... пр…нявши косое направление хлестал он в одну сторону кузова кибитки (по)том в другую (по)том изм…нивши образ нап...дения и сделавшись совершенно прямым барабанил прямо (в)верх кузова.

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто его автор?
  2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свое мнение.
  3. В первом абзаце найдите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните правописание этого слова.
  4. Дайте определение корня.
  5. Найдите предложение с обособленным определением.
  6. Расскажите об обособлении определений.
  7. Выполните указанные виды грамматического разбора.
  8. Разберите указанное предложение.

9.        Дайте определение сложноподчиненного предложения.

  1. Расскажите о видах придаточных предложений.
  2. Дайте лексическое толкование словам бричка, столбовая дорога, пристяжной конь.
  3. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Дни стояли тума(н,нн)ые стра(н,нн)ые: по России на север… проходил мерзлой поступ...ю ядовитый октябрь а на юге развес…л он гн...лые туманы. Ядовитый октябрь обдувал з...л...той ш...пот1, - и покорно л...жился на землю шелестящий3 оси(н,нн)ый б...грянец чтобы ви(т,ть)ся и гна(т,ть)ся у ног прохожего пеш...хода и щушукать сплетая2 из листьев ж...лто(красные) россыпи слов.

Дни стояли тума(н,нн)ые стра(н,нн)ые ледяной ур...ган пр…ближался кл...ками туч(?) оловя(н,нн)ых и синих4.

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Выразительно прочитайте текст, докажите, что это текст.
  2. Что вы знаете об авторе этого текста?
  3. Определите стиль и тип текста, озаглавьте текст.
  4. Найдите тропы.
  5. Какую роль в этом тексте играет лексический повтор?
  6. Каково, по вашему мнению, отношение автора к описываемо времени года? Аргументируйте свой ответ.

7.        Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  1. Объясните знаки препинания в последнем предложении, выполните его синтаксический разбор.
  2. Расскажите о правописании -н- и -нн- в прилагательных о6разованных от существительных. Приведите примеры из данного текста.

10. Выполните все указанные виды грамматического разбора.

Какие сильные живые бл…годарные впеч…тления возбуждает один Кремль. Над его св...ще(н,нн)ыми стенами над его высокими башнями пролетело несколько веков4. Я (не)могу истолковать2 себе тех чу...ств которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль!.. Одна сторона Кремля открылась перед нами. Шумные клики говор народа треск экипажей и частый лес мачт с развевающимися разноцветными флагами белокаменные стены Кремля его высокие башни все это вместе пор...жало меня возбуждало в душе удивление и темное смеш...(н,нн)ое чу...ство удовольствия.3 Я почу...ствовал что нахожусь в первопрестольном граде в сер...це царства русского...4

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Выразительно прочитайте текст. Определите его тип, докажите свое мнение.
  4. С помощью каких языковых средств предложения связаны между собой?
  5. Объясните значение слова клики, подберите к нему синонимы.
  6. Объясните значение выражений первопрестольный град, сердце царства русского.
  1. Сформулируйте правило написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
  2. Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки глухие.
  3. Найдите в тексте сложные слова. Объясните, как они образованы.
  1. Объясните постановку знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения, подчеркните однородные члены.
  2. Выполните указанные виды разборов.

Можно ис...ледовать химический состав технологию производства р...цепты тайны мастерства и все точно узнать почему ф...рфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глин...(н,нн)ая издает глухой звук.4

Но мы (ни)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.

Дело (во)все не в глухих согласных шипящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на свое место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф...рфор бронза медь а в другом случае сырая клеклая глина.

Один поет а другой хрипит. Один чеканит другой мямлит. Одна строка как(бы) светится3 (из)нутри другая тускла и даже грязна. Одна похожа на др...гоце(н, нный камень1 другая на к...мок замазки.

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Выразительно прочитайте текст. Определите его тип, докажите свое мнение.
  4. Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот прием?
  5. Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует ее?
  6. Объясните значение слова клеклая. В случае затруднений пользуйтесь словарем. Каким? К какой группе лексики относится это слово?
  7. Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв. Объясните.
  8. Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?
  9. Начертите схему первого предложения. Расскажите о видах связи в нем.
  10. Выполните указанные виды разборов.

Уже было начало июля когда князь Андрей возвращаясь3 домой в...ехал1 опять в ту березовую рощу в которой этот старый к...рявый дуб так стра(н,нн)о и пам...тно пор...зил его. Бубен(?)чики еще глуше зв...нели в лесу чем месяц тому назад все было полно тенисто и густо. И молодые ели рас...ыпа(н,нн)ые по лесу (не)нарушали общей красоты и поддел...ваясь под общий характер нежно зеленели нежн...ми молодыми побегами.

Целый день был жаркий где(то) собиралась гр...за но только (не)большая туч(?)ка брызнула на пыль дороги и на соч(?)ные лист...я. Левая ст...рона леса была темная правая мокрая и глянцевитая бл...стела на со...нце чуть колыхаясь от ветра. Все было в цв...ту соловьи трещали и перекат...вались то близко то д...леко.

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания.
  3. Докажите, что это текст.
  4. Определите стиль и тип текста.
  5. Найдите тропы. Какую роль в тексте они выполняют?
  6. Объясните написание слов с чередующейся безударной гласной в корне, приведите свои примеры.
  7. Найдите сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, определите способ подчинения придаточных. Составьте схему этого предложения.
  8. Выполните указанные виды разборов.

Манилов выр...нил тут (же) чубук с трубкою1 на пол и как разинул рот так и остался с разинутым ртом (в) продолжении… нескольких минут. Оба пр...ятеля ра...уждавшие о пр...ятностях дружеской жизни остались (не)движимы вперя друг в друга глаза как те портреты которые вешались (в)старину один против друг по обеим сторонам зеркала4. Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел (с)низу ему в лицо стараясь высмотреть не видно ли какой усмешки на губах его не пошутил ли он но (ни)чего н...было видно такого напротив лицо даже казалось степеннее обыкновенного; потом подумал не спятил ли гость как(нибудь) (не)взначай с ума и со страхом посмотрел на него пристально; но глаза гостя были совершенно ясны не было в них дикого3 беспокойного огня какой бегает в глазах сума...шедшего человека все было прилично и в порядке. Как н... придумывал Манилов как ему быть и что ему делать но н...чего другого н...мог придумать как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания.        
  3. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
  4. Найдите в тексте производные предлоги и объясните их правописание.
  5. В данном тексте объясните правописание слов с не.
  6. Расскажите о правилах правописания не с существительными, прилагательными и наречиями.
  7. Дайте определение подлежащего, расскажите о способах выражения подлежащего.
  8. Выполните указанные виды разборов.

Ноздрев был в некотором отношени... исторический человек. (Н...) на одном собрани... где он был (н...)обходилось без истори.... Какая(нибудь) история непреме(н,нн)о происходила или выв...дут его под руки из зала жандармы или пр...нужде(н,нн)ы бывают выт...лкать свои(же) приятели. Если (же) этого (н...)случи(т,ть)ся то все(таки) что(нибудь) да буд...т такое чего с другим (н...)как (н...)будет или нареж...тся в буфет... таким образом что только смеется или проврется самым жестоким образом так(что) наконец самому (з,с)делается совес...но. И наврет соверше(н,нн)о без всякой нужды вдруг ра (с, сс) кажет что у него была лошадь какой(нибудь) голубой или розовой шерсти....

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Выразительно прочитайте текст, докажите, что это текст.
  2. Какому автору он принадлежит, из какого произведения взят7
  3. Определите тип и стиль речи.
  4. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Выразительно прочитайте текст.
  5. Определите способ связи предложений в тексте.
  6. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Приведите примеры из текста.
  7. На основании примеров из текста расскажите о выборе гласной в личных окончаниях глагола.
  1. Сделайте морфологический разбор любого глагола из текста.
  2. Найдите слово, соответствующее схеме: ¬ ¬ ∩ ^ ^.

Боги боги мои! Как грус...на вечерняя земля Как таинствн…ы туманы над болотами Кто блуждал в этих туманах кто много страдал перед смертью кто летел над этой землей тот это знает. Это знает уставший. И он без сож...ления покидает туманы земли ее болотца и реки он отдается с ле...ким сер...цем в руки сметри зная что только она одна успоко...т его3.

Волшебные ч...рные кони и те утомились и несли своих всадников медле(н,нн)о и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своей спиной притих даже (не)угомонный Бегемот и вц...пившись в седло когтями летел молчаливый и серьезный ра...пушив свои хвост. Ночь начала закрывать ч...рным платком леса и луга ночь заж...гала печальные, огонечки где(то) далеко (в)низу теперь уже (не)интересные и (не)нужные ни Маргарите ни Мастеру. Ночь обгоняла к...валькаду сеялась на нее сверху и выбрасывала то там то тут в загрустившем2 небе белые пятнышки звезд.

Ночь густела летела рядом хватала скачущих за плащи содрав их с плеч разоблачала обманы4. И когда Маргарита обдуваемая прохладным ветром открывала глаза она видела как меняется3 облик всех летящих к своей цел.... Когда же (на)встрёчу им из(за) края леса начала выходить багровая и полная луна все обманы и...чезли св…лились в болото утонула в туманах колдовская (не)стойкая одежда.

Вопросы для комплексного анализа текста.

  1. Выразительно прочитайте текст, докажите, что это текст.
  2. Какому автору он принадлежит, из какого произведения взят?
  3. Определите стиль текста. Расставьте знаки препинания.

4.        Зачитайте предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами (по одному предложению), и расскажите о знаках препинания при обособленных определениях.

  1. Приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.
  2. Назовите, какой частью речи выражены подлежащие в предложениях первого абзаца.
  3. Объясните правописание наречий в тексте.
  4. Определите спряжение глаголов в первом абзаце.

9.        Каково лексическое значение слова кавалькада?

  1. Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы.
  2. Выполните указанные виды грамматического разбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"

Данная презентация поможет учащимся справиться с заданием 15.3 на ОГЭ по русскому языку. ...

Комплексный анализ текста по произведениям классической и современной русской литературы для 10-11 классов

Комплексный анализ фрагмента  текста помогает совершенствовать умения и навыки  учащихся 10-11 классов, является хорошим материалом для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. Может быть использова...

« Анализ текста» (подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе)

Открытый урок в 9 классе  проведён 2 марта 2018 года. На уроке обсуждалась тема человечности на примере текста "Человеческий коридор" А. И. Приставкина....

"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...