Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах к учебнику Т.М.Пахновой
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Оленич Наталья Владимировна

В программе представлена пояснительная записка, включающая учебный план и содержание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10-11_pahnova.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

10-11 классы

Разработчик программы:

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка

и  литературы

IКК

пос. 1 отд.  с-за «Масловский»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- учебный план МКОУ «Никольская СОШ» на 2016/2017 учебный год.

- на основе авторской программы Т.М. Пахновой  (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум–М, 2014г.) .

      Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы для преподавания на базовом уровне.

       Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом обучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

             Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствие с этим в 10-11 классов предполагается развивать коммуникативную, языковую и лингвистическую, рефлексивную. Целостно – ориентированную компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми  умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве. Развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться лингвистическими словарями.

              Курс русского языка для 10-11  классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение знаний  о языковой системе и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; Осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально – этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка.

Задачи программы:

- Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

- Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных  ситуациях общения,  нормами речевого этикета, обогащение активного и потенциального словарного запаса;

- Совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык относится к области филологии. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся  сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Базовый учебник:

Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник для 10 класса , 8-е изд., исправленное  и дополненное – М: Вербум-М, 2014.

Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник для 11 класса , 8-е изд., исправленное  и дополненное – М: Вербум-М, 2014.

Формы организации учебного процесса:

  • Групповые
  • Коллективные
  • Индивидуальные

            Формы контроля:

  • Тестирование
  • Сочинения
  • Контрольный диктант

В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке  используются такие  виды деятельности  учащихся как:

  •  индивидуальная;
  •  групповая;
  •  коллективная;
  •  самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).

  Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ,  письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные  проекты и т.д..  

В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЭОР.

         Содержание курса направлено на осуществление цели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, что реализуется в процессе решения задачи формирования языковой личности, ориентированной на овладение базовыми национально-культурными ценностями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:

  1. воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
  2. формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
  3. понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творче- ству;
  4. осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
  5. формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
  6. осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;  
  7. опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
  8. понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;
  9.  осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.

   Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».

   На  изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 10 классе отводится  34 часа.

На  изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе отводится  34 часа.

 

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:

  1. определять тему, основные мысли текста;
  2. объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
  3. находить ключевые слова в тексте;
  4. определять стиль текста, тип речи;
  5. находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
  6. определять способ связи между предложениями в тексте;
  7. находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
  8. производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
  9. производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
  10. объяснять орфограммы и знаки препинания;
  11. владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы -речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности -достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, -в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале -изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

           -использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

          фонетика и орфоэпия

         -соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении;

         -различать сильную и слабую позицию звуков;

        -находить орфограммы на основе звуко-буквенного, морфемного анализа слова;

        -классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

        -анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их);

        лексика и фразеология

        -пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов,               иностранных слов);

        -производить лексический разбор слова, текста;

        -находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

        -редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова;

        состав слова и словообразование

       -различать морфемы в слове и их значение;

        -объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

        -устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность;

       -пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим);

       морфология

       -характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

       -определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении; 

       -склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;

       -употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи;

       -пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста;

       синтаксис

       -производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов;

       -строить предложения заданной конструкции;

       -использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой;

     -соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных  стилей;

               орфография, пунктуация

           -объяснять условия выбора орфограммы, знаков препинания;

       -применять алгоритм при выборе написания;

       -составить пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;

       -разрешить орфографические затруднения с помощью словаря;

       -производить орфографический и пунктуационный анализ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Тематический план

Раздел.Тема.

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Вводный урок. Особенности курса русского языка в старших классах.

1

2.

Язык помогает мне стать личностью. Изучение языка – процесс воспитания и самовоспитания.

3

2

1 к.д.

3.

Мое особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем).

2

1,( к/соч.)

4

Оцениваем результаты изучения раздела (подведем итоги).

1

1

5.

В пространстве текста. Текст – «словесная ткань».

2

2

6.

Лексические средства связи в тексте. Слово в словаре и тексте.

2

2

7.

Готовимся к урокам-семинарам и урокам-зачетам.

1

8.

Роль первого предложения (зачина)

в тексте. В творческой лаборатории.

1

1 (к/изл.)

9.

Текст и речевая среда.

2

10.

Речевая среда и звучащая речь. Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос.

2

1

1,( к/соч.)

11.

Особенности поэтического текста.

3

2

12.

Развивающая речевая среда – это пространство культуры.

1

1,( к/соч.)

13.

Обобщим изученное. Готовимся к урокам-семинарам.

1

14.

«Диалог с текстом».

1

15.

Культура как совокупность текстов.

2

1,( к/соч.)

16.

Русский язык помогает постигать другие науки. В творческой лаборатории.

1

1(к/изл.)

17.

Способы информационной переработки текстов. Сжатое изложение. Особенности аннотации.

3

1

1

18.

Русский язык и литература как единое пространство культуры.

2

1

Зачет

19.

Оцениваем результаты изучения раздела (подведем итоги).

1

20

Готовимся к экзаменам.

Всего

2

34

1

13

3

6

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  2. ОСОБЕННОСТИ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
  3. Старшие классы  — важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность. Универсальные учебные действия (УУД). Метапредметная роль курса «Русский язык и литература. Русский язык». Единая образовательная область «Филология». Филология как служба понимания. Этика филологии.
  4. Язык помогает мне стать личностью
  5. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА  ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
  6. Что значит быть языковой личностью. Умение общаться. Основные виды речевой деятельности. Связь понятий «любовь к языку» и «любовь к Родине». Высказывания писателей о русском языке. Русский язык как средство духовного становления личности. «Творческий текст — свободное откровение личности». Эстетическая функция языка. Изобразительно-выразительные средства. Роль памяти. Сочинение  — это тоже текст. Умение самостоятельно сформулировать тему сочинения. Качества хорошей речи. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений.
  7. МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)
  8. Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет-пространство. «Компьютерный разум» и особенности человеческого мышления. Роль интуиции, ассоциаций. Отношение к чтению в современном мире.
  9. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА (ПОДВЕДЕМ ИТОГИ)
  10. Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности. Развитие умения оценить результаты изучения раздела «Язык помогает мне стать личностью» на основе обсуждения вопросов, выполнения заданий учебника. Планирование предстоящей деятельности, связанной с потребностью научиться универсальным учебным действиям (личностным, познавательным, коммуникативным, регулятивным). Анализ памятки «Как самостоятельно сформулировать тему сочинения (доклада, исследо- вательского проекта, выступления, реферата)».
  11. В пространстве текста
  12. ТЕКСТ  «СЛОВЕСНАЯ ТКАНЬ»
  13. Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Понимание текста — процесс творческий. Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема. Абзац. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Замысел автора. Лексические, грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Выразительное чтение текста как ис- кусство звучащего слова. Перифразы и их роль в тексте. Анализ памятки «Средства связи между предложениями в тексте».
  14. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ В ТЕКСТЕ. СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ
  15. Лексические повторы. Однотематическая лексика. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные (текстовые, контекстные) синонимы и антонимы. Слово и контекст. Оценочная лексика. Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом. Взаимодействие слова и текста. Работа со словарями. Самостоятельный отбор материала для лексического разбора. Самостоятельная формулировка заданий, связанных с изучением лексики и фразеологии. Анализ памяток «Примерный план лексического разбора слова», «Как произвести лексический разбор текста» и образцов разбора.
  16. ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ СЕМИНАРАМ И УРОКАМ ЗАЧЕТАМ
  17. Самостоятельный выбор темы научного сообщения для уроков-семинаров, а также для конференции, для исследовательских проектов. Отбор материалов для презентаций. Особенности научного стиля. Текст-рассуждение.
  18. РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ЗАЧИНА) В ТЕКСТЕ

Особенности зачина в тексте-рассуждении. Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические особенности предложений, с помощью которых формулируется тезис. Использование в качестве зачинов (начала текста или абзаца):  а) вопросительных предложений; б)  конструкций, включающих цитирование;  в) назывных предложений;  г) сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными, когда придаточное предшествует главному (обычно с союзами когда, если, чтобы...) Анализ текстов-образцов. Отбор материала для памятки «Как начать текст».

  1. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
  2. Анализ высказываний писателей (отрывков из писем, дневников, из записных книжек), о «тайнах творчества», об особенностях работы над словом, о «муках слова» и о радости творчества, о роли образцов... Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, из книг, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета.
  3. ТЕКСТ И РЕЧЕВАЯ СРЕДА
  4. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Чтение — это общение с «целебными источниками нашего русского языка». Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой среды. Эстетическое воздействие текстов. Урок русского языка как речевое произведение. Развивающий потенциал урока. Критерии отбора текстов. Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Роль речевой среды в формировании языковой личности.
  5. РЕЧЕВАЯ СРЕДА И ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ
  6. Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды. Интонационные особенности русского языка. Слово голос в словаре и в художественном тексте. Ин- тонация как одно из средств выразительности русской речи. Роль выразительного чтения. Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос.
  7. Благозвучие. Аллитерация. Ассонанс.
  8. Интонация и ритмико-мелодическая сторона речи. Роль интонации как средства выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Выражение через интонацию субъективного отношения, эмоциональной оценки. Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и порядок слов в предложении. Ключевые слова в тексте.
  9. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
  10. Понимание поэтического текста как творчество. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чте- ния». Анализ поэтического текста — путь к постижению авторского замысла. «В поэзии язык раскрывает все свои возможности» (Ю. Лотман). «Поэзия — один из могучих двигателей в развитии языка» (Б. Томашевский). Анализ памятки «Средства художественной изобразительности».
  11. РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА ЭТО ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
  12. Комплексная работа с текстами, содержание которых создает условия для погружения в развивающую речевую среду как в пространство культуры. Возможность охарактеризовать эту речевую среду с помощью слов эстетическая, духовная, воспитывающая, языковая, культурная, социальная, интеллигентная, обучающая. Наблюдения над ключевыми словами, которые объединяют разные тексты как единое пространство: культура, нравственность, совесть, интеллигентность, память, личность, речевая среда
  13. .
  14. ОБОБЩИМ ИЗУЧЕННОЕ. ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ СЕМИНАРАМ
  15. Формирование универсальных учебных действий: обобщать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формулировать тезис, логически выстраивать систему доказательств. Интерпретация сведений, полученных из разных источников информации. Планирование деятельности по подготовке научных сообщений на уроках-семинарах.
  16. «ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ»
  17. «Метод медленного чтения». Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции. «Диалог с текстом» — это прежде всего диалог читателя с самим собой.
  18. КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ
  19. Особенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры («Музы ходят хороводом» Ю. Лотман). Изучение языка и приобщение к культуре. Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре. Приобщение к культуре — средство духовно-нравственного совершенствования. Язык как отражение национально-самобытной культуры.
  20. РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГАЕТ ПОСТИГАТЬ ДРУГИЕ НАУКИ
  21. Метапредметная роль уроков русского языка. Формирование УУД (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках.
  22. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
  23. Анализ высказываний А. П. Чехова о том, что помогает овладеть языком, хорошей речью, научиться писать. Роль чтения. Необходимость редактирования, кропотливой работы над черновиком.
  24. СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТОВ
  25. Конспект. Тезисы. План текста, сравнение разных вариантов плана текста. Использование частичного цитиро- вания при составлении плана. Культуроведческое комментировение текста. Роль словарей, справочников. Ключевые слова. Подготовка реферата на основе информационной переработки текстов. Пересказ текста. Изложение (подробное, сжатое, выборочное). Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом.
  26. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ АННОТАЦИИ
  27. Приемы сжатия текста. Выбор вариантов сжатия текста на основе анализа образцов. Роль частичного цитирования. Использование элементов сжатия анализируемого
  28. текста при написании рецензии. Роль синтаксиса в процессе преобразований исходного текста. Использование синонимичных конструкций. Редактирование текста.
  29. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
  30. Слово — «первоэлемент литературы». Культура чтения. Любовь к слову, интерес к изучения языка — это то, что помогает стать талантливым читателем. Духовное становление личности. Работа памяти и ее влияние на деятельность речетворческой системы. Память как важная «часть текстообразующего механизма» (Ю. Лотман). Роль текстов — «безукоризненных образцов» (Л.  Щерба) как средства создания развивающей речевой среды. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Русская художественная литература — вершина национального языка. Язык писателей — источник развития языка. Чтение как сотворчество. Творческое отношение к родному языку.
  31. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА (ПОДВЕДЕМ ИТОГИ)
  32. Оценка в процессе анализа творческих, исследовательских работ, оценка текстов с точки зрения их соответствия теме высказывания, использования лексических и грамматических средств связи между предложениями, наличия информативности, завершенности. Роль самоконтроля в процессе развития самостоятельности при выборе тем для сочинения, для участия в конференциях, уроках-семинарах, при отборе материалов для исследовательских проектов.
  33. ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
  34. Анализ разных источников информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения. «Диалог с текстом». Подготовка к сочинению-отклику на предлагаемый текст в процессе выполнения заданий с выбором ответа и с кратким ответом. Сочинение-отклик как «текст о тексте». Анализ изобразительно-выразительных средств. Особенности текста-рассуждения. Роль «фоновых знаний», полученных в результате обучения, чтения книг, изучения культуры, анализа собственного жизненного опыта. Редактирование черновика. Качество хорошего текста (соответствие теме, проблеме; связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность). Ключевые слова в тексте.
  35. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ  К СОЧИНЕНИЮ И ИЗЛОЖЕНИЮ
  36. Деятельность по самопроверке в системе формирования УУД. Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Сочинение-отклик  — это «текст о тексте», созданный на основе разных источников информации. «Диалог с текстом». «Метод медленного чтения». Изложение. Сжатое изложение как часть сочинения. Планирование учебных действий, когда есть возможность выбора. Самооценка (взаимооценка). Подведение итогов. Осознание целостности, взаимосвязи всех разделов учебника.

11 КЛАСС

Тематический план

п/п

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Содержание темы

Знания, умения, навыки

Формы контроля

11

Русский язык в современном мире

4ч.

Русский язык – государственный язык РФ и средство межнационального общения. Русский язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебных пособиях и справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся учёные-лингвисты.

Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

Контрольный диктант с грамматическим  заданием

22

Функционально-смысловые типы речи

3ч.

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Культура официально-делового общения в устной и письменной форме. Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Разговорная речь, её особенности. Лексика разговорного стиля. Словообразовательные особенности разговорной речи. Синтаксис разговорной речи.

Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности

33

Тексты разных стилей

10ч.

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их, применять на практике. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Контрольный словарный диктант.

Контрольный словарный диктант.

44

Анализ текста

17ч.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; Формирование коммуникативной компетенции.

Тестирование в формате ЕГЭ.

Контрольный словарный диктант.

Тестирование в формате ЕГЭ.

Контрольный словарный диктант

55

Развитие речи

4ч.

Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте. Стилистический анализ текста.  Определение темы, идеи, проблематики.

Развитие умений самостоятельной работы с текстом.

Сочинение на морально-этическую тему.

Содержание программы 11 класса

Язык. Речь. Культура. Речевая среда

Анализ предисловия (текста «От автора»), повторное  обращение к разделу «Как заниматься по этому учебнику». Самооценка (взаимооценка) результатов, достигнутых в  10 классе. Самоконтроль в системе речевой деятельности. Планирование предстоящей учебной деятельности. Путь «от практики, от практической деятельности на основе текста — к постижению закономерностей, правил, теории». Роль самостоятельности при изучении языка, речи, куль- туры. Искусство звучащего слова. Значение развивающей речевой среды для воспитания  языковой личности. Речевая среда и чувство слова, чувство  текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре. Роль филологии в  процессе самопознания, самовоспитания. Анализ памяток «Как доказать многозначность слова»,  «Что помогает при заучивании текста наизусть, при подготовке к письму по памяти, к зрительным диктантам».

МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)

Русский язык в современном обществе. Особенности  современной речевой среды. Роль книги, чтения. Развитие  способности к самооценке речевой деятельности как основа  работы по формированию языковой личности.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ. ГОТОВИМСЯ К УРОКУ КОНФЕРЕНЦИИ.

 Анализ памятки «Как готовиться к обсуждению».  Опыт организации работы в группах, парах. Участие в уроке- дискуссии. Речевые модели, которые помогают участвовать  в дискуссии, подготовить отчет о работе в группах, парах. Повторное обращение (перечитывание, информационная  переработка) к текстам о речевой культуре, об отношении к языку, чтению, национальной культуре. Умение самостоятельно сформулировать вопросы для обсуждения, мате- риалы для презентаций. Подготовка сообщений на основе  материалов сочинений, тезисов, анализа дополнительных  источников информации, отобранных для исследователь- ских проектов. Разные способы информационной переработки текстов.

АНАЛИЗИРУЕМ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование универсальных учебных действий  (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), осуществление учебной деятельности, связанной с  самооценкой, самоконтролем, обобщением, анализом, а так- же планированием предстоящей учебной деятельности.

Такие разные тексты

ПОВЕСТВОВАНИЕ. ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ

Функционально-смысловые типы речи. Особая роль  глаголов в текстах-повествованиях. Видовременная соотнесенность глагольных форм как средство связи между предложениями в тексте. Особенности употребления глаголов совершенного вида. Роль наречий в текстах повествованиях. Однотематическая лексика в текстах-описаниях. Текстообразующая роль существительных в текстах-описаниях помещения или места действия. Текстообразующая роль прилагательных, причастий при  описании предметов, внешности человека. Текстообразующая роль категории состояния, односоставных предложений в текстах-описаниях настроения, состояния, внутреннего мира человека. Особенности порядка слов в текстах-описаниях. Роль наречий в текстах-описаниях помещения, места действия. Синтаксический параллелизм как средство связи между  предложениями в тексте. Зависимость способа связи между  предложениями в тексте (цепная и параллельная связь) от  функционально-смысловых типов речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ

Стили литературного языка: разговорный и книжные. Их языковые особенности. Сфера употребления. Стиль  художественной литературы. Использование средств одного  стиля в произведениях другого стиля.

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ

Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу. Пунктуационное оформление реплик диалога в письменной речи. Речевой этикет.  Реплики диалога и особенности разговорного стиля (использование стилистически окрашенных слов, фразеологизмов,  неполных предложений, вводных слов, слов-предложений,  односоставных предложений). Особенности употребления  слова диалог в современной речи. Способность к диалогу как  нравственно-этическое качество. «Диалог с текстом».

 КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТАМИ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

 В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Особенности текстов публицистического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздействия. Лингвостилистический анализ текстов.  Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки. Анализ памятки «Обучение способу действия» и материалов для самопроверки.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. ПРОДОЛЖАЕМ ПОСТИГАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ

 Повторение, обобщение изученного в 10 классе. Изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, грамматические). Риторический вопрос как средство выразительности. Понимание поэтического текста как творчество. Возможность совершенствования чувства языка.

ЧТОБЫ РЕЧЬ СТАЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ

 Звуковые повторы в поэтическом тексте. Роль повторов в организации текста. Тропы и фигуры речи. Художественный образ. Сравнение как одно из средств выразительности. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение.  Семантические фигуры: антитеза, оксюморон, градация и др. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос и др.  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЗВАНИЯ И ТЕКСТА

Название как отражение темы или основной мысли  текста. Роль ключевых слов в тексте. Многосоюзие как одно  из средств выразительности.

 ЦИТАТА КАК ТЕКСТ И КАК ЧАСТЬ ТЕКСТА. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Способы передачи чужой речи (повторение и обобщение изученного в 5—9 классах). Роль цитирования как средства выражения отношения, оценки. Предложение с цитированием — один из вариантов зачина текста. Частичное цитирование.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ 

«От текста  — к тексту». Сопоставительный анализ  поэтических произведений разных авторов (А. С. Пушкина  и М. Ю. Лермонтова; Г. Р. Державина, А. А. Фета и Н. Заболоцкого; И. Бродского и Н. Рубцова и др.). Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами.

РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ВАРИАНТЫ ЗАЧИНОВ

Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе). Анализ памятки «Как начать текст (абзац)». Освоение практической исследовательской деятельности  как путь «от практики — к правилам, закономерностям, теории» (повторное обращение к изученным материалам).

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА 

Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Интонация. Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к  выразительному чтению.

КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ

 Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и  искусство театра. Многозначность слова культура. Традиции и обычаи как отражение особенностей национального  характера. Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судьбе. Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности.

«ТЕКСТЫ О ТЕКСТАХ» КАК ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА Роль примеров, образцов. Материалы для самопроверки как обучение способу действия. Рецензирование (взаиморецензирование, самоанализ) в процессе совершенствования речевых способностей.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Роль писателей в развитии литературного языка.  Русская литература  — основная часть национальной куль- туры. Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие  чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к искусству звучащей речи.

СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ

Слово и контекст. «Динамика преобразования» слова в художественном тексте. «Словарь языка Пушкина».  Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского  замысла. Филологическое понимание текста. «Метод медленного  чтения» и «диалог с текстом».

 ЧУВСТВО ЯЗЫКА ПОМОГАЕТ СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Художественное произведение как диалог с читателем. Понимание текста — процесс творчества. Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка.  Чувство языка и речевая среда.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА Анализ памятки «План комплексной работы с текстом». Направленность комплексной работы с текстом на  формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).  Роль самооценки, самоанализа в процессе формирования  языковой личности.

Готовимся к ЕГЭ ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ  К СОЧИНЕНИЮ  И ИЗЛОЖЕНИЮ Понимание текста как творческая деятельность. Задания речеведческого характера. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения». Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая работа.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Тематическая группа слов «Профессия. Работа».  Комплексная работа с текстом. Работа со словарями, справочниками. Повторное обращение к текстам упражнений.  Самостоятельный отбор текстов.

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА, С КРАТКИМИ И РАЗВЕРНУТЫМИ ОТВЕТАМИ

Современные средства оценивания результатов обучения. Выбор заданий, которые можно выполнить на мате- риале текста, как открытая система. Комплексная работа с  текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ и к другим  формам текущей и итоговой аттестации (устные экзамены,  собеседования; защита рефератов, исследовательских проектов; зачеты). Подведение итогов. Единство, целостность материалов  учебников по русскому языку и литературе.

Литература для учителя:

  1. Справочник по правописанию и литературной правке/ Д.Э.Розенталь. – Москва, «Айрисс пресс», 2006
  2. Школьная программа в таблицах и схемах/ Б.А.Макарова – Москва, «Астрель», 2011
  3. Русский язык: Учебник для 11 кл. /Т.М.Пахнова. – Москва, «Вертикаль», 2014
  4. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Поурочные разработки 10-11 классы/ Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. – Москва, «Васо», 2014

Литература  для учащихся

1. Пахнова Т.М.. Русский язык.10 кл. Базовый уровень: учебник / Т.М. Пахнова. – М.: «Дрофа», 2014г.

2.  Греков В.Ф., Крючков С.Е. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2011г.

3. Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные задания, создание текста». – Челябинск.: «Взгляд», 2010г.

4.Львова С. И., Цыбулько И.П. Русский язык: сборник заданий. – М.: «Эксмо», 2011г.

5.Русский язык: Учебник для 11 кл. /Т.М.Пахнова. – Москва, «Вертикаль», 2014

Интернет – ресурсы и электронные пособия

  • Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru
  • Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала: http://language.edu.ru
  • Культура письменной речи: http://www.gramma.ru
  • Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений: http://www.philolog.ru/dahl/
  • Имена.org - популярно об именах и фамилиях: http://www.imena.org
  • Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка: http://www.gimn13.tl.ru/rus/
  • Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО: http://ruslit.ioso.ru
  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ): http://www.mapryal.org
  • Мир слова русского: http://www.rusword.org
  • Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система: http://www.ruscorpora.ru
  • Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка: http://yamal.org/ook/
  • Основные правила грамматики русского языка: http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  • Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы: http://gramota.ru/book/ritorika/
  • Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»: http://www.ropryal.ru
  • Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН: http://rusgram.narod.ru
  • Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник: http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
  • Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты: http://character.webzone.ru
  • Свиток - История письменности на Руси: http://www.ivki.ru/svitok/
  • Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык: http://vedi.aesc.msu.ru
  • Справочная служба русского языка: http://spravka.gramota.ru
  • Тесты по русскому языку: http://likbez.spb.ru
  • Центр развития русского языка: http://www.ruscenter.ru
  • Электронные пособия по русскому языку для школьников: http://learning-russian.gramota.ru

Технические средства обучения, используемые на уроках русского языка:

  1. Иллюстрации, раздаточный материал.
  2. Презентации (собственного составления, выполненные учащимися)
  3. Плакаты, таблицы (собственного составления, выполненные учащимися)

Материальная база

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Экран.
  4. Принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.

Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...

Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов по учебнику В. В. Бабайцевой

Рабочая учебная программа по русскому языку в 5 - 9 -м классе составлена  на основе Закона РФ «Об образовании»;  программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов к учебнику Бунеева

Количество часов предусмотрено для национальной школы...

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Настоящая программа  составлена  на основе   программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией  М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 6 класса по учебнику Т.А.Ладыженской

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС согласно новому положению о рабочих программах...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 7 класса к учебнику Ладыженской, Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 7 класса к учебнику Ладыженской, Баранова и др....