Контрольная работа по теме "Сложное предложение" 9 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Михайлова Алла Владимировна

Данный материал может быть использован при проведении контрольной работы по теме"Сложное предложение" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_slozhnoe_predlozhenie_9.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

«Сложное предложение»

1 вариант

Часть 1

1. Укажите неверное высказывание.

а) Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются в устной речи интонацией.

б) Части бессоюзного сложного предложения могут связываться только сочинительной связью.

в) Запятая между частями бессоюзного сложного предложения ставится в том случае, если в них перечисляются какие-то факты и можно вставить союз и.

г) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой, то между частями БСП ставится двоеточие.

2. Выберите правильный ответ.

В бессоюзном предложении одно предложение отделяется от другого запятой, если...

а) вторая часть поясняет содержание первой;

б) в первом предложении есть значение времени и условия;

в) составляющие его предложения указывают на одновремённость или последовательность событий.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения.

а) Медленно плыли низкие облака, моросил мелкий дождь.

б) На полу, на занавесках, на диване — везде солнечный свет.

в) Луна осветила равнину, стала круто взбираться по звездному куполу неба.

г) Есть две формы жизни: гниение и горение.

д) Есть у нас прекрасная земля, остальное вырастим мы сами.

4. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых ставится запятая (знаки не расставлены).

а) Днем жарко весело в голубом небе круглятся белые облака.

б) В Туле вечер настает вспыхнул свет на улице.

в) Мы солнца в дороге не видели днем погода была грозовая.

г) Дождь прошел вечернее небо очистилось в селе было тихо.

5. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых ставится тире (знаки не расставлены).

а) Пока умный думает глупый уже делает.

б) Наступила погода осенняя бесконечные льются дожди.

в) Он открыл форточку прохладный воздух вошёл в комнату.

г) Мамы дома нет уборку можно отложить.

6. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых ставится двоеточие (знаки не расставлены).

а) Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

б) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

в) Льётся солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

7. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть выражает причину того, о чём говорится в первой.

а) Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.

б) Я обернулся: на пороге стоял Дерсу.

в) Сомнений не было: где-то близко горел костёр.

г) Учись, мой сын: науки помогут избежать многих ошибок.

8. Укажите бессоюзные сложные предложения, части которых выражают противопоставление.

а) Закуковала кукушка — сей ячмень.

б) Умирали царства на земле — детство никогда не умирало.

в) Ехал сюда — рожь начинала желтеть.

г) Листья опадают — ветви остаются.

9. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания.

а) Ты послушай — ночь, над нами что-то шепчет вслух.

б) Ты послушай: ночь над нами что-то шепчет вслух.

г) Ты, послушай, ночь над нами, что-то шепчет вслух.

10. Установите соответствие.

Схема [время] — [ ]. Ей соответствует предложение (знаки препинания не расставлены)...

а) Не серый тростник колышется не дубравушка шумит молодецкий посвист слышится под ногой сучок трещит.

б) Зазвучали шорохи рассвета небо слабо начало светлеть.

в) В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

г) Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным определением.

а) Когда на лес в ресницах снега, пробив громаду серых туч, вдруг брызнет яростно, с разбега голубоватый солнца луч,— всё заискрится, засверкает и в брызгах света оживёт.

б) А лес вокруг, теплом облитый, сверкает, птицами поёт.

в) Обед кончился: большие пошли в кабинет пить кофе, мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать.

г) Тогда Кузьма Кузьмич, достав из кармана свежий огарок, зажёг его: Даша села рядом.

12. Укажите ошибку в анализе предложения: Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

а) Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью;

б) состоит из трёх простых предложений;

в) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа — безветрие стояло;

г) последнее предложение односоставное, безличное, грамматическая основа — бывает.

Часть 2

(1)Для переброски в тыл врага наш отряд был разбит на несколько звеньев. (2)Начальником первого звена назначили, долго не раздумывая, Сашу Творогова, уже воевавшего в тылу врага, молодого, но опытного партизана. (3)В списках бойцов нашего отряда Саша Творогов стоял первым (?)и первым же полетел в тыл врага. (4)Он должен был приземлиться в

Мозырских лесах и отыскать место для приема остальных звеньев. (5)Перед вылетом его предупредили что если с ним что-нибудь случится встреча с отрядом все равно должна состояться в назначенном пункте (знаки препинания не расставлены).

(6)Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира. (7)Это за триста километров от Мозырских лесов! (8)Местность оказалась безлесной, скрываться от немцев было негде. (9)Во время передачи сообщения связь неожиданно прервалась. (10)Ждали день, два, три – связи все нет и нет. (11)Все понимали, что это может означать: ни укрытий, ни запаса продуктов, ни транспорта группа под Житомиром найти не могла.

(12)Мы рассчитывали что если случилось чудо и Саша Творогов жив он направится к нам в условленное место (знаки препинания не расставлены) . (13)Мы высадились под Мозырем и ждали ребят долго, но не пришел никто.

(14)Вскоре наши разведчики услышали от крестьян рассказы о каких-то отважных четырнадцати партизанах. (15)Сначала эти вести доходили до нас как легенда о красных десантниках, наголову разбивших большой фашистский отряд. (16)Потом сведения начали все больше проясняться (?) и вот что мы установили.

(17)Творогов со своим звеном, десантированный южнее Житомира, пошел на прорыв к Мозырю, чтобы выполнить поставленную боевую задачу. (18)Уже в первую ночь немцы окружили хату в деревне, где партизаны расположились на отдых.

(19)«Рус, сдавайся!» – кричали враги.

(20)Надеяться нашим товарищам было не на что. (21)Но никто не сдался. (22)Бой длился целый день. (23)Свыше пятидесяти гитлеровцев было убито. (24)Из четырнадцати партизан в живых остались только пятеро. (25)Когда стемнело, немцы подожгли дом, но партизанам удалось сделать невозможное. (26) Отстреливаясь, они скрылись.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении 16:

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Выпишите из текста номер предложения с придаточной определительной частью.

3. Определите тип придаточной части в предложении 17.

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

5. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ждали день, два, три – связи все нет и нет.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

6. Запишите предложения, расставляя знаки препинания: Перед вылетом его предупредили что если с ним что-нибудь случится встреча с отрядом все равно должна состояться в назначенном пункте. Мы рассчитывали что если случилось чудо и Саша Творогов жив он направится к нам в условленное место.

7. Определите тип подчинения придаточных в предложениях 5 и 12.

8. Определите тип связи между частями в предложениях 11 и 25.

9. Замените обособленное определение в 15 предложении синтаксическим синонимом (придаточной частью).

10. Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста.

1) бессоюзное сложное предложение

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

Часть 3

Спишите, вставляя недостающие знаки препинания и графически объясняя пунктограммы.

1. Ягненок дрожал мелкой дрожью маленькому тельцу и валился с ножек когда его внесли в избу и опустили на пол.

2. Солнце всходило  но вместе с ним с востока шли облака и как-то не светлело.

3. Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка  покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды  высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.

4. Убеждения внушаются теорией  поведение же формируется примером.

5. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять  то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6. Катя прощалась с ним так  как прощаются навсегда.


Контрольная работа

«Сложное предложение»

2 вариант

Часть 1

1. Укажите неверное высказывание.

а) Части бессоюзного сложного предложения всегда связаны между собой подчинительной связью.

б) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой, если они далеки друг от друга по смыслу или очень распространены.

в) Тире в бессоюзном сложном предложении может ставиться, если первая часть указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.

г) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание или дополняет смысл первой части, то между ними ставится двоеточие.

2. Выберите правильный ответ.

В бессоюзном предложении одно предложение отделяется от другого тире, если...

а) вторая часть поясняет содержание первой;

б) в первом предложении есть значение времени и условия;

в) составляющие его предложения указывают на одновремённость или последовательность событий.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения.

а) Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

б) Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.

в) На всём: на полу, на стульях, на столе без скатерти — лежал толстый слой пыли.

г) Второй удар о землю — и мы понеслись во мрак аэродрома.

д) Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

4. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых ставится запятая (знаки не расставлены).

а) Богатырь умрёт имя его останется.

б) Попрятались птицы не плескалась рыба тихо ждали прохлады кузнечики.

в) Дружбу так понимать нужно общие недостатки исправим дружно.

г) Шёлк не рвётся булат не сечётся красно золото не ржавеет.

5. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых ставится тире (знаки не расставлены).

а) Болтливо лепечут птицы молодая трава блестит изумрудом.

б) Не уточка в берегах закрякала красна девица в тереме заплакала.

в) Фотография в журнале у костра сидит отряд.

г) Скучно тебе жить займись чем-нибудь.

6. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых ставится двоеточие (знаки не расставлены).

а) Трус не любит жизни он только боится её потерять.

б) Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

в) Поле повезло на дороге ей никто не встретился.

г) К солнцу потянулись ростки трав зазвучали голоса певчих птиц.

7. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть раскрывает содержание или дополняет смысл первой.

а) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

б) Должно быть, взошла луна: на земле, несмотря на туман, стало светлее.

в) Уже не было в лесу покоя и тишины: дыхание бури всколыхнуло воздух.

г) Случилась беда: селевой поток размыл железнодорожный путь.

8. Укажите бессоюзные сложные предложения, первая часть которых имеет значение условия или времени.

а) Игнат спустил курок — ружьё дало осечку.

б) Я приехал на остров — отец был уже там.

в) Облако пройдёт — озеро опять заблестит.

г) Давно ль пылила вьюга — вновь яблоки в цвету.

9. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания.

а) Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви, заросли сирени, с двух сторон балконной лестницы прогнулись под снегом.

б) Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени, с двух сторон балконной лестницы, прогнулись под снегом.

в) Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени с двух сторон балконной лестницы прогнулись под снегом.

10. Установите соответствие.

Схема: [время], [ ]. Ей соответствует предложение (знаки препинания не расставлены)...

а) Не серый тростник колышется не дубравушка шумит молодецкий посвист слышится под ногой сучок трещит.

б) Зазвучали шорохи рассвета небо слабо начало светлеть.

в) В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

г) Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным обстоятельством.

а) Когда на лес в ресницах снега, пробив громаду серых туч, вдруг брызнет яростно, с разбега голубоватый солнца луч,— всё заискрится, засверкает и в брызгах света оживёт.

б) А лес вокруг, теплом облитый, сверкает, птицами поёт.

в) Обед кончился: большие пошли в кабинет пить кофе, мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать.

г) Тогда Кузьма Кузьмич, достав из кармана свежий огарок, зажёг его: Даша села рядом.

12. Укажите ошибку в анализе предложения: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

а) Предложение сложное с бессоюзной связью;

б) состоит из 4-х простых предложений;

в) 1-е предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми;

г) по цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной окраске — невосклицательное.

Часть 2

(1)В одиннадцатом классе легко всех любить (?) и все кажутся самыми лучшими. (2)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (3)Того кого считала глупым считаешь теперь просто очень простым (знаки препинания не расставлены). (4)И хорошим. (5)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени.(6) Уважительно и как друг.

(7)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...

(8)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (9)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...

(10)В любовь все верят одинаково. (11)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (12)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (13)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений. (14) И оказываются более активными поднимают руку чтобы ответить кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке кто ошибался как он сам поступил бы в такой ситуации (знаки препинания не расставлены).

(15)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (16)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (17)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение.

(18)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, уже мужчины, уже женщины... (19)Те, про кого пишутся и пишутся книги...

1.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении 1:

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Определите тип придаточной части в предложении 7.

3. Выпишите из текста номер предложения с придаточной определительной частью.

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, уже мужчины, уже женщины...

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек...

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает

содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время

совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

6. Запишите предложения, расставляя знаки препинания: И оказываются более активными поднимают руку чтобы ответить кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке кто ошибался как он сам поступил бы в такой ситуации. Того кого считала глупым считаешь теперь просто очень простым.

7. Определите тип подчинения придаточных частей в предложении 14.

8. Укажите верную характеристику 16 предложения текста.

1) бессоюзное сложное предложение

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

9. Запишите предложения, расставляя знаки препинания: Володька знал что врать он не умеет и что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том что произошло на Домниковке. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже и когда Ванин достиг середины оно качнулось выскользнув из-под ног разведчика. Рыжов был человек инициативный и хозяйственный и хотя на заводе его многие не терпели в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали.

10. Определите тип подчинения придаточных в предложении: Володька знал что врать он не умеет и что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том что произошло на Домниковке.

Часть 3

Спишите, вставляя недостающие знаки препинания и графически объясняя пунктограммы.

1. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек когда его внесли в избу и опустили на пол.

2. Солнце всходило  но вместе с ним с востока шли облака и как-то не светлело.

3. Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка  покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды  высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.

4. Убеждения внушаются теорией  поведение же формируется примером.

5. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять  то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть.

6. Катя прощалась с ним так  как прощаются навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Контрольная работа по химии "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов....

Контрольная работа по геометрии 8 класс Учебник А.Г.Мерзляк "Геометрия 8 класс"

Это первая контрольная работа по теме "Параллелограм и его виды"...

Авторский учебный задачник "Контрольные задания" (контрольные работы для 2 - 6 классов)

Решение задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития, во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она обеспечивает обратную связь, насколько включает у...

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа...

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....