Действительные и страдательные причастия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Томарева Ирина Викторовна

Для обучающихся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема урока: "Действительные и страдательные причастия"

 Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

                  Обучающая                                 Развивающая                        Воспитывающая

Дать понятие о действительных и страдательных причастиях.

развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.

воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

 Ход урока

1. Организационный момент.

Повторение изученного о причастии.

1). Слайд № 3. Фронтальный опрос:

  • Что такое причастие?
  • Как определить падеж у причастия?
  • Что называется причастным оборотом?
  • Как на письме выделяется причастный оборот?

2). Слайд № 4. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием.

Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:

увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем .

3). Слайд №5. Составьте предложение с причастным оборотом и сделайте его синтаксический разбор. Учащиеся называют свои варианты предложений. Ученик, предложивший наиболее удачный вариант, идёт к доске, записывает предложение и делает синтаксический разбор.

Объяснение нового материала.

1). Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?

2). Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.

Закрепление нового материала.

Слайд №6. Перед ребятами три анимационных картинки. К каждой картинке надо составить по два словосочетания (с действительным и страдательным причастием) и записать их в тетрадь.

  • тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);
  • мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);
  • человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).

Слайд №7. Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду № 8 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

1 вариант:

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

2 вариант:

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

Слайд № 9. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями: съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт. После того, как работа будет выполнена, открыть следующий слайд №10 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

5. Подведение итогов урока.

Слайд № 11. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

6. Домашнее задание.

Слайд №12. Правило параграф 10, упражнение № 71.

Список литературы.

  1. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Учебник русского языка. 7 класс.- М.: «Просвещение»,2017.
  2. Рыбченкова Л.М., Добротина Л.Г. Поурочные разработки (пособие для учителя). 7 класс.-М.: «Просвещение», 2012.
  3. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М. Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс": учебно-методическое пособие - М.: Издательство "Экзамен",2007.
  4. Интернет-ресурсы http://images.yandex.ru/ http://school-assistant.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....