Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10-11 классе "Говорим и пишем правильно"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи:
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Рудногорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Председатель МС школы На заседании ШМО
__________________ ___________________ ___________________
«___»_________ ____г. «___»_________ ____г. «_31»_мая 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Говорим и пишем правильно
(факультативный курс по русскому языку)
ФКГОС
уровень: среднее общее образование
10-11 класс
Зиатдинова Татьяна Александровна
1 квалификационная категория
2016-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 10-11 классов МОУ «Рудногорская сош» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана, с учётом авторской программы С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно». Опубликована в сборнике «Программы элективных курсов. Русский язык, литература.9-11 классы. Профильное обучение. – М: Айрис Пресс, 2007 год.
Программа адаптирована.
В авторской программе представлен раздел «Фонетика» (1 час), но так как в КИМах произошли изменения, данный раздел заменён на «Орфоэпию» с тем же количеством часов.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи:
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Сроки реализации программы – 2 года (67 часов, 1 час в неделю)
10 класс- 34 часа; 11 класс- 33 часа
Формы работы: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.
Основные виды учебной деятельности:
- анализ текстов различных стилей и типов;
- анализ готовых образцов сочинений;
- работа с тестами ЕГЭ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование сочинений-рассуждений;
- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Личностные и метапредметные результаты освоения факультатива.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
–организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Содержание обучения
1. Орфоэпия. (1 час)
Нормы ударения и произношения в русском языке.
2. Лексика и фразеология (3 часа)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ.
3. Морфемика и словообразование (3 часа)
Значимые части слова.
Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
Словообразовательный анализ слова.
4. Грамматика. Морфология (2 часа)
Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Морфологический анализ слова.
5. Грамматика. Синтаксис. (16 часов)
Словосочетание: Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции, беспредложной конструкции вместо предложного сочетания, падежных форм и предлогов.
Предложение. Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания в предложении.
Подлежащее Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием (со значением: количественным, совместности, избирательности, приблизительности), фразеологическим сочетанием, предложением.
Сказуемое Способы выражения простого глагольного сказуемого: междометный (усеченный) глагол. Способы выражения составного глагольного сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные формы существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.
Второстепенные члены предложения Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.
Односоставные предложения Типы односоставных предложений. Неполные предложения.
Предложения с однородными членами Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обособленными членами Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Предложения с вводными словами и обращениями Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.
Сложное предложение Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное предложение. Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи. Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.
Способы передачи чужой речи. Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
6. Орфография (13 часов)
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ Правописание корней. Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов 1час). Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание (2 часа).Орфографический анализ
7. Пунктуация (15 часов)
Знаки препинания в сложных предложениях Знаки препинания в сложносочинённом предложении Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Последовательное подчинение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложении Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в простом и сложном предложении 3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных предложениях. Разделительные и выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки препинания при них. Пунктуационный анализ Структура предложений. Отличие односоставных предложений и двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков препинания. Обособление второстепенных членов предложений.
8. Речь. (6 часов)
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности
9. Языковые нормы (2 часа)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными. Стили и функционально-смысловые типы речи Стили речи: научный стиль, официально-деловой, художественный, публицистический. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, комбинированные. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Анализ текста Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
10. Выразительность русской речи (4 часа).
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики
11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.(2 часа)
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Рецензия
на программу факультативных занятий для учащихся 10-11 классов
« Говорим и пишем правильно»
Предлагаемая программа предназначена для учащихся 10-11 классов, составлена на основе авторской программы С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно». Опубликована в сборнике «Программы элективных курсов. Русский язык, литература.9-11 классы. Профильное обучение. – М: Айрис Пресс, 2007 год. Программа адаптирована Зиатдиновой Татьяной Александровной, учителем русского языка и литературы МОУ «Рудногорская сош».
Данная программа факультатива рассчитана на 67 часов: 10 класс- 34 часа, 11 класс-33 часа.
Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, нацелен на формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Содержание предлагаемого курса предполагает предоставление учащемуся условий и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата. Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость проведения факультативных занятий с учащимися общеобразовательной школы.
Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе
Рецензент: Строева О.В., учитель русского языка и литературы 1 кв.категории
Муниципальное образовательное учреждение
Рудногорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Председатель МС школы На заседании ШМО
__________________ ___________________ ___________________
«___»_________ ____г. «___»_________ ____г. «_31__»_мая 2016 _г.
Календарно-тематическое планирование
Говорим и пишем правильно
(факультативный курс по русскому языку)
ФКГОС
уровень: среднее общее образование
10-11 класс
Зиатдинова Татьяна Александровна
1 квалификационная категория
2016-2018 учебный год
№ | тема | Дата | |
1 | Орфоэпия Основные нормы ударения и произношения в русском языке | ||
2 | Лексическое значение слова | ||
3 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы | ||
4 | Фразеологические обороты | ||
5 | Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки. | ||
6 | Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу /определение значимых частей/. | ||
7 | Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). | ||
8 | Самостоятельные части речи. | 24.10 | |
9 | Служебные части речи. | ||
10 | Словосочетание. | ||
11 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. | ||
12 | Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | ||
13 14 | Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. | ||
15 16 | Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение). | ||
17 18 | Сложное предложение. | ||
19 | СБП. Смысловые отношения между частями БСП. | ||
20
| Сложные предложения с разными видами связи между частями. | ||
21 | Способы передачи чужой речи. (Цитаты.) Знаки препинания при прямой речи, цитировании. | ||
22 | Способы передачи чужой речи. (Косвенная речь.) | ||
23 | Способы передачи чужой речи. (Прямая речь.) Знаки препинания при прямой речи, цитировании. | ||
24 25 | Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Синтаксический анализ (обобщение). | ||
26 | Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. | ||
27
| Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. | ||
28 | Правописание корней. Правописание приставок. | ||
29 30 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. | ||
31 | Правописание падежных и родовых окончаний. | ||
32 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | ||
33 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | ||
34 | Правописание отрицательных местоимений и наречий. | ||
1 | Правописание НЕ и НИ. | ||
2 | Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. | ||
3 4 | Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ | ||
5 6 | Знаки препинания при обособленных определениях и обособленных обстоятельствах Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение). | ||
7 8 | Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. | ||
9 10 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | ||
11 12 13 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов. | ||
14 15 16 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное подчинение.) Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
| |
17 | Тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении. | ||
18 | Двоеточие в простом и сложном предложении. Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | ||
19 | Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ. Структура предложений | ||
20 21 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте (параллельная, кольцевая, последовательная). Средства связи предложений в тексте (замена слов синонимичными). | ||
22 23 | Стили и функционально-смысловые типы речи (научный, официально-деловой, художественный, публицистический). | ||
24 25 | Отбор языковых средств в тексе в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. | ||
26 | Орфоэпические нормы. Лексические нормы | ||
27 | Грамматические формы (морфологические нормы, синтаксические нормы). | ||
28 29 30 31 | Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности. | ||
32 33 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214717-1362192432.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-209413-1390976051.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса
Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118317-1349607790.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-761731-1635694732.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-991220-1515005161.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...