Комплексный анализ текста как основной вид подготовки к итоговым экзаменам
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Чехлякова Елена Николаевна

В работе представлен педагогический опыт в подготовке обучающихся к выпускным экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

XII (заочная)  региональная  Ярмарка

 социально-педагогических инноваций.

Номинация: Инновационные решения в образовании в рамках реализации ФГОС основного общего образования и среднего общего образования.

Тема: Комплексный анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам

Выполнила

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ им .М.П.Крыгина с.Кабановка

 Чехлякова Елена Николаевна

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение- 1-3

Теоретическая часть-4

Составляющие комплексного анализа текста -4

Методы и приемы работы над комплексным анализом текста-5

Структура комплексного анализа текста -6

Примерная структура текста-6

Памятка для анализа текста –6-9

Литература -10

Аннотация к работе: В данной работе представлен опыт работы по данной теме и представлен продукт – подбор текстов по темам и классам. Работа предусматривает формирование умения комплексно  анализировать текст. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и пунктуации. Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет, избегая «натаскивания», вести постепенную подготовку к итоговым заданиям.

Актуальность.

Уже несколько лет  я работаю над проблемой «Комплексный анализ текста как основной вид работы при подготовке к итоговым экзаменам». Обратиться к этой проблеме подтолкнул анализ результатов ЕГЭ.  Вследствие чего, выяснилось недостаточное умение работать с текстом, правильно выражать свои мысли. Ведь обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Комплексный анализ текста – одна из эффективных форм контроля знаний учащихся. Систематический учёт знаний поможет выявить проблемы и корректировать деятельность учащихся. Такая форма работы на уроке позволит учителю развивать коммуникативные, лингвистические и культуроведческие навыки учащихся.

Комплексный анализ текста в 5 классе уже подготавливает учеников к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Система и преемственность в обучении – залог успешных результатов на экзаменах.

Анализ предлагаемых мною текстов проводится с точки зрения его темы, основной мысли и структуры; задания и вопросы по фонетике морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, пунктуации и культуре речи.

Также я включаю вопросы, которые расширяют знания синонимических средств, способствующие овладению орфографическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Подобранные мною для анализа тексты способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

Предлагаемые тексты рассчитаны на широкое применение в школах разного уровня.

Повышение качества образования  - одна из актуальных проблем. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:

1

  • модернизация процесса обучения;

  • утверждение  нового стиля педагогического мышления, который ориентируется на интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
  • потребность  учащихся в ведении исследовательской работы.

  Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, которые содержат основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков. Ученик не просто слушатель и исполнитель –он творческая личность, работа с анализом текста на уроке приобретает исследовательский характер,т.к. ребенок читает, слушает, говорит и пишет.

 Мною выявлено сложившееся противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте.

     Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста в качестве основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

      Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и разработке процессуальной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.

Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических подходов при формировании коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.

Объектом исследования является процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

2

Задачи педагогической деятельности:

  1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, которые способствуют развитию речи учащихся.
  2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
  3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.

    Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. 
             Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям.

О результативности данного опыта свидетельствуют выросшие показатели качества по ЕГЭ, результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, увеличение числа хорошистов и отличников по предмету, стабильные результаты контрольных и диагностических работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов.

           Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому  самосовершенствованию.

У учащихся формируется  умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

Продуктом моей деятельности стали собранные за несколько лет тексты по темам и классам.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)  

3

Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы и другими учителями русского языка.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая компетентность учащихся.

Критерии отбора текста.

     В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересны с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, М.М. Пришвина, И.А. Бунина И.С. Тургенева, , К.Г. Паустовского и других авторов, на тему о профессиях. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании и развитии современного школьника приобретают тексты, которые направлены на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. 
Составляющие комплексного анализа текста

       Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, студенты учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учатся наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.

       К каждому тексту прилагаются вопросы, которые составляются с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, учащиеся определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки, типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы.

       Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать знания,

4

полученные в школе, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы» в знаниях. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и в то же время, пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, студенты тренируют зрительную память, а значит, развивают орфографическую зоркость.

        Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста, обучающиеся учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.

Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста

          Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием обучающихся: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, затем вопросы, связанные с профессией (они направлены на понимание содержания текста).

          Комплексный анализ текста можно использовать на любом этапе урока, будь то актуализация или мотивация знаний, формирование умений и навыков на основе применения полученных знаний, рефлексия.

         Учитель  имеет возможность в течение учебного занятия менять формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, в подгруппах.

  • Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме.
  • Задания комплексного анализа могут быть выполнены во время учебного занятия, а могут быть и домашним заданием.
  • Оценивая знания обучающихся, преподаватель может выставить на одном учебном занятии оценки за несколько элементов работы.

       Урок комплексного анализа текста может быть проведён в рамках любого раздела русского языка, так как базируется на знаниях .

    В ходе работы над комплексным анализом текста учитель имеет возможность использовать разнообразные технические средства (для демонстрации текста и отдельных заданий, для проверки выполненных заданий, для восприятия текста, для работы в поисковой системе «Грамота.ру» и .т.д).

     Таким образом, учет внутреннего опыта обучающихся и опора на их познавательные

5

способности на уроках становятся необходимым условием для эффективного

формирования знаний, умений и навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным. “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.

 Структура комплексного анализа текста на уроках русского языка

  Комплексный анализ текста позволяет осуществить системный подход к изучению русского языка. Работа с текстом способствует расширению и углублению знаний учащихся по разным разделам русского языка, учит различать  типы и стили речи, видеть признаки их функциональных  и языковых  особенностей. Различные виды разборов, используемых при комплексном анализе, позволяют провести всестороннее повторение важного лингвистического материала. В рамках подготовки к ОГЭ такого рода деятельность приобретает еще большее значение, давая возможность систематизировать знания учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Задания ЕГЭ включают часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Такая работа необходима при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе. Комплексный анализ текста помогает осуществлять целенаправленную подготовку к данному  заданию, готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и  умению аргументированно высказывать собственные мысли.

                           Примерная структура комплексного анализа

  1. Подготовка  к выразительному чтению текста, определение  места логического ударения, пауз,  выбор нужного тона, темпа чтения.
  2. Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.
  3. Выбор заглавия  текста. Объяснение  смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
  4. Определение стиля текста. Аргументация мнения.
  5. Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения?                                                                                                                      6. Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.

6

  1. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)
  2. Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
  3. Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
  4. Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
  5.  Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
  6. Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
  7.  Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).

14. Произвести разные виды разбора на материале текста.

15. Анализ орфограмм и пунктограмм  в тексте.

   Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.

                     Памятка для анализа текста любого стиля речи

  1. Определите, что перед вами: слова, предложения или текст.  Докажите свою точку зрения.
  2. Озаглавьте текст(Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое, сопоставьте).
  3. Составьте план.
  4. Выделите начало текста, укажите его особенности.
  5. Укажите окончание текста. Есть ли смысловая и языковая связь между началом и окончанием текста?                                                                              6.Придумайте свои начало и окончание текста.
  1. Укажите тему текста
  2. Укажите идею.
  3. Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи  текста.

7

  1. Определите стиль текста: разговорный или книжный  (официально-деловой, художественный,  научный,  публицистический).

                            Памятка для анализа текста - рассуждения

1). Рассмотрите структуру текста.

        1. Выделите части текста. Как они связаны? Какие средства связи?        

                 2. Выделите введение, определите его назначение.

        3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.

        4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?

        5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.

        6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.

2). Рассмотрите языковые средства - зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть  ли какие-либо особенности данного типа речи в употреблении лексических и грамматических средств (термины, восклицательные, вопросительные предложения, сложные предложения).

3). Сделайте общий вывод по анализу текста.

        Памятка для анализа текста - описания

1).  Рассмотрите структуру текста.                                                                  

  1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).

2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость от стиля речи; порядок указания признаков целесообразность этого порядка).

3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).

      4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю   речи.

5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждение). Нужны ли они? Каково их назначение?

               8

 6. Назовите средства связи слов и частей текста.

2). Охарактеризуйте языковые средства

        1. Найдите типичные средства (определения, синонимы-   определения, несогласованные определения, неполные и  назывные предложения), укажите время признаков.

        2. Найдите другие языковые средства.                                                                  

3). Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).                                                                                                  

                         Памятка для анализа текста - повествования

        1. Назовите главные особенности типа речи – повествования. Есть ли в нем диалог?        

2. Определите стиль речи.

3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).

4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия?

5. Назовите идею, ее рабочую формулировку.

6. Определите, от какого лица ведется повествование

7. Назовите основные действия и порядок их указания.

8. выделите основные части текста, составьте его план.

9. Укажите начало текста.  Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст?

10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? ( Нейтральное указание  на  последнее  действие? Эмоциональное указание на последнее действие?  Вывод?  Призыв   к  размышлению?)

11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.

12. Объясните особенности использования языковых средств.

13. Составьте заключение по характеристике текста.

9

Литература :

  • Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 192с.
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: Творческий Центр, 2010.-126с.
  • Ушакова О.Д. Русский язык. Комплексный анализ текста– СПб., 2013.-132с.
  • Выгодский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – СПб., 2011.-402с
  • Гольцова Н.Г. Русский язык: учебное пособие для 10-11классов/. – М.: Русское слово, 2012.-508с.
  • Энциклопедия русского языка.- М.: Мир книги, 2011.-580с.
  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех. http://www.gramota.ru/
  • Журнал «Русский язык в школе» 2004г

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест (2 варианта) и комплексный анализ текста к переводным экзаменам в 5 классе

Материалы для переводного экзамена по русскому языку в 5 классе...

Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку

От автораИз истории вопроса совместной  проектной деятельности учителя и ученика. Организация деятельности в виде проектов становится более оправданной и необходимой в современной пара...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ГИА-9

Подготовить учащегося к экзамену можно разными способами: увеличением объема домашних заданий, дополнительными занятиями, натаскиванием в готовых ответах-образцах и т.д. Каждый учитель находит с...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Проект "Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к ОГЭ по русскому языку

Данный курсовой проект был защищён в Мордовском Республиканском Институте Образования...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.

В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...