Диагностика уровня сформированности читательской компетентности учащихся 5-8 классов в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку на тему

Набиуллина Гульназ Наилевна

Данная работа представляет собой выступление на заседании МО  по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня  сформированности  читательской компетентности учащихся 5- 8 классов в условиях реализации ФГОС

 

На современном этапе государство ставит перед учителем новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно-деятельностный подход является ведущим в обучении на всех ступенях образования. Предметные программы, созданные на основе федеральных государственных образовательных стандартов, строятся на идее развития универсальных учебных действий, формирования компетентностей.  Одной из основных  целей образования является формирование читательской компетентности

По определению  ФГОС, читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Данное определение отражает информационно когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда - имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя.

Выделяются следующие составляющие в структуре компетентности:

  1. Владение техникой чтения и «приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  2. Умение ориентироваться в круге чтения;
  3. Сформированность духовной потребности в чтении.

По моему мнению, ведущей идеей педагогического опыта является успешное формирование читательской компетенции при условии использования системы методов и приемов работы с текстами разных видов, обработки информации на уроках русского языка и литературы в сочетании с разработанными дидактическими материалами.Поэтому я  считаю, что необходимо использовать все средства для формирования навыков работы с текстом, усвоения приемов обработки различного рода информации.

Дети при выходе из начальной школы имеют разный уровень развития читательской компетенции. В средней школе процесс ее формирования необходимо продолжать. Если это условие будет выполняться, удастся избежать многих проблем в обучении детей: низкой успеваемости, подготовки домашнего задания по всем предметам, решения задач, составления собственных текстов, снижения эмоциональной отзывчивости.

Это даст положительную динамику в процессе обучения и воспитания. У ребенка появится устойчивый интерес к учебной деятельности, к познанию нового.

Особенностью перехода детей с первой ступени обучения на вторую является разный уровень владения техническими навыками чтения и владения приемами работы с текстом. Так было и у меня.

На начальном этапе мною с целью выявления исходного уровня владения техникой чтения, приемами работы с текстом учащихся 5 класса были проведены следующие диагностики:

  1. Диагностика техники чтения

Цель: установление скорости чтения и основных его характеристик

Число проверенных учащихся 5б класса

Понимают

прочитанное

Способ чтения

Без ошибок

С ошибками

Пропуск, замена, искажение букв, слого

Ошибки в

постановке ударения

Ошибки в

окончаниях слов

Темп чтения

Выразительность

чтения

Читают монотонно

Умение выделять главную мысль

27

13

По слогам и целыми

словами - 2

Читают

целыми

словами - 25

10

12

6

5

4

В норме - 10

Выше нормы - 8

Ниже нормы - 4

16

6

10

По этой таблице можно сделать вывод о том, что в классе у учащихся есть проблемы с техникой чтения, его основными характеристиками.  70 % детей могут, прочитав текст, определить его главную мысль. 35 % учащихся читают текст с ошибками

Следующая работа –это составление и проведение комплексной диагностической работы.

     Работа была направлена на диагностику умений, являющихся составной частью грамотности чтения и различных познавательных универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия проверялись при помощи заданий, использующих контекст учебных предметов: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, а также описание разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера .

Результаты выполнения диагностической работы свидетельствуют об овладении выпускниками начальной школы на первом уровне освоения способа деятельности такими умениями, как:

  • определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста;
  • упорядочивать, ранжировать и группировать информацию;
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • ориентироваться в различных видах справочных изданий;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • проводить группировку, классификацию, выделять главное;
  • анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы.

На уровне применения способа деятельности  учащиеся умеют:

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение;
  • соотносить информацию из разных частей текста, соотносить основные текстовые и внетекстовые компоненты.

Проведенная комплексная диагностика поставила передо мной вопрос - как

построить свои уроки так, чтобы формировать читательскую компетенцию?

Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит достичь поставленных целей образования?

В процессе формирования читательских умений следует обратить внимание на фундаментальное умение, лежащее в основе всей читательской деятельности, - умение понимать прочитанное. Чтобы вооружить юных читателей различными стратегиями чтения, необходимо освоить методику обучения пониманию прочитанного и работать над пониманием текста системно и постоянно.

Учитывая существенную разницу в понимании разных видов текста, следует особое внимание уделить развитию читательских умений на основе информационных и естественно -научных текстов.

При работе с текстом я придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип самоактуализации (поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей);

-принцип индивидуальности (формирование личности: Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?);

  • принцип субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе выбора (Какой способ работы ты выберешь?Какая форма работы тебе интересна?);
  • принцип творчества
  •  принцип доверия и поддержки
  • На уроках литературы учащиеся работают с художественными текстами, относящимися к сплошным текстам. При анализе литературного произведения, в целях обогащения субъектного опыта учащихся, использую следующие приёмы:
  1. Анализ образа конкретного героя.
  2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту.
  3. Составление вопросов к тексту аналитического характера.Рассказ от имени героя.
  4. Работа с иллюстрациями к произведению.

5.Составление плана произведения.        

  1. Творческие задания( викторины, кроссворды, тесты, ребусы.

Работу с текстом можно разделить на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет обучающимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

В своей работе я использую следующие приемы.

Приемы активного чтения: Прием «Чтение с пометами», Прием «Толстые и тонкие вопросы», Прием «Чтение с остановками».

Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием «Ассоциация»

Прием «Ключевые слова»,

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера», Прием «Перепутанные логические цепочки». Приемы, требующие творчества учащихся: Прием «Синквэйн»,

Прием « Пятиминутное эссе».

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

Прием «Учебный мозговой штурм», Прием «Письмо по кругу».

Маркировочные таблицы:

Прием «Знаю - хочу узнать - узнал», Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

     Основные приемы работы с разными видами текстов представлена в схеме  на  данном слайде:  

Каких же результатов в своей работе я достигла?

На сегодняшний день результатами можно считать:

  1. Возрастание познавательной активности детей.
  2. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  3. Адекватно воспринимают устную и письменную речь.
  4. Извлекают необходимую информацию из различных источников.
  5. Наблюдается рост качества знаний по всем предметам.
  1. Находят доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
  2. Определяют основную и второстепенную информацию, осмысливают цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели.
  3. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств систематизируют информацию и предъявляют ее разными способами.

Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию читательской компетенции показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы общего образования. Следовательно, обучение с формированием читательской компетенции оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

В заключении хотелось бы сказать, что процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой- внутренний процесс приобщения школьника к чтению,  формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем  техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную  познавательную деятельность. Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Все эти качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе,  гражданской активности. Работа в данном направлении будет продолжена и в следующем году.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....

Программа психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС. примерная рабочая программа, диагностический инструментарий....

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС».

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС»....

Методика определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО

Методика определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...

Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса (в условиях реализации ФГОС)

Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса  (в условиях реализации ФГОС)...