Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Догадина Ольга Владимировна

Цели и задачи:

  1.  Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

 Для работы учащимся предлагатся использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.

2. Материал урока  воспитывает  чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx875.87 КБ
Файл samoanaliz.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МБОУ: Краснодонская ООШ

                                        Конспект урока по русскому языку    

                                                               6 класс

Подготовила: учитель русского языка I квалификационной категории Догадина О. В.

Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в создании собственного текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах,

Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ, здоровьесберегающая, технология критического мышления, использование искусствоведческого текста и музыкального произведения.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 6кл. (автор Баранов М.Т.и др.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.

           Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова   "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами

                                    комплексного анализа текста

Цели и задачи:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
  2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
  3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
  4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».
  5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.
  6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Оборудование:

- портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин;

- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто);

- музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; пунктуация при однородных членах предложения и в сложном предложении.

                                                     Ход урока.

Орг. момент.

Эмоциональный настрой.

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока описание природы по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" Слайд 1

- Каковы наши цели и задачи?

Ученики формулируют три правила П: познакомиться, понять, применять.

Введение в тему

- Что мы знаем по теме урока? (Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; композиция картины, пейзаж)

-Что вы хотите узнать нового о картине, художнике?

Слово учителя. Вступление

Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы.

Рассказ учителя о художнике сопровождается показом слайдов.

                                                                             Слайд 2, 3,4, 5, 6,7

Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.

Работа в группах.

Работа с текстом

"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".

1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).

6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).

7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов).

8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).

10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.

(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).

11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:

Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).

Какие разряды прилагательных по значению вам известны?

Работа в группах.

Первая группа.

Выпишите качественные прилагательные с существительными, к которым они относятся. (уютные, маленькие, золотистым, морозного, самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую, красивую. Выпишите качественные прилагательные с существительными, к которым они

Вторая группа.

Выпишите относительные прилагательные с существительными, к которым они относятся. (зимних, провинциального)

Третья группа.

Выпишите притяжательные прилагательные с существительными, к которым они

Относятся (крымовской).

Прилагательных какого разряда больше? Почему?
Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника?  (живопись полутонов) (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).

Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-

Особенности синтаксиса.

Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста?
(Сложные предложения, предложения с однородными членами).

Зачитайте примеры сложных предложений.

Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).

Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).

Жанр текста.
Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где   его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника).

Обобщение.
Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.

Работа с картиной

Эмоциональный настрой  

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

 М. Лисянского «Пейзаж»

Зима всю землю в снег одела,

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями ёлки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.

                                                        Слайд 8

 Рассматривание картины.

Беседа по картине.

- Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

- Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова

«Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).

Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:

Что с первого взгляда привлекает в картине?

Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

Словарная работа по группам

Первая группа.

Подберите оценочную лексику к слову «пейзаж».

Вторая группа.

Подберите оценочную лексику к слову «снег».

Третья группа.

Составьте композиционный план картины и назовите основные предметы, изображённые на ней.

 В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).

Работа над черновиками по группам:

I группа: Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

II группа: Какими изображены деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

III группа: Опишите деревушку. (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)

Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)

Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

Работа с черновиком.

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

Зима в изображении художника (снег, небо, тени).

Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

Палитра художника.

Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

- В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).

Рефлексия.

Учащиеся оценивают урок карточками.

Каким был для тебя урок?

1)отличный, интересный, содержательный

2)хороший, содержательный, заставляющий работать

2)нормальный, обычный

4)скучный, работал без интереса

5)бесполезный, совсем не интересный

Слайд 9

Подведение итогов

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...» Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.                                                 Слайд 10

Спасибо за знания!      Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине Крымова Николая Петровича «Зимний вечер» Методическая разработка урока развития речи (6 класс. 2 часа) Догадиной Ольги Владимировны

Слайд 2

Н. М. Крымов (1884 – 1958)

Слайд 3

ПОСЛЕ ВЕСЕННЕГО ДОЖДЯ. 1909 г.

Слайд 4

ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ.

Слайд 5

ЗИМА

Слайд 6

Зимний пейзаж

Слайд 7

ЗИМА. 1933 г.

Слайд 10

Домашнее задание. Написать сочинение по картине Н. М. Крымова «Зимний вечер»

Слайд 11

Спасибо за знания!



Предварительный просмотр:

                        САМОАНАЛИЗ УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА

                             в 6 классе МБОУ: Краснодонская ООШ

                                                                                      учитель: Догадина О. В.

   Урок разработан в соответствии с календарными планами. При проведении урока я планировала опереться на навыки, полученные ранее.

     Данный урок изучается в разделе программы «Имя прилагательное». Представленный мною урок – это урок развития речи. Следовательно, на этом уроке учащиеся  должны показать полученные знания и умения при составлении собственного высказывания, как устного, так и письменного; продемонстрировать умение использовать имена прилагательные в речи.

Цели урока:

 1 ) подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

2) помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

3) использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственного речевого произведения.

4) активизировать лексику по теме «Описание природы».

5) ввести в активный словарный запас искусствоведческие термины: палитра, тон, тоновое выражение цвета.

6) воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое отношение к ней, умение видеть скромное в уголках родной природы.

Задачи:

Обучающая: повторить правила правописания прилагательных; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Все задачи считаю одинаково значимыми.

                        Психолого – педагогическая характеристика класса.

    В 6 классе 12 учащихся: 7 мальчиков и 5 девочек. Класс сплочённый, уровень обученности класса средний, т. к. в классе имеются слабые учащиеся (Биналиева З., Фахлулова А., Шахбазов И.,  Алазова С.. ).  42% учащихся – турки-месхетинцы. У них плохо развита речь, беден словарный запас, низкая техника чтения. Остальные учащиеся любознательны, любят преодолевать трудности. Им интересны занимательные упражнения, необычные формы работы. У большинства детей исполнительный тип характера. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и выполнять работу самостоятельно, но большая часть  это выполняет под руководством учителя. Класс  подвижный. Мотив учебной деятельности – похвала за хорошую работу, порадовать родителей своими успехами, развит дух соревнования, познавательный интерес.

      Качество знаний по русскому языку и литературе составляет 50%.

     Успеваемость  - 91%

  Считаю, что выбранная структура урока рациональна для решения данных задач, т. к. идёт сбор и  систематизация материала, подготавливающего учащихся к созданию собственного текста.

    Для того, чтобы достичь всех целей урока мною использовались такие методы: словесный, наглядный, практический, метод беседы.

    В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством учителя, а затем самостоятельную в «зоне ближайшего развития», уделяя большое внимание практической стороне вопроса.

   На уроке были использованы элементы технологии критического мышления, которая даёт ученику повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Учит критически мыслить и ответственно относиться к собственному  образованию.

  На протяжении урока старалась обеспечить комплексную взаимосвязь методов.

Были использованы различные формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Во время урока звучали стихи, музыка. Выбор формы урока интегрированный, что соответствует темпераменту учащихся. Погружаясь в мир художников, писателей, музыкантов, они учатся сами искусству видеть, слышать, чувствовать поэтическое дыхание природы.

  Используемые технологии:   ИКТ, работа в парах, технология критического мышления,

здоровьесберегающая, технология содружества.

На момент психологического настроя я использовала словесный метод. Этим я стремилась создать атмосферу дружелюбия, сплочённости класса.

Ознакомившись с темой урока, постарались самостоятельно поставить цели, над которыми будут работать на данном уроке. На каждом этапе урока стремилась побудить учащихся к самостоятельной работе, воспроизводить знания и активизировать свою деятельность. На протяжении всего урока создавались проблемные ситуации.

     На уроке я стремилась реализовать принципы доступности, последовательности, системности. Старалась предупредить перегрузку школьников, использовала физкультминутки.  В своей педагогической деятельности стараюсь глубоко вникать в индивидуальный внутренний мир каждого ребёнка, поставить себя на место ученика, прогнозирую его возможные трудности, пытаюсь развить в детях неординарность.       Считаю, что мне удалось реализовать поставленные мною задачи, т. к. дети работали с интересом, всё запланированное выполнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использованием искусствоведческих текстов.

Урок - исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использование искусствоведческих текстов. (5 класс)...

Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе....

Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".

Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...

Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер", 6 класс...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"

Конспект урока содержит материал по проведению урока в 6 классе по теме "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"...

Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

Склонность Н. П. Крымова кпейзажу определилась сюношеских лет. Он страстно любилприроду. В основе его творчествалежало живое восприятие мира.Крымов по-новому увидел иутвердил красоту природы, показалп...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"....