Методическая разработка по русскому языку на тему: "Работа с текстом".
тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

Данная разработка предназначена для отработки навыка работы с текстом у обучающихся в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom_5_kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом. 5 класс.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.

 

1. В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.

Ответ:            _______________________

 

2. Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное.

Ответ:            ________________________

 

3. Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.

Ответ: ____________________________

 

4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

Ответ:____________________________

 

5. Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное.

Ответ:____________________________

 

6. Из предложения 7 выпишите слово с приставкой.

Ответ:            ___________________________

 

7. Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4).

Ответ:            ____________________________

 

8. Напишите, простым или сложным является предложение 7.

Ответ: ______________________________

Контрольная работа по русскому языку. Лексика.

Вариант -1.

1. Допишите предложение, используя один из ответов. Лексика – это_______________

А. Слова одной темы.

Б. Словарный запас языка.

В. Морфема.

 

2. «Четвертое лишнее» (устаревшее слово). 1.Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
3. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

 

3. Раскройте скобки и запишите словосочетания. Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени, дельфины.)                                                                                   _ стадо _______________________________________________________________________

_ стая _______________________________________________________________________

 

4. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях. Корень ______________________.
Мягкий _____________________.
Ходить ______________________.

 

 

5. Прочитайте словосочетания. Укажите ,какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении. 1.Плачущая береза;

2. плачущий ребенок;

3. дремлет лес;

4. дремлет собака;

5. разыгравшиеся воды;

6. разыгравшиеся дети;

7. спят цветы; спят дети;

8.  крылатый звук;

9.  крылатая ракета;

10. волнистое облако;

11. волнистые волосы.                                                                                                                                                                Прямое значение___________________________________________

Переносное значение ________________________________________

 

6. Подчеркните нужные слова.

Цветной (платок, телевизор);   эффектный (костюм, способ);   сытный (обед, человек);                                                 благодарный (край, взгляд);  дипломат (конкурса скрипачей, опытный).

 

7. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен с большей силой.

А. Большой, громадный, колоссальный.
Б. Стеречь, караулить, охранять.
В. Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

 

8. Подчеркните  антонимы в пословицах. 1. Правой рукой строит, а левой разрушает.

2. Велик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.

4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
5. Корень учения горек, да плод его сладок.

6. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.

 

ВАРИАНТ 2.

1 . Следует переносить:

1) отс-транить;

2) дерз-кий;

3) узн-аю;

4) прис-ылать.

2 В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Эксперт;

2) положил;

3) искра;

4) каталог

3.  В каком слове неверно определено количество букв и звуков?

1) Яркий – 5 букв, 6 звуков;

2) кольцо – 6 букв, 5 звуков;
3) властный – 8 букв, 8 звуков;

4) пьют – 4 буквы, 4 звука.

4 . В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Юный;

2) соль;

3) музей;

4) вьюга.

5 . В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Елка;

2) праздник;

3) мысль;

4) клюв.

6 . Отметьте номер слова, в котором буква с  обозначает звук [з]:

1) листва;

2) просьба;

3) весенний;

4) колос.

7. Определите слова по их лексическому значению и запишите их:

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению:_____________________                                                                                                                                   2.  Слова, имеющие несколько лексических значений: ______________.
3. Слова, имеющие одно лексическое значение: ___________________.
4.. Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений:_____________________

 

8. Подчеркните слова с переносным значением .

1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма.
2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей.
3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех.
4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции.
5. Сделать добро людям; чужое добро.

 

9. Продолжите ряд синонимов.

1.Интересный, занимательный ____.
2.Большой, громадный, __________.
3.Хороший, славный, ____________.

 

10. Запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединенные здесь слова. Как называются такие слова? Укажите их названия с помощью обозначения.

1. Дело – безделье.                   1_____________

2. Посеешь – пожнешь.             2_____________

3. Труд – лень.                           3_____________

4. Свет – тьма.                           4_____________

5. Дело – потеха.                       5_____________

 

Орфографический тест по русскому языку. 5 класс.

1 вариант.

Раз..скать , без..мянный герой , сверх..зысканные манеры , контр..гра , пред..стория .

..десь, ра..считывать , ра..пространить , и..чезнуть , чере..чур .

Пр..поднести подарок , пр..емник учёного , пр..видение , пр..чудливый , камень пр..ткновения.

В ожидани.. , в ине.. , в племен.. , на взморь.. , о санатори.. .

Мороз..ц , луж..ца , кусоч..к , сарайч..к , горош..нка .

Буфет..ик , донос..ик , вербов..ик , доклад..ик , бетон..ик .

Нет вишен.. , барышен.. , чащ.. , задач.. , горошен.. .

Врем..чко , горл..нка , сем..чко , зайч..к , солом..нка .

В постел.. , в постельк.. , при знании.. , при знамен.. , на сидень.. .

10.  Ткань красит..ся , каша варит..ся десять минут , обязан учит..ся , закат золотит..ся , опасает..ся , поранит..ся .

 

2 вариант.

Ум..лять о помощи , разв..ваться на ветру , прор..дить рассаду , прим..рять костюм , посв..тить фонарём .

Об..зательный человек , хорошее об..няние , д..легат , просторный в..стибюль , к..ндидат в к..манду .

Изл..жение , дог..рающая свеча , возр..ст , р..внина , соч..тание .

Р..стовщик , з..рянка , у..вень , пл..вец , р..сток .

Оторванная   деревя..ка , скомканная бума..ка , испуганная зверю..ка , пойманная рыбё..ка , вкусная коври..ка .

Ше..ствовать по дороге , чу..ствовать гордость , объезжать окрес..ность , блес..нуть в облаках , чес..вовать ветеранов .

Гал..ерея , ал..ея , груп..а , ак..орд , колон..а .

Деш..вый , ш..колад , искусный ж..нглёр , тёмная чащ..ба , модная прич..ска .

Ц..ган , дефиц..т ,панц..рь , бледнолиц..й , ц..рковой .

10.  Ад..ютант , с..экономить , спряч..те лучше , без..ядерная держава, порт..ера .

Контрольная работа по русскому языку по фонетике.

1. Сколько раз употребляется звук [ц] в данном предложении?

К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека.

1)1        2)2        3)3         4)4

2. Какое слово состоит из семи звуков?

маячить

разрежьте

бурьян

съехать

3. В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми?

готовиться

государственный

малыши

возможность

4.  В каком слове звуков больше, чем букв?

богатство

местность

попытались

древняя

5. В каком слове все согласные звуки являются звонкими?

посадка

мороз

царица

вьюжная

6.   Какое слово состоит из трёх звуков?

её

ещё

себя

быть

 

7. .Какой звук произносится на конце слова водопровод!

[д] — согласный, звонкий, твёрдый

[т] — согласный, глухой, твёрдый

[д'] — согласный, звонкий, мягкий

[т'] — согласный, глухой, мягкий

 

8. В каком слове нет звука [ш]?

дрожжи

нарежьте

чтобы

стриж

 

9. В каком слове все согласные звуки являются мягкими?

съешьте

по-щучьему

часики

отличаешься

 

10. В какой последовательности нужно расположить данные предложения, чтобы получился текст?

(1) Мыши, например, спасаются на корягах и в птичьих гнездах. (2) А зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. (3) Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. (4) Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

1)  2,4,3, 1      3)   1,4,2,3

2)   4, 1, 3, 2 4)   3, 1, 4, 2

 

11 .Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

 

1)  шьёшь

2) метель

3) ель

4) язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...

Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"

Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика....