Проектная работа по теме:"Словообразование"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Ветлугина Ирина Владимировна

          Несмотря на огромное значение словообразования, методика ее преподавания в курсе родного языка разработана не достаточно.  Это обстоятельство является серьезным препятствием для изучения словообразования.

Таким образом, проблема, избранная нами в качестве исследования, является актуальной.
         Объект исследования – процесс развития интереса к русскому языку на уроках по словообразованию.

Предмет изучения – методическая система работы над словообразованием русского языка.

Цель исследования – создать методические разработки упражнений  по словообразованию, способствующие развитию интереса к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_proekt.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Педагогами и психологами доказано, что основным внутренним мотивом обучения является познавательный интерес, поэтому развитие его к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Часто заинтересованность в изучении  русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Актуальность работы. В настоящее время совершенствование преподавания родного языка в общеобразовательных учреждениях является актуальной проблемой. Роль родного языка не только как важнейшего средства коммуникации, но и как незаменимого инструмента овладения результатами познавательной деятельности человеческого мышления, как основной формы проявления культуры, как средства социализации личности необычайно возрастает. Следовательно, сегодняшние задачи обучения родному языку должны быть направлены на полное развитие и совершенствование речевых навыков учащихся на новом, более высоком уровне, отвечающем общественным потребностям, на развитие выразительности и образности речи, свободное владение стилевым многообразием литературного языка.
В связи с этим обучение словообразованию занимает важное место в методике преподавания русского языка.

Практика обучения в школе показывает, что учащиеся допускают много ошибок в словообразовательном разборе, в написании слов, в выяснении грамматических признаков, потому что они не вникают в значение слова и не осознают семантику морфем.
         Несмотря на огромное значение словообразования, методика ее преподавания в курсе родного языка разработана не достаточно.  Это обстоятельство является серьезным препятствием для изучения словообразования.

Таким образом, проблема, избранная нами в качестве исследования, является актуальной.
         Объект исследования – процесс развития интереса к русскому языку на уроках по словообразованию.

Предмет изучения – методическая система работы над словообразованием русского языка.

Цель исследования – создать методические разработки упражнений  по словообразованию, способствующие развитию интереса к русскому языку.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:

  1. проследить развитие словообразовательной науки;
  2. проанализировать разделы программ по русскому языку, посвященные   словообразованию;
  3. рассмотреть методы и приемы, используемые на уроках по словообразованию;
  4. разработать упражнения по словообразованию, воспитывающие познавательный интерес к русскому языку.  

Указанные задачи определили выбор методов исследования: аналитический, сравнительный и описательный.

Научной и методологической основой исследования являются труды таких ученых, как Г. А. Николаев, Н. М. Шанский, А. В. Текучев, С. И. Львова, П. А. Лекант, В. М. Марков, Е. А. Земская и др.

Научная новизна настоящей работы состоит в разработке методики использования занимательных заданий по словообразованию на уроках русского языка.

Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки занимательных упражнений по словообразованию.

  1. Методика преподавания словообразования

Сведения по словообразованию, как правило, в школьном курсе русского языка рассматриваются в связи с изучением каждой части речи.

Согласно программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского, словообразование изучается VI классе. Даются понятия основных способов русского словообразования (морфологический – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация.

В VI классе изучение словообразования идет в двух направлениях: учащиеся знакомятся с основными способами словообразования и в связи с изучением морфологии в повторительном плане со способами образования частей речи. Одновременно  совершенствуется умение производить словообразовательный разбор.

По программе даются сведения по этимологии. Таким образом, шестиклассники получат полную характеристику значения и структуры слов не только в современном состоянии, но и в историческом прошлом.

Практические цели изучения словообразования в VI классе заключаются:  в усвоении способов образования слов русского языка, в осознании учащимися структурно-семантических связей производных слов с исходными (например, подводник и подводный).

По данной программе в содержание работы по словообразованию входит усвоение того, от чего слова образованы или образуются, словообразовательные средства, способы образования слов, словообразовательный разбор; словообразовательные умения: определять, с помощью чего образовано слово; находить исходную единицу, от которой образовано слово; определять способ образования слова, производить словообразовательный разбор слова.

Учебный комплекс В. В. Бабайцевой предусматривает изучение раздела «Словообразование» по линейному принципу -  в 5 классе. Происходит знакомство и со структурой слова, и с основными способами русского словопроизводства.

В программе М. М. Разумовской также дается механизм образования слов в русском языке; основные способы их образования; введено понятие словообразовательной модели.  

Все учебные программы предусматривают пополнение сведений о словообразовании в процессе изучения морфологии, где рассматриваются основные способы словопроизводства частей речи.

Знание способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников.

Цели изучения словообразования [Антонова 2007: 304]:

  1. Дать представление:
  • о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях русского языка);
  • о способах словообразования в русском языке.
  1. Сформировать:
  • основные словообразовательные понятия;
  • умение выделять структурные элементы слова;
  • умение определять их значение и функцию в слове;
  1. Выработать навык:
  • словообразовательного разбора;
  • использовать знания о словообразовании в речевой практике;
  • создание предпосылок для обогащения словарного запаса учащихся.

Учащиеся должны усвоить следующие понятия: непроизводное слово, производящее слово, производное слово, словообразовательное средство, способы словообразования, словообразовательный разбор, словообразовательные морфемы, их функции и значение.

Принципы, используемые на уроках по словообразованию следующие:

Структурно-семантический принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования, предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа.

Лексико-семантический принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово летчик обозначает человека, управляющего самолетом, словообразовательный суффикс –чик- обозначает лицо по профессии. По такой же модели образованы слова грузчик, переводчик и др.;

Деятельностный принцип проявляется в осуществлении на уроке активной самостоятельной работы учащихся при разборах слов с точки зрения словообразования и этимологии. В школе вопросы словообразования рассматриваются на современном уровне развития языка. Чтобы избежать смешения исторического и современного аспектов  в анализе структуры  слова, на уроках по изучению словообразования необходимо использовать исторический комментарий. Это касается таких слов, например, как вкус, привет, сорочка, основа которых из производной превратилась в непроизводную. Исторические справки расширяют языковой кругозор учащихся. В этом проявляется исторический принцип изучения словообразования;

Коммуникативный принцип указывает на диалоговые формы организации уроков.

Методы и приемы.

Наблюдение над фактами языка.

  1. Определение значений каждой морфемы в словах для уточнения их значения.

Например, водитель – водить, суффикс –тель указывает на носителя действия, основа вод- на род занятий, т.е «тот, кто водит, управляет чем-либо».

  1. Определение значений каждой морфемы в слове для уточнения значения конкретной  лексемы.

Например, суффикс –тель используется для обозначения лица определенного рода занятий, профессии (любитель, строитель, учитель).

  1. Определение значений каждой морфемы для понимания роли аффикса в однотипных словообразовательных моделях.

Например, суффикс –ист обозначает лиц определенного рода занятий,    профессии – футболист, тракторист; одновременно этот суффикс встречается в прилагательных волнистый – значение «неполное проявление признака».

  1. Сравнение слов  и наблюдение:
  • над многозначностью морфем (перелеты – повторяемость);
  • над омонимией морфем (побежать, полететь – значение начала действия);
  • над словообразовательной синонимией (вымазать-измазать-перемазать);
  • над словообразовательной антонимией (стол – столик – столище).
  1. Распределение слов
  • по словообразовательным гнездам,

 Например, испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование,       использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.

Порча – испортить – испорченный – испорченность;        

Солнце – подсолнечный – подсолнечник;

Польза – использовать – использование.

  1. Сопоставление лексем одной словообразовательной модели.

Например, в стихотворении И. Загревской найти глаголы, образованные по модели рас-…-ла.

Елка-подснежница в доме растаяла,

Плечи расправила, ветки расставила,

Елке отводится в новом году

Лучшее место на самом виду.

  1. Сопоставление омонимичных морфем.

У шиповника шипы.

На шиповнике бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зеленый.

Он глаза мои слепит.

Он костер напоминает.

Он шиповник, он шипит,

Искры алые роняет.   (А. Кушнер)

На уроках по словообразованию используются следующие упражнения:

  1. Словообразовательный разбор.

Цель – определить, как образовано слов в современном русском языке. Словообразовательный разбор выполняется в 2 этапа:

  • определить мотивацию;
  • выделить словообразующую морфему и определить ее словообразовательное значение.
  1. Наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками, суффиксами, их стилистической окраской.
  2. Подбор слов с синонимичными морфемами.
  3. Образование слов по моделям.
  4. Гнездование слов.
  5. Составление словообразовательной цепочки слов.
  6. Занимательные упражнения.

Существуют некоторые принципы, которые лежат в основе проведения занимательных упражнений. Это принцип добровольного участия школьников, принцип самодеятельности, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.

Таким образом, развитие словообразовательной науки - сложный и длительный процесс. Разработана и методика преподавания этого раздела русского языка. В обучении широко  используются различные методы и приемы. Между тем, занимательность при изучении русского языка практикуется еще, к сожалению, довольно редко, а порой подменяется развлекательностью.

В своей работе мы попытались создать учебник (фрагмент учебника на примере одной темы «Словообразование»), который бы отвечал всем указанным выше критериям, так как переход к постиндустриальному обществу информационного типа, как характеризуется начало XXI века, предъявляет новые требования к образовательной политике. Наряду с формированием «традиционных» образовательных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования) на первый план выходит формирование информационной компетенции – «умения индивида осуществлять предметно ориентированный поиск информации с помощью различных источников и технологий, анализировать и синтезировать полученные данные, преобразовывать, хранить и транслировать далее адресату в предпочтительном для него формате».

Всеобщая информатизация образования предъявляет новые требования к учащимся. Владение компьютерными средствами обучения становится неотъемлемой частью подготовки учеников.

К сожалению, технология программированного обучения (Б.Скиннер, Н.Краудер, В.П.Беспалько), предполагающая обучение на основе научно разработанной программы с учётом индивидуальных данных ребёнка, в практике преподавания русского языка носит эпизодический характер. К причинам следует отнести и неудовлетворительное программное обеспечение по русскому языку, и «ненадёжность» операционных систем, способных «зависнуть» во время работы, и большие временные затраты, и традиционная классно-урочная система организации обучения, и т.д.

Тем не менее, компьютерные технологии как универсальное средство обучения и учения, совмещающее в себе все традиционные средства аудиовизуальной наглядности, позволяет в полной мере осуществить коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку, организовать дифференцированное и индивидуальное обучение, поддерживать и направлять развитие личности учащегося, его творческих способностей. Компьютерные программы помогают организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться сознательно: самостоятельно ставить цели в течение всего урока, на каждом его этапе.

Большую помощь технические средства оказывают учителю, работающему на уроках в соответствии с принципом текстоцентризма, т.е. опираясь на тексты разной жанрово-стилевой направленности. Применение интерактивной доски (или компьютера с проецированием изображения на экран) позволяет оптимально провести лингвостилистический анализ 2-3 прозаических (поэтических) отрывков, познакомить учащихся с новым для них языковым фактом, закрепить материал и по аналогии создать свой текст с использованием новых грамматических конструкций.

  1. Познавательный интерес к русскому языку

Не парадокс ли: родную речь ребенок воспринимает с первых дней жизни, а в итоге приобретает стойкую нелюбовь. Почему же ребята не любят русский язык? Как заинтересовать детей? Как сделать, чтобы ученики любили русский язык, гордились им, умели красиво и правильно выражать свои мысли. - «На свете есть только один способ побудить людей что-либо сделать – заставить человека захотеть это сделать».                                                                  

Интерес – это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом.

Можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  • развитие совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
  1. Занимательность на уроках по словообразованию

На уроках русского языка по словообразованию можно использовать следующие занимательные упражнения:

  • Кроссворды:

1) Кроссворд «Спрятанное слово». Впишите по горизонтали слова с суффиксами согласно кратким толкованиям, и в вертикальном выделенном столбце прочтете название этой морфемы (слова образуйте суффиксальным способом).

1

2

3

4

5

6

7

1.То, что следует из чего-либо. 2. Маленькая старушка. 3. Наказать штрафом. 4. Снабжение промышленности и жилищ газом. 5. Присуждать премию. 6. Свойство хрупкого предмета. 7. Ярко светиться, сверкать (однократное действие).

Ответы: 1.следствие; 2. старушечка;  3. штрафовать;  4. газификация; 5. премировать; 6. хрупкость;  7. бедствие.

  • Шарады:

Шарада – загадка, в которой задуманное слово разбивается на слоги, а потом эти части и всё слово целиком описываются по отдельности.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка).

  • Игровой диалог с приставками:

Учитель будет называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором.

Я вам говорю: В - !
Что вы сделаете? (Включим телевизор)
А если я скажу: - Пере -? (Переключим на другую программу)
Вы..? (Выключим)
Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл)
- Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

  • Использование словаря:

1) Найти в словообразовательном словаре как можно больше слов с приставками, образованных от следующих глаголов: бежать, вязать, знать, дать.

2) Пользуясь этимологическим словарем, объясните происхождение слов: ошеломить, опешить, опростоволоситься.

  • Групповая работа:

Приставки за-, с- (со-) имеют по 9 значений. Разделить класс на группы: одна берет приставку за-, другая – с- (со-). Им необходимо придумать слова с этими приставками, но с разными значениями. Выигрывает та группа, которая быстрее, а главное – правильно выполнила задание.

  • Замена словосочетаний одним словом:

1) Обращаясь по очереди к ученикам, учитель читает указанные ниже словосочетания, предлагая заменить каждое из них одним словом с нужным суффиксом (образовать слова суффиксальным способом):

1. музыкант, играющий на трубе; 2. смелый человек; 3. хитрый человек; 4. тот, кто любит шутить, 5. участник игры; 6. детеныш орла; 7. тот, кто богат на выдумки; 8. болтливая девочка.

Ответы: трубач, смельчак, хитрец, шутник, игрок, орленок, выдумщик, болтушка.

  • Викторины:

1) Образуйте по одному слову с суффиксом  –ник- с общим значением названия: 1. занятия, профессии; 2. предмета, приспособления; 3. местности; 4. помещения; 5. растения; 6. книги; 7. дня недели; 8. посуды; 9. орудия труда.

2)  Как меняется значение слов в зависимости от суффиксов: игрок-игрун, ягода -ягодина - ягодка, глазки-глазенки, волчонок-волчище, морозец-морозище?

  • Загадки:

Отгадайте загадки. При помощи какого способа образовано это слово?

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо. (Утенок - суффиксальный способ – -онок);

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные.

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки – суффиксальный способ - -инк-);

Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето.

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки. (орешник - суффиксальный способ - -ник-).

  • Составление своих слов:

Запишите наибольшее количество сложных слов, обозначающих:

а) внешние, портретные черты человека (кареглазый, широкоплечий, смуглолицый);

б) черты характера, поступков (положительные – трудолюбивый и отрицательные – себялюбивый). Определите, каким способом образованы слова.   Составьте с этими словами примеры.

  • Моделирование слов по схеме:

1) Смоделируйте слова, соответствующие указанным ниже схемам.

Пере- , - оватый, пред - ний, -о-, пере - ка, - о – ный, на – ник, - ство, - ировать, без – ный, за – ный. Определите, каким способом образованы слова.

  • Работа с текстом:

1) Прочитайте тексты. Найдите в тексте слова, образованные суффиксальным способом. От каких основ и с помощью каких суффиксов они образовались?

1. Страсть захотелось медвежонку малинки! Тайком от медведицы в малинник удрал.

2. Марьюшка, Марусенька, Машечка и Манечка

   Захотели сладкого сахарного пряничка,

   Бабушка по улице старенькая шла,

  Девочкам по денежке на прянички дала…

                                       (К. И. Чуковский.)

2) Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти», посвященной изучению речи маленьких детей. Объясните, как образованы выделенные слова.

И вот, например, слово нырьба. Ребенок создал его лишь потому, что не знал нашего взрослого слова ныряние. Купаясь в ванне, он так и сказал своей матери:

-Мама, скомандуй: «К нырьбе приготовиться!»

Нырьба, превосходное слово, энергичное, звонкое: я не удивился бы, если  у  какого-нибудь из славянских племен оказалось в живом обиходе слово нырьба, и кто скажет, что слово это чуждо языковому сознанию народа, который от слова ходить создал слово ходьба, от слова косить – косьба, от слова стрелять – стрельба и тп.

3) Выпишите из текста искусственно производные слова.

Мымренок.

У одной маленькой Девочки есть папа. Он самый обычный-преобычный: маленький, толстенький, лысенький. Но он ей кажется почему-то Высоким, Стройным и Красивым. И, конечно же, сильным. А особенно ей нравиться папа тогда, когда он начинает ее смешить. Делает он это так: надувает щеки, таращит глаза, стучит себя в грудь и говорит страшным голосом:

- Я – мымр! Я этим горд…

Маленькая девочка хохочет и нисколечко не боится.

Однажды она спросила:

- Папа, если ты – мымр, то кто же тогда мама?

- Мымриха, - не задумываясь, ответил  папа.

- А бабушка?

- Тс-с-с… - ответил папа. – О бабушке ни слова.

- А я? – не отставала Маленькая девочка.

- Ты? – папа оценивающе посмотрел на маленькую девочку. – ты, конечно же, мымренок… - и через мгновение добавил: - Типичный.

  Теперь Маленькая Девочка не без гордости рассказывает своим подругам, что папа ее – мымр, мама - мымриха, бабушка – не известно кто, а сама она – мымренок, причем (при этом девочка делает таинственное лицо)  типичный!

                                                                                                     (Л. Полетаева).

Таким образом, на уроках нужно применять компьютерные технологии, так как при такой работе учащиеся накапливают знания, развивают способности, у детей формируются познавательные интересы. Но необходимо рационально организовывать учебный процесс, а занимательность на уроках должна служить лишь вспомогательным средством.

Заключение

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются задания, способствующие развитию интереса к русскому языку, в ходе которых учащиеся и расширяют знания, и принимают активное участие в обсуждении.

Использование на уроках подобных учебников  дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Развивающий и воспитывающий потенциал можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
  • развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Литература

Справочная литература

Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М., 1996.                                                                                                         Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. -  М., 1987.                                                           Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1978.                     Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. - М., 1990.                                                                                                                                                Научно-методическая литература

Андреева, Л. С. Вопросы русского словообразования в трудах В. А. Богородицкого [Текст] / Л. С. Андреева // РЯШ. – 2007. - №2. – С. 83 – 89.

Антонова, Е. С.  Методика преподавания русского языка: (коммуникативно-деятельностный подход): учебное пособие [Текст]   / Е. С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2007.- С. 302 – 319.

Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся [Текст]   / под ред. Л. П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – С. 124 – 158.

Вознюк, Л. В. Школьный этимологический словарь в обучении словообразованию [Текст]  / Л. В. Вознюк // РЯШ. – 2004.- №2. – С. 19 – 22.

Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение, 1973.

Копелиович, А. Б.  Правило йотированной буквы при морфемном анализе [Текст] /  А. Б. Копелиович // РЯШ. – 2009. - №3. – С. 7 - 14.

Лекант, П. А., Клобуков, Е. В., Маркелова, Т. В., Леонина, Т. С.,  Симонов, И. Б.  Современный русский язык: Пособие для студ. ссузов и др; Под ред. П. А. Леканта [Текст]. – М.: Дрофа, 2001. – С.163 – 179.

Львова, С. И. Словообразование – занимательно о серьезном: практические задания для учащихся  8-11 классов [Текст]  / С. И. Львова. – М.: Эксмо, 2007. – 240с. – (Мастер класс для учителя).

Марков, В. М. Избранные работы по русскому языку [Текст] / В.М.Марков [Под ред. Г.А.Николаева]. – Казань: ДАС, 2001.- С. 274.

Николаев, Г. А. Лекции по русскому словообразованию [Текст]. – Казань: Изд – во КГУ, 2009. – С. 130 – 151.

Николаев, Г.А. Проблемы теории словообразования в трудах Н.В.Крушевского [Текст]  / Г.А.Николаев // Николай Крушевский: научное наследие и современность: Матер. Междунар. науч. конф. «Бодуэновские чтения» (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Секция «Николай Крушевский: жизнь и научное творчество (к 150-летию со дня рождения)» / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.- Казань: Новое знание, 2002.- С.100-107.

Никульцева, В. В., Лопатин В. В. Многогранное русское слово [Текст]   / В. В. Никульцева // РЯШ. – 2008. - №5. –  С. 98 – 100.

Рухленко, Н. М. Заметки с уроков русского языка, или Как сделать обучение русскому языку интересным [Текст]  / Н. М. Рухленко // РЯШ. – 2008. - №2. С. 3 - 11.

Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст]. – М.: Просвещение, 1980. – С. 155 – 162.

Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию [Текст]. – М.: Изд. МГУ,1968.- С. 168.

Программы по русскому языку

Баранов, М. Т  Ладыженская Т. А.  Шанский Н. М Программа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1999. – 45 с.

Бабайцева, В. В. Программа по русскому языку. 5-9 классы / В. В. Бабайцева // Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 кл.,  10-11кл./ сост. Е. И. Харитонова.  – М. : Дрофа, 2008. - С. 3 - 46.

Разумовская, М.М. Программа по русскому языку. 5-9 классы/ М. М. Разумовская// Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 кл.,  10-11кл./ сост. Е. И. Харитонова.  – М. : Дрофа, 2008. - С. 48-90.

Статьи из Интернет

Белкина, Ю. А. Система лингводидактических упражнений игрового характера по разделу «Словообразование» как средство развития мышления учащихся (из опыта проведения спецсеминара) [Электронный ресурс]. / Ю. А. Белкина // http://festival.1september.ru/articles/210007.

Рочко, Т. А. Новый подход. Морфемный и словообразовательный разбор слова [Электронный ресурс]. / Т. А. Рочко // http://rus.1september.ru/2001/25/2_3.htm

Столярова, Т. В. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка [Электронный ресурс]. / Т. В. Столярова // http://festival.1september.ru/articles/516907


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном""

Предлагаемый материал  проектной деятельности на уроках русского языка  по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном" содержит  этапы работы  над проектом, а также работы уч...

Контрольная работа по теме "Словообразование" в 6 классе

Задания контрольной работы позволяют проверить, как усвоили шестиклассники материал раздела. Задания разного характера: вспомни правило, упражнения на правописание гор-/гар-, кос-/кас-,  приставо...

Тренировочная работа по теме « Словообразование» ( Суффиксы существительных)

работа поможет подготовиться по одному из разделов ЕГЭ...

Контрольная работа по теме «Словообразование»

Работа проводилась в 6 классе по программе М.М.Разумовской...

тренировочная работа по теме "Словообразование" - 7 класс

Работа содержит упражнения на словообразование ( суффиксы прилагательных, суффиксы существительных, префиксы прилагательных) для учащихся 7 класса (УМК В.П. Кузовлев)...

Самостоятельная работа по теме "Словообразование"

Самостоятельная работа по теме «Словообразование»...

Проверочная работа по теме «Словообразование» (6 класс)

Проверочная работа по теме «Словообразование» (6 класс) ...