Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний. Наглядный материал: карточки, портреты писателей, компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deeprichastie._do.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Амгинская СОШ им. Р.И. Константинова»

 Кампеева Айталина Станиславовна

Интегрированный урок русского языка и литературы

на тему «Деепричастие и деепричастный оборот».

Класс: 6

Цель:

- актуализировать опорные знания и умения по теме;

- совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;

- развивать речевые навыки при  построении устных и письменных высказываний.

Наглядный материал: карточки, портреты писателей, компьютерная презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок с повторения фразеологизмов.

- Скажите, ребята, в каком из фразеологизмов есть деепричастие?

- А теперь, ребята, посмотрите на слайд. Здесь 4 слова вы должны найти четвертое лишнее.

- Почему оно лишнее?

- Итак, сегодня мы еще раз повторим и закрепим знания о деепричастии как части речи. Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас будет необычная встреча лингвистики и литературы

  1. Словарная работа:

Лингвистика – наука о языке, языкознание.

Риза – одежда священника во время богослужения.

  1. – Расскажите, что вы знаете о деепричастии. Вы должны выбрать те утверждения, которые относятся к деепричастию. Слайд.

3.   - Ребята, а сейчас мы послушаем романс (звучит романс «Парус»).

- Скажите, как называется произведение и кто автор?

- У М.Ю. Лермонтова еще есть прекрасное стихотворение, к которому мы сейчас обратимся. Слайд.

- Давайте, все вместе прочитаем на счет 3.

- Задание: Найдите из текста деепричастие и слово, с которым оно связано.

- А какие у нас знания об А.С. Пушкине?

- Ребята, давайте вспомним стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Пожалуйста, продолжите отрывок стихотворения. Задание: как вы объясните, расстановку запятых в этом примере.

Вывод: Как мы выделяем в предложениях одиночное деепричастие и деепричастный оборот?

  1. Работа с текстом А.С. Пушкина (отрывок из повести «Метель»). Работа в паре.

Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

Задание:

                 - Определите тему текста.

                - Найдите эпитет

                - Найдите метафору

                - Олицетворение

                - Найдите Д. с основным глаголом.

        Вывод: Как вы думаете, для чего используются деепричастия в художественном тексте?

  1. Игровая пауза: Когда услышите деепричастие хлопайте один раз.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, прозрачные кружева, прислушиваясь к звукам, пушистый ковер, сидя у окна, приветливая улыбка, поливающие цветы, тяжело поднимаясь, опавшие листья.

  1. Конструирование предложений с ДО.

Задание: Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с ДО и не забудьте запятые. Работаем по рядам. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение, 3 ряд – 3 предложение.  Слайд.

- Проверка: 1. Снежинки, кружась, падают с небес, словно звезды.

                    2. Снег ложится на землю, покрывая ее пушистым ковром.

                    3. Природа, рассказывая сказку, застывает в зимнем сне.

(найдите Д и ДО с основным глаголом)

Вывод: Скажите от какой части речи образуется деепричастие?

  1. Разбор речевых ошибок:

- А сейчас, ребята, мы должны найти и исправить ошибки в предложениях.

1. Подъезжая к лесу, вдруг  выскочил волк.

2. Оля вспомнив о забытой корзине и отправилась за ней.

3. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.

Вывод: Слайд.

  1. Мини-тест. Задание: В каждом примере выберите правильное продолжение предложения. (работают в тетрадях, взаимопроверка)
  2. Творческая работа.

- Составить предложение по картине И. Попова «Первый снег», включив деепричастия или ДО.

           10.  Подведение итогов

- Что повторили?

- Понравился ли урок?

- Выставление оценок.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...