Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Белогурова Елена Филимоновна

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_znatoki_11.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрена:
Протокол педагогического совета от 27.05.2014 № 6

Утверждена приказом
от 31.08.2014 № 1897.

Директор МБОУ «СОКШ № 4»

                             /Л.И.Степкина/

Согласована:

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

                     /А.С. Коровина/

Программа дополнительного образования

«Знатоки русского языка»

11 к класс

Педагогический работник:

Белогурова Е.Ф.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена  для   дополнительного образования детей.

Актуальность:  введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и   заставило обратить особое внимание  на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся выпускных классов школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе;  формирование навыков анализа  текста, соблюдение языковых и культурных норм, создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

Педагогическая целесообразность: повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение  текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения пунктуационной грамотности.

Цели реализации основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.  Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
  • Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
    к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения.
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
  • Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта  с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.

В системе дополнительного образования кружок «Знатоки русского языка» реализует цель и задачи:

 Цель кружка:

  • развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;
  • воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;
  • совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи кружка:

  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • формирование лингвистической, коммуникативной компетенции;

Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Знатоки  русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей  16-17 лет, различные  подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.

Сроки реализации:  данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим  занятий:  занятия проводятся один раз в неделю в традиционной форме – урок  длительностью  40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:

  1. Лекции учителя с различными видами заданий;
  2. Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым

материалом, их анализ, выводы);

  1. Работа в группах;
  2. Деловые игры и практикумы;
  3. Проектная деятельность

Особенности содержания программы:

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  1. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  3. владение   умениями   информационной   переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  4. применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
  5. осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

Формы и методы контроля:

1. Промежуточный контроль: зачет

2. Заключительный контроль: тест с открытым ответом.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Защита проектов
  • комплексный анализ текста;
  • сочинения разнообразных жанров;
  • тестирование;
  • устные сообщения;

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Мобильный класс

Учебно-тематический план

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

всего

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения.

1

2

3

Грамматические и пунктуационные особенности простых  предложений. Пунктуация в предложениях с обособленными членами предложения, словами, грамматически не связанными с предложением.

5

15

20

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

3

5

8

Синтаксис текста различной стилевой принадлежности.  

0

4

4

35

Календарно-тематический план

Дата

Тема занятия

Содержание

История русской пунктуации.  

Сведения о русской пунктуации

Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

Система правил расстановки знаков препинания

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Виды предложений по интонации, цели высказывания, структуре.

Основные функции пунктуационных знаков.

Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений

Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Простое предложение. Работа с текстом.

Виды простых предложений. Способы связи предложений в тексте.

Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные определения.

Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными определениями, способы выражения обособленных определений

Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные приложения

Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными приложениями, способы выражения обособленных приложений

Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные обстоятельства

Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными обстоятельствами, способы выражения обособленных обстоятельств

Знаки препинания внутри простого предложения: слова, грамматически не связанные с предложением: обращение

Обращение, способы выражения, знаки препинания

Знаки препинания внутри простого предложения: слова, грамматически не связанные с предложением: вводные слова, вводные конструкции

Группы вводных слов по значению, знаки препинания при них. Вводные предложения и вводные конструкции.

Диалог. Выделительные знаки при диалоге. Оформление диалога.

Оформление диалога.

Прямая речь.

Пунктуация при прямой речи. Замена прямой речи на косвенную.

Промежуточный контроль

Зачет по теме

Разделительные знаки в предложениях с однородными членами.

Группы предложений с однородными членами , знаки препинания в них

Однородные члены предложения, их обособление.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Роль однородных членов предложения в речи.

Обособление рядов однородных членов. Работа с текстом.

Функции предложений с однородными членами. Тексты различной стилевой принадлежности, использование в них предложений с однородными членами.

Практикум: знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Практическая работа: постановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Кавычки. Авторские знаки препинания.

Авторские знаки препинания, их функция

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений. Работа с текстом.

Синонимия односоставных предложений. Использование односоставных  предложений

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Использование односоставных предложений в речи. Стили речи.

 

Употребление многоточия при прерывании речи, смысловая роль. Многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Смысловая роль многоточия, кавычек, тире.    Употребление в речи.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Виды сложных предложений, их грамматические и пунктуационные особенности.

Своеобразие семантики структуры сложных предложений.

Структура сложных предложений.

Синонимия предложений разных видов.

Функции сложных предложений в тексте.

Сложносочинённое предложение. Работа с текстом.

Пунктуация в сложносочиненных предложениях. Использование сложносочиненных предложений в тексте.

Сложноподчинённое предложение.

Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. Использование сложноподчиненных предложений в тексте.

Синтаксис бессоюзного сложного предложения.

Синтаксис бессоюзного сложного предложения. Использование бессоюзных сложных предложений в тексте.

Трудные случаи пунктуации  в сложном предложении.

Тире, точка с запятой, двоеточие в сложных предложениях. Условия выбора необходимого знака.

Анализ синтаксиса текста художественной литературы (художественный стиль).

Использование сложных предложений в тексте художественного стиля

Анализ синтаксиса текста  научного стиля речи.

Использование сложных предложений в тексте научного стиля

Анализ синтаксиса текста официально-делового стиля речи.

Использование сложных предложений в тексте официально-делового стиля речи

 Анализ синтаксиса текста официально-делового стиля речи.              

Составление деловых бумаг

Итоговая контрольная работа

Список учебно-методической литературы для учителя

1.      Драбкина С. В. Субботин Д.И. оптимальный банк для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен. 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 320с.

2.     Егораева Г. Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/ 5-е изд., переработ. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 429 с.

3.      Егораева Г. Т. ЕГЭ. 2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ 2-е изд., переработ. И доп.- М.: Издательство «Экзамен» 2014.- 318 с.

4.      Назарова Т. Н. Е. Н. Скрипка ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку. - М.: Издательство «Экзамен№, 2014. -174 с.

5.      Сенина Н. С., Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Изд. 4-е, переработ., Ростов -на- Дону: легион, 2014.- 230 с.

Список литературы для учащихся

  1. Русский язык [Выполнение заданий части 3(C)]. Симакова Е.С, Экзамен, 2014г.
  2. Сочинение на ЕГЭ.Курс интенсивной подготовки. Легион, 2012 г.
  3.  Русский язык [Выполнение заданий части 3(С)]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
  4. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. Миронова Н.И., Эксмо-Пресс, 2012 г.
  5. Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного курса английского языка "Волшебный мир английского языка" 5 класс

Рабочая программа по дополнительному курсу «Волшебный мир английского языка» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Россий...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Школа явно недостаточно занимается речевой подготовкой выпускников, ориентированной на буду­щую трудовую деятельность. Учащиеся практиче­ски ничего не знают об особенностях служебного этикета,...

Рабочая программа дополнительного образования "Иностранный язык для детей дошкольного возраста"( немецкий язык)

Рабочая программа дополнительного образования "Иностранный язык для детей дошкольного возраста"( немецкий язык)...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...