Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Глинская Надежда Александровна

Рабочая программа по русскому  языку для 5 класса  основной общеобразовательной школы составлена на основе:

             1.      Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

2.  Примерная  Программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.: М.: «Просвещение», 2012.

3. Учебный план МБОУ Новоникольской СОШ на 2016-2017 учебный год.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому  языку для 5 класса  основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

2.  Примерная  Программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.: М.: «Просвещение», 2012.

3. Учебный план МБОУ Новоникольской СОШ на 2016-2017 учебный год.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

      Цели изучения русского (родного) языка в основной школе:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе   является формирование навыков грамотного письма.

Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
  2. Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
  3. Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

II. Общая характеристика учебного предмета.

     Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

   Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

   Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.

   В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящён раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

   Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать).

   В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

  Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

  Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

   Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант. Словарный диктант, комплексный анализ текста.

III. Место учебного предмета (курса) в базисном учебном плане МБОУ  

Новоникольской СОШ.

    Количество часов по учебному плану МБОУ Новоникольской СОШ

на 2017-2018 учебный год – 193 часа (5,5 часа в неделю). Уровень - базовый.  

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Метапредметные отражают:

 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные должны обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

свободное использование словарного запаса;

      сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.

 

 VI. Содержание учебного предмета.

Язык и общение (3ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (27ч.)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (19ч.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (16ч.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (27ч.)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.

Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.

Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов

Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов

Чередование звуков. Варианты морфем

Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения

Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.

Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч)

Имя существительное (22 ч.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (13 ч.)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22ч.)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала  в 5 классе (9 ч.)

VII. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

           аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
  • правильно произносить широко употребляемые служебные слова.

морфемика и словообразование:

  • по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
  • определять способы образования слов различных частей речи;
  • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
  • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.

лексикология и фразеология:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
  • проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.

морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
  • правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

орфография:

  • владеть правильным способом применения изученных правил;
  • учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений

IX. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество  контрольных работ

Развитие речи

Язык и общение.

3

0

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

27

1

6

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

35

1

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

19

1

6

Лексика. Культура речи.

16

1

4

Морфемика. Орфография. Культура речи.

27

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

57

3

14

Повторение и систематизация изученного материала.

9

1

0

ИТОГО

193

9

39

X. Самостоятельная работа учащихся

№ урока

Вид работы

Дата проведения

15-16

Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому) упр.70

27

Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

29

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

34-35

Сжатое изложение «Глупый пень» упр.127

49

Письмо.

51

Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

57

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация».

63-64

Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283

73

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

75-76

Сочинение-описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

85-86

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

87-88

Подробное изложение (К.Г. Паустовский «Первый снег») упр. 375

91

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»

97

Сочинение-рассуждение «Секрет названия».

100-101

Выборочное изложение с изменением лица (упр.420).

113

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

115

Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

121-122

Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513)

128-129

Подробное изложение с элементами описания (упр.547).

134

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

136

Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

140

Описание животного.

141-142

Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585

144

Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598)

147

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

151

Рассказ по сюжетным картинкам.

156

Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

163-164

Сжатое изложение с изменением формы лица.

168

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

174

Итоговый контрольный диктант.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Вид,

форма контроля

Дата

проведения

План

Факт.

1

РАЗДЕЛ 1.

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

 (2+1 ч. Рр)

Язык и человек. Язык и речь.

Фронтальный.

Чтение вступительных статей, выполнение упражнений.

2

Язык и его единицы.

Фронтальный.

Самостоятельная работа.

3

Рр Стили речи. Композиционные и языковые признаки.

Работа с текстами

4

РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

(22 ч. +6 ч.Рр)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Фронтальный.

Самостоятельное выполнение упражнений.

5

Орфограмма.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Орфографический разбор.

6

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.

Фронтальный.

Графические обозначение изученных  орфограмм.

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Графические обозначение изученных  орфограмм.

8-9

Правописание

проверяемых согласных в корне слова.

Фронтальный.

Графические обозначение изученных  орфограмм.

10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Фронтальный.

Распределительный диктант.

Выборочный диктант.

11

Буквы и,у,а после шипящих.

Фронтальный.

Распределительный диктант.

Выборочный диктант.

12

Разделительные Ъ и Ь.

Графические обозначение изученных  орфограмм.

13

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Фронтальный.

Распределительный диктант.

Выборочный диктант.

14

Рр Текст.

Работа с текстами

15-16

Рр обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр.70)

Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения.

17

Части речи.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

18

Глагол.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

19

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Графические обозначение изученных  орфограмм. Тренировочные упражнения.

20

Личные окончания глаголов.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

21

Рр Тема текста.

Работа с текстами

22

Имя существительное как часть речи.

Фронтальный.

Распределительный диктант.

Выборочный диктант.

23

Падежные окончания существительных.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

24

Имя прилагательное как часть речи.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

25

Местоимение как часть речи.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

26

Рр Основная мысль текста.

Работа с текстами

27

Рр Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

Систематизация материала по картине

28-29

Повторение изученного в начальных классах.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

30

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Диктант с грамматическим заданием

31

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

32

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

(31 ч.+4ч. Рр)

Синтаксис. Пунктуация.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

33

Словосочетание.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

34-35

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания.

Фронтальный.

Выборочный диктант.

36-37

Рр Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127)

Работа с текстом.

38

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

39

Восклицательные предложения.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

40-41

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

42

Сказуемое.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

43-44

Тире между подлежащим и сказуемым.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

45

Нераспространённые и распространённые предложения.

Фронтальный. Тренировочные упражнения.

46-47

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

48

Определение.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

49

Обстоятельство.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

50

Предложения с однородными членами.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

51-52

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

53

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.

Фронтальный. Работа с текстом

54

Предложения с обращениями.

Фронтальный. Работа с текстом.

55

Рр Письмо.

Работа с текстами

56

Рр Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

Работа по картине. Систематизация материала

57-58

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

59-60

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

61

Синтаксический разбор сложного предложения.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

62-63

Прямая речь.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

64

Диалог.

Фронтальный.

Работа с текстами

65

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Диктант с грамматическим заданием

66

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

67

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (13ч. + 6ч. Рр)

Фонетика. Гласные звуки.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

68

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

69

Изменение звуков в потоке речи.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

70

Рр Повествование.

Работа с текстами.

71-72

Рр Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283.

Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения.

73

Согласные звонкие и глухие.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

74

Графика. Алфавит.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

75

Рр Описание предмета.

Работа с текстами, составление текстов

76

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Индивидуальный.

Предупредительный диктант.

77-78

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

79

Орфоэпия

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

80

Фонетический разбор слова.

Упражнения по транскрипции

81

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Индивидуальный.

Предупредительный диктант. Работа с орфограммами

82

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Диктант с грамматическим заданием

83

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

84

Рр Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Составление текстов по картине

85

Рр Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Систематизация материала, работа с черновиками

86

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

 (12ч.+ 4ч. Рр)

Слово и его лексическое значение.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

87-88

Однозначные и многозначные слова.

Фронтальный.

Распределительный диктант.

Тренировочные упражнения.

89-90

Прямое и переносное значение слова.

Тренировочные упражнения.

91

Омонимы

Фронтальный.

Выборочный диктант.

92

Синонимы

Фронтальный.

Выборочный диктант.

93

Синонимы, их роль в речи.

Тренировочные упражнения.

94-95

Рр Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Контрольное сочинение-описание по  картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Работа с картиной. Систематизация материала.

96-97

Рр Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). Написание подробного изложения ( К.Г. Паустовский «Первый снег»). Упр.375

Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения.

98

Антонимы

Фронтальный.

Работа с текстами

99

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

100

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Диктант с грамматическим заданием

101

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

102

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (23 ч.+4ч.Рр)

Морфема. Изменение и образование слов.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

103

Окончание

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

104

Основа слова.

Индивидуальный.

Работа со словами

105

Корень слова.

Фронтальный.

Запись под диктовку.

106

Рр Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия»

Работа с текстами. Систематизация материала

107

Суффикс.

Фронтальный.

Запись под диктовку.

108

Приставка

Фронтальный. Комментированное письмо.

109

Рр Выборочное изложение с изменением лица (упр.420)

Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения.

110-111

Чередование звуков.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

112

Беглые гласные.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

113

Варианты морфем.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Тренировочные упражнения.

114

Морфемный разбор слова.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

115

Правописание гласных и согласных в приставках.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

116-117

Буквы з - с на конце приставок

Фронтальный. Комментированное письмо. Работа с орфограммой

118-119

Буквы а- о в корне

 -лаг –//-лож-

Фронтальный.

Тренировочные упражнения. Работа с орфограммой

120

Буквы а- о в корне

 -раст-/-рос-

Фронтальный.

Тренировочные упражнения. Работа с орфограммой

121-122

Буквы ё-о после шипящих в корне.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения. Работа с орфограммой

123

Буквы и-ы после ц.

Фронтальный. Комментированное письмо. Работа с орфограммой

124-125

Повторение по теме «Морфемика».

Фронтальный. Комментированное письмо. Объяснительный диктант

126

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

Диктант с грамматическим заданием

127

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

128

Рр Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы.

Работа с картиной. Систематизация материала.

Морфология. Орфография. Культура речи.

129

ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(16 ч.+ 6ч. Рр)

Имя существительное как часть речи.

Фронтальный. Работа с текстом

130

Рр Доказательства в рассуждении.

Работа с текстами

131

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Фронтальный. Комментированное письмо.

132

Имена существительные собственные и нарицательные.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

133

Род имён существительных.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

134-135

Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513)

Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения.

136

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

137

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

138

Три склонения имён существительных.

Фронтальный

Работа с текстом.

Объяснительный диктант.

139

Падеж имён существительных.

Фронтальный Объяснительный диктант.

140

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Фронтальный

Комментированное письмо. Объяснительный диктант

141-142

Рр Подробное изложение с элементами описания (упр.547)

Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения.

143

Множественное число имён существительных.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

144

Правописание  о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Графические обозначение изученных  орфограмм.

145-146

Повторение по теме «Имя существительное»

Фронтальный.

Объяснительный диктант.

Графические обозначение изученных  орфограмм.

147

Морфологический разбор имени существительного.

Фронтальный Работа над разбором существительных. Тренировочные упражнения.

148

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Диктант с грамматическим заданием

149

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

150

Рр Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Работа с картиной. Систематизация материала.

151

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

( 9 ч.+ 4ч. Рр)

Имя прилагательное как часть речи.

Фронтальный  Комментированное письмо

152-153

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Фронтальный

Словарно-орфографическая работа.

Объяснительный диктант.

154

Рр Описание животного

Фронтальный Составление предложений, текста

Творческое списывание.

155-156

Рр Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585

Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения.

157

Прилагательные полные и краткие.

Фронтальный Объяснительный диктант.

158

Рр Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598)

Фронтальный  Работа с текстами. Систематизация материала по картине.

159

Морфологический разбор имени прилагательного.

Работа с текстом, составление плана, систематизация материала.

160-161

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Работа над сочинением

162

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Диктант с грамматическим заданием

163

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

164

ГЛАГОЛ

(18 ч.+4 ч. Рр)

Глагол как часть речи.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

165

Не с глаголами

Фронтальный.

 Объяснительный диктант.

166

Рр Рассказ

Работа с текстами

167

Неопределенная форма глагола.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

168

Правописание –тся и –ться в глаголах

Распределительный диктант

169

Виды глагола.

Фронтальный Графический диктант.

Тренировочные упражнения.

170

Буквы е-и в корнях с чередованием

Работа над обозначением орфограмм

171

Рр Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

Работа с текстами

172

Время глагола. Прошедшее время.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

173

Настоящее время.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

174

Будущее время.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

175-176

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения. Выборочный диктант

177

Морфологический разбор глагола.

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

178-179

Рр Сжатое изложение с изменением формы лица.

Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения.

180-181

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Работа над обозначением орфограмм

182

Употребление времён в устных и письменных рассказах.

Работа с текстами

183

Повторение по теме «Глагол».

Фронтальный.

Тренировочные упражнения.

184

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Диктант с грамматическим заданием

185

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

186

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

 (8 ч.)

Разделы науки о языке.

Фронтальный.

 Объяснительный диктант.

187-188

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Фронтальный   Работа с текстами. Графическое обозначение орфограмм

189-190

Орфограммы в окончаниях слов.

Фронтальный.

Работа с текстом.  Графическое обозначение орфограмм

191

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Фронтальный.  Графическое обозначение пунктограмм

192

Итоговый контрольный диктант.

Диктант с грамматическим заданием

193

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор.

XII. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Для учителя

  1. Бройде Н.М. . Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  2. Богданова Г.А.. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
  3. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. М.,1989.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактическик материалы по русскому языку: 5-6 классы. М.: АРКТИ, 1999.
  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. Москва.: Вако, 2015.
  6. Крамаренко Н.О. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися. Волгоград: Учитель, 2010
  7. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
  8. Кригина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты. Саратов: Лицей, 2006.
  9. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
  10. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.
  11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2010.
  12. Пташкина В.И. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград: Учитель, 2009
  13. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка: 5 класс. М.: Школьная пресса, 2002.
  14. Русский язык в средней школе. Карточки-задания: 5 кл. Новосибирск: Владос, 2010.

Для учащихся

1.   Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.

2.   Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:5 класс. М.: Просвещение, 2005.

3.   Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1984.

4.   Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. М.: Просвещение, 2004.

5.   Малюшкин А.Б. Тестовые задания для прверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. М.,2006.

6.   Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии. М.: Просвещение, 2006.

7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

8.  Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.

9. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. М.:Аванта+, 1998.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...