Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Сочинительная связь при однородных членах"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Волкова Наталья Александровна

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Сочинительная связь при однородных членах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_8_klasse.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Сочинительная связь при однородных членах 

Конспект урока по русскому языку

8 класс

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Волкова Наталья Александровна

2015 г.

ТЕМА: Сочинительная связь при однородных членах

Тип урока: урок изучения новой темы

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык 8 класс М.М.Разумовская, С.И.Львова М.: Дрофа

Используемое оборудование: ПК, интерактивная доска.

Планируемые результаты

Личностные – обеспечить условия для проявления творчества при выполнении заданий, обеспечить условия для определения потребности в освоении учебной темы.

Метапредметные  

Познавательные – обеспечить условия для формирования умений определять значение и смысл термина, анализировать информацию, предъявлять информацию в различных языковых формах, создавать творческий продукт.

Коммуникативные – обеспечить условия для формирования умения  адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Регулятивные – обеспечить условия для формирования умений оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, контролировать выполнение результата, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Предметные  обеспечить условия для усвоения темы, повторить сведения о сочинительных союзах и их видах. Формировать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами.

 

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний

Цель этапа урока: Уточнить тип урока; определить тематические рамки, настроить учащихся на работу

(Личностные УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. Регулятивные УУД: умение выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге, создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познавательные УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать).

1. Орфографическая разминка

- Ребята, здравствуйте, садитесь. Начнём урок. Чтобы настроиться на работу, давайте проведём небольшую орфографическую разминку. Вспомним игру «Третий лишний». На доске записаны слова, в каждой строчке одно слово лишнее. Найдите его и объясните, чем оно отличается от остальных.

А) к..ндидат, пр..зидент, к..сание, реф..рендум;

Б) р..стирать, подск..чить, р..сток, прим..рение;

В) д..ритель, д..ректор, ск..зание, об..зать.

 Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним материал прошлого урока.

2. Проверка домашнего задания.

А) Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

- Расскажите, чем отличаются однородные и неоднородные определения.

- В каком случае между определениями ставится запятая?

Б) Выполним ещё одно задание. Перед вами несколько предложений. Вам нужно выделить маркером  номера предложений, в которых определения однородны, и расставить пропущенные знаки препинания. Один из вас будет работать у доски. А класс внимательно следит за его работой и, если нужно, поправляет.

1. Он легко решал трудные математические задачи.

2. Приятный, нежный голосок птички звенел за окном.

3. Тёмные, плотно стоящие ели отражались в воде.

4. Вечернее бледное море лежало спокойно.

5. День стоял туманный, безветренный.

6. На поляне росли большие красные маки.

7. Свежий морской ветер принёс прохладу.

8. Шёл тяжёлый, затяжной дождь.

9. Летние московские вечера бесконечны.

10. Снова потянулись длинные, однообразные дни.

  1. Целеполагание . Определение темы урока и постановка цели

Цель этапа урока:

Через разные развивающие задания изучить материал о сочинительной связи при однородных членах.

Перейдём к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Сочинительная связь при однородных членах». Запишите её. Давайте попробуем обозначить цели урока (ответы учащихся). Совершенно верно,  мы с вами  вспомним, как осуществляется сочинительная связь, виды сочинительных союзов, будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, потренируемся в составлении схем предложений с однородными членами.

3.Изучение нового материала.

Цель этапа урока: познакомить учащихся с новым материалом, научить их пользоваться полученными знаниями.

 (Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. Познавательные УУД: умение определить и поставить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний).

    На предыдущих уроках мы говорили, что однородные члены соединены сочинительной связью, то есть они равноправны, не зависят друг от друга. Связаны они могут быть перечислительной интонацией или сочинительными союзами. Знаки препинания между однородными членами ставятся в зависимости от того, чем они связаны. Если только интонационно, запятая ставится (исключение составляют неоднородные определения). Если же однородные члены связаны сочинительными союзами, то всё не так просто. Для того чтобы лучше понять правило постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами, хорошо бы нам вспомнить, какие бывают сочинительные союзы.

       На доске перед вами таблица (приложение 2). С её помощью мы сейчас вспомним, на какие группы делятся сочинительные союзы. Давайте проанализируем таблицу и ответим на вопросы.

- На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?

- Как делятся сочинительные союзы по составу?

- Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?

      Каким же образом ставятся знаки препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами?

      Перед вами правило (приложение 3). Я попрошу вас кратко записать его в тетрадь с примерами и схемами предложений.

      Давайте ещё раз его повторим.

- Когда между однородными членами, связанными однородными союзами, запятая ставится?

- Когда запятая не ставится?

4. Первичное закрепление темы

Цель этапа урока:

Через практические задания закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами

(Регулятивные УУД: умение использовать полученные знания на практике)

     

     Теперь, когда мы знаем правило, будем учиться применять его на практике.

  1. Запишем на доске несколько предложений, расставим в них запятые, составим схемы.

И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.

Мал клоп, да вонюч.

Не только деревья, но и кусты были выпилены возле деревни.

  1. Выполнение упражнений учебника. Упр.201 (задания 1,2).
  2. Самостоятельно, с последующей проверкой упр. 202.
  3. Задание, связанное с расстановкой знаков препинания между однородными членами встретятся вам на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Попробуем сейчас выполнить подобное (каждый ученик получает карточку с заданиями).

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. На берегах полноводных рек или озёр нередко можно встретить этих рыбаков-любителей.
  2. Собачка надрывно и жалобно скулила и лаяла.
  3. И рожь и овёс и пшеница занимают в нашей стране большие площади.
  4. Лилии гладиолусы и георгины зацвели в этом году почти одновременно.
  5. Гора становилась всё круче и вот впереди сверкнула затуманенная река.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Цель данного этапа урока:

Подвести итоги урока, выставить и прокомментировать оценки

Итак, давайте подведём итог нашему уроку.

- Узнали ли вы на уроке что-то новое?

- Какой из этапов урока показался вам наиболее интересным?

- Что было сложным?

- Есть ли вопросы, которые ещё нужно прояснить?

Выставление и комментирование оценок.

6.Домашнее задание

Цель данного этапа урока: объяснить домашнее задание

(Регулятивные УУД: саморегуляция. Познавательные УУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний)

Запись домашнего задания.

Всем выучить параграф 31, стр. 123,124.

Далее на выбор:

Упражнение 204 (задание 1,2,4)

Или

Выписать из любого художественного текста пять предложений с однородными членами, составить их схемы.

Или

Составить небольшой текст-описание (6-7 предложений), используя однородные члены и разные сочинительные союзы, связывающие их.

     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1.

( Задание спроецировано на интерактивной доске, вызванный ученик работает на ней)

Найдите номера предложений с однородными определениями. Расставьте пропущенные запятые.

  1. Он легко решал трудные математические задачи.
  2. Приятный нежный голосок птички звенел за окном.
  3. Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.
  4. Вечернее бледное море лежало спокойно.
  5. День стоял туманный безветренный.
  6. На поляне росли большие красные маки.
  7. Свежий морской ветер принёс прохладу.
  8. Шёл тяжёлый затяжной дождь.
  9. Летние московские вечера бесконечны.
  10. Снова потянулись длинные однообразные дни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица №1

(выведена на интерактивную доску)

Сочинительные союзы

Позиция в предложении

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

Одиночные

И, да

А, но,

 да(=но),однако, же, зато

Или, иль, либо

Повторяющиеся

И  …  и, ни  …  ни

Или  …  или, либо  …  либо, то  …  то,

 не то  …  не то, то ли  …  то ли

Двойные

Не только…, но и,

как…, так и

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

(Правило спроецировано на интерактивную доску, к каждому примеру ученик, вызванный к доске, рисует схему с помощью маркера)

Между однородными членами, связанными сочинительными союзами, запятая ставится:

  1. Перед противительными союзами;

Голова завита, да не делом занята.

  1. Между повторяющимися соединительными и разделительными союзами;

 Виднелись или песчаные равнины, или далёкие горы.

  1. Перед второй частью двойного союза;

У родника росли не только дубы, но и ели.

Запятая не ставится:

  1. Перед одиночным соединительным или разделительным союзом; Он коллекционировал марки и открытки.

  1. Перед союзом, который объединяет однородные члены в пары; Счастье и горе, радость и боль – всё это было.

  1. В фразеологизмах с повторяющимися союзами;

И день и ночь;

 ни свет ни заря;

ни рыба ни мясо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...