Урок русского языка в 6 классе " Обобщение. Правописание корней с чередованием".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гольская Екатерина Владимировна

Открытый урок. Обобщение и закрепление знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok6kl.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Обобщение.Правописание корней с чередованием.

Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме.

2.Совершенствование орфографических навыков.

3.Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний.

4.Воспитание бережного отношения к слову.

Задачи: 1.Повторить случаи написания «а-о» в корнях лаг-лож, раст(ращ)-рос, кас-кос, гар- гор, зар-зор, «е-и» в корнях бер-бир, стел-стил… 

2.Закрепить орфографические навыки правописания гласных в корне слова.

3.Показать основное отличие безударной гласной от гласной в корнях с чередованием.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме. 

Оборудование урока: доска, таблица, раздаточный материал, сигнальные карточки, проектор, ноутбук.

Ход урока. 

  1. Организационный момент. (Целеполагание учащимися).

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Нам предстоит побывать в Стране Словообразования, мы посетим деревню Корней и остановимся на улицах Теоретической, Практической, Игровой и Сообразительной.

(СЛАЙД   ) Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а «Рюкзак знаний», который помо жет нам легко разобраться в  материале.

 Девиз: Повторяем то, что знали,

Вспоминаем, что забыли.

Первая улица, на которой мы остановимся, называется «Теоретическая».

1.Вспомним чередование каких гласных мы изучили?

2.В каких корнях?

3.От чего зависело правописание гласных в корнях?

Лаг-лож , кас-кос?

Раст(ращ)-рос?

Гар-гор, зар-зор?

Бер-бир?

Итак, опознавательные признаки орфограммы: 

-суффикс А;

-ударение;

-согласные СТ-Щ;

В результате усвоения темы вы будете уметь: 

-правильно писать слова с чередованием;

-графически обозначать орфограмму;

-разбирать слова по составу.

А теперь нам пора перебраться на следующую улицу «Практическую». 

На доске запись:

Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное дерево.

Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. 

Вспомним алгоритм: 

1.Выдели корень в слове.

2.Если проверяемая гласная в корн е слова, подбери проверочное слово.

3.Если чередующаяся гласная в корне слова, посмотри на опознавательные признаки орфограммы.

Запишите в тетради:

Растаял и растение. Однокоренные ли это слова? Почему? 

Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слов, объясните их написание.

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (Обратить внимание на метафору).

Ближе к осени многие птицы собираются в стаи и кочуют по лесам и полям в поисках корма.

У кумушки глаза и зубы разгорелись.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Откуда эти предложения? Кто автор? 

Работа с сигнальными карточками. (А - О) 

Алгоритм (ГАР-ГОР)

1.Прочитай слово, выдели корень.

2.Выясни, под ударением ли корень.

3.Руководствуясь правилом, запиши слово.

Гореть в огне, подгорелый хлеб, темный загар, загорать на море, огарок свечи, загорелый ребенок, запахло гарью, загореться мечтой.

Г…ра, заг…рать, г…ревать. Однокоренные ли эти слова? Почему? 

Мы отправляемся на станцию «Игровая». Игра с буквами и словами. Надо отгадать слова, в которых нет никаких гласных, кроме «о». (На карточке, индивидуально). (На доске записать)

1 .

О

О

О

О

О

О

  1. Беспорядочный шум.
  2. Хищная птица.
  3. Крупный населенный пункт.

2.

О

О

О

О

О

О

О

О

О

  1. Продукт, из которого изготавливают  масло.
  2. Столярный инструмент.
  3. Драгоценный металл.

3.

О

О

О

О

О

О

О

О

  1. Лиственное дерево.
  2. Водоем.
  3. Съедобный герой русской народной сказки.

Ответы.

1. Гомон, сокол, город.

2. Молоко, долото, золото.

3. Тополь, болото, колобок.

Игра «4 лишнее»

Возг…рание , возг…раться, возг…рать, г…рчица.

Г…рючее, г…родок, заг..р, выг…реть.

Алгоритм.

1.Прочитай внимательно каждое слово, выдели корень.

2.Определи, являются ли эти слова однокоренными?

3.Найди 4 лишнее, исправь ошибки.

- Мы попали на станцию «Сообразительная». (СЛАЙД   ).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. (А - встаем, О - хлопаем в ладоши)

Касаться вопроса

Легкое прикосновение

Касательная линия

Коснулась лица

Касание мяча

К…сательно, к…сание, к…снуться, к…сательная. К каким частям речи относятся эти слова? Составь с ними предложения. 

На доске запись:

-Шумели лист..я под н…гами

-Мы шли опушкою л…сной

-Р..са над спящими лугами

-Л..жилась белой пеленой.

Задание: вставьте пропущенные буквы, найдите слово с чередующейся гласной в корне слова. 

Алгоритм (КАС-КОС, ЛАГ- ЛОЖ)

1.Прочитай слово, выдели корень.

2.Выясни, есть ли за корнем суффикс А?

3.Руководствуясь правилом, вставь букву.

«4 лишнее»

Изл…жение, предл…гать, р…сток, сл..жить

Учитель читает словосочетания, дети по одному выходят к доске, записывают слово с чередующейся гласной в корне слова с А в один столбик, с О в другой, обязательно выделяя орфограмму: 

Сгорать от стыда, располагать свободным временем, важная отрасль, школьный возраст, полезные растения, густые заросли, молодая поросль, ложиться спать, касаться темы.

 Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина: 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

Какое настроение создает это стихотворение? (Грустное, печальное) Почему? 

Задание: выписать в один столбик слова с орфограммой №1, а в другой слова с чередующейся гласной в корне слова (отрывок распечатан у каждого ученика на столе). 

Проверочный тест. (На листочках дети пишут только А-О) 

Зар..сли «о»

Прик..снуться «о»

З..ря «а»

Предл…жение «о»

Отр…сль «а»

Изл…гать «а»

К…саться «а»

Заг..реть «о»

Р…стительност ь «а»

V. Рефлексия деятельности.

- (СЛАЙД ) Итак, наше путешествие подошло к концу. Рюкзак знаний помог нам повторить.

Итоги урока. 

Спасибо за урок.

Домашнее задание:    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...