Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Голобородько Наталья Александровна

Данный  урок представлен в виде технологической карты. Это урок открытия новых знаний, на котором обучающиеся работают с различными видами тексов, учатся преобразовывать информацию ( текст в схему) и излагать свою точку зрения, наблюдают за употреблением  в художественных текстах слов в переносном значении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 5 классе25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема: «Когда слово употребляется в переносном значении»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

- вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

- правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое высказывание.

- различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова, устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

- наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи, видеть в тексте  тропы (олицетворение, эпитет, метафору) и фразеологизмы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Повторение и проверка домашнего задания

1. Вспомним, что знаем:

Лексика- раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.

Лексическое значение слова – тот смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Слова бывают однозначные, т.е. имеют одно лексическое значение, и многозначные, т.е имеют два и более лексических значений.

П. Проверка домашнего задания (№253)

Почему же в этом тексте появляется двойной смысл?

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию).

3. Производить анализ и синтез.

III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

1. Актуализация изученного.

а) Наблюдение над значениями слов

б) Извлечение информации из статьи толкового словаря о слове

в) Работа по вопросам.

В ходе ответов на вопросы производится запись: многозначные, делается вывод, что значение этого слова «складывается» из значения обоих корней.

2. Формулирование основного вопроса урока через материал, который был изучен ранее.

Вспомним, с чем мы работали на прошлом уроке. С толковым словарем учебника. Взгляните еще раз на словарные статьи: слова  корень, огонек.

Были ли в словарных статьях данных слов какие-то пометы? Какие? (перен.)

А какие предложения мы с ними составляли? В которых из них подчеркнуты выражения.  (корень зла, работать с огоньком)

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Среди множества значений многозначных слов есть те, которые указывают на прямое и переносное значение слова.

Вот это и будет темой нашего сегодняшнего урока. только  нам придется выяснить,   КОГДА  слово употребляется в переносном значении?

Оформление записей в тетради (число, классная работа, тема урока)

3. Мотивирующий приём.

а) Наблюдение над значениями слов

б) Работа по вопросам. В ходе ответов на вопросы производятся записи и  делается вывод.

Ребята! В дни осенних каникул я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Он много интересного рассказал о себе. В конце беседы я сделала ему комплимент, сказав, что у него мягкий характер, острый ум и  золотые руки. Я думала: он будет светиться от счастья. Но, к сожалению, мой собеседник меня не понял!

Как вы думаете, почему? о чем он думал в тот момент, когда я его хвалила? А о чем думала я? (Объясните значения слов, которые помогли описать друга?)

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова ...... с переносным значением.  

Записи:

Мягкий:1) мягкий плед

                2) (перен.) мягкий характер = покладистый

Острый:1) острый нож

                2) острый ум = критический

Золотые: 1) золотые украшения

                 2) золотые руки = умелые

Но а как Вы поняли выражение светиться от счастья?

Светится от счастья-  радоваться

А как вы думаете, что это?

Это фразеологизм.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

2. Извлекать информацию из словарной статьи.

3. Производить анализ и синтез.

IV. Открытие нового знания.

а) Формулирование определений, выводов.

б)Чтение теоретического материала в учебнике; приведение своих примеров.

в) Развитие речи. Устный ответ по схеме

Работа с теоретическим материалом ( стр. 94)

Работа в рабочей тетради (стр. 36, упр.81)

Работа со словариком учебника.

Теоретический материал ( стр. 92)

Работа в тетради ТЕОРИЯ:

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА могут употребляться в

  1. Прямом значении: корень дерева, золотое кольцо, вишня расцвела
  2. Переносном значении:

А) метафора: корень зла

Б) эпитет: золотые руки

В) олицетворение: лицо расцвело

Г) фразеологизмы: светиться от счастья, сесть в галошу, идти нога в ногу, стоять на часах.

Устный ответ по схеме.
В процессе выполнения заданий пятиклассники знакомятся с понятием прямого и переносного значения, делают предположения, почему у слова появляются разные значения: прямое и переносное, на чём основан перенос названия и как он используется в художественных текстах (тропы, фразеологизмы)

Методическая рекомендация. Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

2. Строить продуктивное речевое высказывание.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему и наоборот).

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

4. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

5. Строить рассуждения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

1. Упр. 260.

2. Текст под диктовку с самопроверкой.

Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно,  прыгают в лужу.

Познавательные УУД

Владеть навыками обработки информации в режиме продуктивного чтения.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия

Работа с  шуточными текстами и рисунками,   стихотворением В. Орлова "Что делают часы?" (упр.256, с.91)

Вывод: чтобы не попасть в смешную ситуацию, надо знать в каком значении употреблено слово.

Рефлексия учебной деятельности.

  • Поднимите руки те, кто больше никогда не перепутает, в каком значении употреблено слово.
  • Поднимите руки те, кто знает, что такое фразеологизм.
  • А теперь поднимите руки те, кто безошибочно отличит метафору от олицетворения.
  • А теперь те, кто при образно опишет картину морозного дня в д/з №261.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 261.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Урок русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Урок русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка", в ходе которого учащиеся учатся составлять конспект, выписывать тезисы...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...