Технологическая карта урока ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов».7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Багаутдинова Лилия Газинуровна

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_predlogov_7_kl.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Класс:7

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа.

Предметные умения

  • уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • уметь правильно писать производные предлоги;
  • уметь подбирать предлоги – синонимы;
  • уметь составлять предложения с предлогами;
  • уметь правильно употреблять в речи производные предлоги
  • уметь составлять заявление в официально-деловом стиле

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I  Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? 

 (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

Личностные : самоопределение;

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге.

Цель – учить школьников правильно употреблять предлоги в речи

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

  • Что называется предлогом? 
  •  Для чего служит предлог? 
  •  Какие отношения выражает
  • На какие две группы по происхождению делятся предлоги? ( Производные и непроизводные.)
  • Почему непроизводные предлоги так называются?
  • Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из).
  • Какие предлоги называются производными?
  • Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки).
  • Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за

Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов (У)

1)      Мы встретимся по окончанию фильма.

2)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.

3)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.

4) Благодаря болезни я не был в театре.

(Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

(Для выражения различных отношений.)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

3. Постановка учебной задачи

Цель – учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи

Наблюдение

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении 
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.

Правописание производных предлогов.

Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

регулятивные : формированию действий целеполагания;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

Исследовательская работа

Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце

Предлоги в течение и в продолжение 
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда? 
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование,

логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Работа с таблицей. (П)

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Производные предлоги

Слитно:

Вследствие (из-за)

Ввиду (из-за)

Насчёт (о)

Вместо

Наподобие

Вроде (подобно)

Несмотря (на)

Но! Иметь в виду

Раздельно:

В течение

В продолжение

По причине

В целях

Со стороны

6.Первичное закрепление

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:(П)

Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл в продолжение часа (около)

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательныеобщеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.Здоровьесберегающие технологии

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

8. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине в течени… целого дня.
  2. В течении… реки следует опасаться водоворотов.
  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
  6. В продолжени… романа появляются новые герои.
  7. В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
  8. В быстром течени… реки мелькнула лодка.
  9. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.

Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией

9.Рефлексия

Цель – подвести итоги урока.

А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы:

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что

Личностные : адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,понимать личную ответственность за результаты деятельностиСамооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание производных предлогов"

Данная презентация представляет собой материал для изучения и закрепления темы "Слитное и раздельное написание производных предлогов"...

Урок 7 класс Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 7 класс Слитное и раздельное написание производных предлогов...

Методическая разработка по теме: "Слитное и раздельное написание производных предлогов"-7 класс

Цель: • формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов. Задачи: Учебно-образовательные: • научить находить производные предлоги в тексте; • формировать навыки правильног...

СЛИТНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ.

Цель урока: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов....

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Слитное и раздельное написание производных предлогов...

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...

Конспект урока 7 класс "Слитное и раздельное написание производных предлогов".

Ход урока.Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковПримечания1.Организационный этап         2. Актуализация...