Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Развалова Татьяна Александровна

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.

2.Способствовать развитию умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.

3. Содействовать формированию  потребности в овладении грамотным письмом, развитии речи;  внимания,  самодисциплины; умения работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_morfemika.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы курса  « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс)

Тема урока : «Повторение  и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

(Учебник: Русский язык. 5класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч.  Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с. )

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.

2.Способтвовать развитию умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.

3. Содействовать формированию  потребности в овладении грамотным письмом, развитии речи;  внимания,  самодисциплины; умения работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

Оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук, индивидуальные кроссворды,  магический квадрат, сигнальные карточки.

Форма урока: урок-соревнование

                                                     Протокол урока

  1. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания

III.Постановка цели и задач урока. Мотивация.

 - Определите тему урока  по эпиграфу:  

Слово делится на части,                                                                                                                           Ах, какое это счастье!                                                                                                                       Может каждый грамотей                                                                                                                            Делать слово из частей!

Сейчас я вам дам задание, а кто правильно его выполнит, получит от меня загадочную карточку с буквой и  узнаете слово

1. Назовите значимые части слова.

2. Назовите изменяемую часть слова. (Окончание)

3. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово

целиком? (Основа слова)

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

(Приставка, корень, суффикс)

5. Главная значимая часть слова – это… (корень)

6. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

 7. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

8. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные слова: «Косарь траву косит косой».

9. Я прочитаю пословицу, а вы назовите, какие «добрые» ласковые

суффиксы любит народная речь.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка. (-ушк-, -к-)

- А теперь,  ребята, составьте слово

(“МОРФЕМИКА”).

-  Что такое морфемика?  Оцените свои знания по этому разделу

-    Определите  цели   урока

( на доске раст-ращ-рос; лага-лож,  о-ё, ц-и-ы, приставка,  корень, суффикс, окончание, основа)

- Жители страны «Морфемика» приготовили для вас много интересных заданий. Только самый сильный, выдержанный спортсмен сможет выполнить их, пробежав марафонскую дистанцию! Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «морфемной» дистанции у вас не будет сошедших.  Лучшие «спортсмены»  будут получать жетоны. Оценивать свою работу будете самостоятельно, а если возникнут сомнения, посоветуйтесь с соседом по парте.

-  Тогда выходим на старт! Желаю всем успехов!

IV. Актуализация знаний ( с целью подготовки к контрольной работе)

1. Тест

1. Какое утверждение является неверным?

1) Морфема – значимая часть слова.

2) Однокоренными являются только те слова, которые имеют один и тот же корень с общим значением.

3) Все слова в русском языке имеют корень, суффикс и окончание.

4) Определение значения окончания помогает правильно назвать часть речи и форму слова.

2. Какие слова в ряду не являются однокоренными?

1) отец, отечество

2) доля, долина

3) известие, весточка

4) созвездие, звезда.

3. Какое слово имеет нулевое окончание?

1) берёза

2) назад

3) (нет) мест

4) облако

4. О каком слове можно сказать «оканчивается на …»?

1) страна

2) оттуда

3) (ночь) темна

4) прочитала

5. Укажите слово без приставки.

1) вырубить

2) высота

3) удивление

4) покатался.

2. «Ловушка»

Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

Игра «Не угоди в ловушку!»

- Распределите слова в три столбика. (Работа в группах)

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые

слова)

   - Найдите формы одного и того же слова

- Найдите однокоренные слова

 - Словарная работа

- Что вы знаете о шиповнике? (Колючий кустарник, лекарственное

растение).

- Прочитайте  (текст проецируется на экране)

Шиповник в 16 – 17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. В шиповнике  витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в черной смородине. Витамин С полезен при простудных заболеваниях.

- Определите стиль текста. (Научный)

3. - Ребята, нам пришло сообщение.

Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Прислушайтесь к нашим советам:

чаще бывайте на свежем воздухе;

катайтесь на коньках и лыжах;

стройте снежные крепости.

укрепляйте своё здоровье!

С уважением, жители страны «Морфемика».

- Назовите однокоренные слова в этом сообщении.

(Здравствуйте и здоровье).

- Давайте послушаем сведения об этих словах.

-Слова здоровье, здравствуйте, на первый взгляд нам кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах

происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим при встрече человеку, здравствуй, мы желаем ему

здоровья. Военные приветствуют старшего по званию и говорят

“Здравия желаю”.

4.    Выделите суффиксы и расскажите о них

Часовщик, тракторист, пермяк, ростовчанин, пензенец,, комарик, зайчонок,

5.  Разберите слова по составу.

Вспомним алгоритм  морфемного разбора ( см. Приложение)

Дуло,  дали

  6.    Угадай слово

       Какое слово я загадала

В нём такое же окончание, как в слове конь

Такая же приставка, как в слове заблудился

В нём такие же суффиксы, как в слове читала

В нём такой же корень, как в слове перебежчик

Забежал

 У него приставка, как у слова переждать,

Корень , как у слова раздумье,

У него два суффикса: первый, - как у слова брать, второй- суффикс, образующий прошедшее время глагола

Окончание, как  у слова сын

передумал

Прочитайте  второй эпиграф к уроку: (проецируется на экране)

«Если знаешь части слова, то напишешь их  толково»

- Согласны ли вы с этими словами?

Физминутка.

В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

Получается АГА

Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)

Это знаем мы давно

О напишем в корне РОС:

Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)

Перед СТ и Щ всегда.

Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

7. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова

Чудак-математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так

Человек

Изобрёл

Бутерброд.

(Г. Сапгир)

8. Магический квадрат (см. Приложение).

Впишите гласную в корне

1.  Приложение, 2. слагаемое, 3. изложение, 4. обрастать, 5. выращивание, 6. расти, 7. предполагал, 8. предлагать, 9. полагаться, 10. возлагать,  11. предложение, 12. заросли

9. Назовите одним словом:

Молодые побеги растений-  отросток

Специалист по выращиванию растений - растениевод

Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет - подросток

Количество лет от рождения - возраст

Отдельная область знаний, производства-  отрасль

Увеличение, прибавление в количестве - прирост

Недавно появившийся из семени стебелёк-  росток

10. Вставьте орфограммы

Вишенка.

   Посадили бережные руки р_сточек в землю и начала из него р_сти вишенка. Р_сла, подр_стала и в_росла в пышное деревце.

Стали на вишенке появляться ягодки.Сладкие ягодки поспели на вишенке. Мы любовались красотой этого деревца.

- Определите тип текста. (Повествование).

11.  Почему в щёчке – ё, а в крыжовнике – о?

Игра «Покажи движением и мимикой».

Ё – показываем щёчки, О – жующего человека, лакомимся крыжовником.

Шорох, жёлудь, жёлтый, чёлка, шов, щётка, решётка, шорох.

12. Замените развёрнутое определение  словом-синонимом и запишите

Точная выдержка из какого-либо текста- цитата

Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой- цыкнуть

Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах- циркуль

Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины- цитрусовые

Найдите лишнее!

13. Игра «Четвёртое лишнее». 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните

лишнее слово в каждой строке.

1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.

2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.

3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.

4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.

Ответ:

Бархатцы, бацилла, принцип, цифра.

Биостанция, вакцина, циклон, цыган.

Дирекция, квитанция , кобылицын , цигейка.

Курицын, лекция, цивилизованный, цикада.

14. З или С?

Не верится.

 Человек бесчеловечный?

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

Крокодил  бескрокодильный,

Но опасный, бессердечный,

Человек бесчеловечный.

Э. Мошковская

Кто опасный? Почему? Какая орфограмма?

14. Сигнальные карточки: буква з – синяя карточка, с – красная).
– Кто ошибся – объясняет правописание приставок.
 Безвредный, безвкусный, вскрикнуть, взглянуть, искоса, изгиб, чрезмерный, бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить.

Игра «Просигналь!»

Станция – «Противоположная». Здесь живут слова – враги.

Задание:

- Подбери однокоренные антонимы к словам: Отвечайте хором.

С помощью карточек подавайте мне сигнал, какую букву вы напишите на  конце приставок(З или С?).

звёздное - беззвёздное

полюбить-  разлюбить

грамотный-  безграмотный

корыстный-  бескорыстный

шумный-  бесшумный

радостный - безрадостный

опасный-  безопасный

лунная-  безлунная

водный-  безводный

- Назовите одним словом:

Молодые побеги растений-  отросток

Специалист по выращиванию растений - растениевод

Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет - подросток

Количество лет от рождения - возраст

Отдельная область знаний, производства-  отрасль

Увеличение, прибавление в количестве - прирост

Недавно появившийся из семени стебелёк-  росток

V.  Рефлексия

Расскажите о том, что вы делали сегодня на уроке.

        

Отгадайте загадку:

 Корень мой находится в цене,

 В очерке найди приставку мне,

 Суффикс мой в тетрадке все встречали,

 Вместе всё- стоит  теперь в журнале

 ( оценка)

 Поставьте оценку себе и мне!

 Почему вы так оценили?

VI. Домашнее задание ( индивидуальные карточки с заданиями)

 1.Попробовать перевести на «русский язык» предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

  2. Сгруппируйте слова по значению корня .

Сгруппируйте слова по значению корня МИР.

1.Мир как планета.

2.Мир - не война.

Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть,

мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно миролюбие,

миротворный.

Лексическое значение :
Мир как планета.- Мировое пространство. Распространяющийся на весь земной шар, имеющий значение, силу для всего мира.)

Мир – не война.(Связанный с установлением мирных отношений между спорящими сторонами).

3. Исправьте ошибки , выделите корень с чередующимися гласными.

Уважаемые господа!  Предлажение Буратино интересно. Полагая,

что правила грамматики усугубляют незавидное его полажение в школе, он предлогает их отменить. Слогаемые его жизни – это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предположения, но он своей искренностью распологает нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он приложит усилия, чтобы одолеть трудности языка.

4.) Подберите слова с приставками на з-с

Кощей...

2) Отсутствие сна.

3) Отсутствие страха.

4) Суп с солеными огурцами.

5) Бунт.

6) Отсутствие силы.

7) Восход солнца.

8) Ростки помидоров или огурцов, предназначенные для пересадки из теплицы в открытый грунт.

9) Большое количество жемчуга или других драгоценных камней.

10) Небольшое повествование.

5. Выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:

  • корень + окончание
    2) корень + суффикс + окончание
    3) приставка +  корень + суффикс + окончание 
    4) приставка + корень + суффикс
    5) корень + суффикс (не входит в основу) + окончание

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

6. Викторина 

Угадайте слово с приставкой с- по его значению, запишите это слово:

а) Написать, позаимствовав у другого и выдав за свое (списать).
б) Прибавить одно к другому (сложить).

Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:

а) Лишить возможности причинять вред – (обезвредить).
б) Покрыть сплошными царапинами – (исцарапать).
в) На некоторое время задуматься – (призадуматься).
г) Не имеющий определенной формы – (бесформенный).

                                                                                                 

 Приложения

Магический квадрат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЛАГ- ЛОЖ

РОС-РАСТ-РАЩ

О- Ё

Ц- И-Ы

М

О

Р

Ф

Е

М

И

К

А

Эталон  ответов к тесту по теме «Морфемика»

1

2

3

4

5

3

2

3

2

2

Распределите слова по группам

Эталон

С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые слова)

Осенний

шиповник

вдруг

травы

день

неожиданно

сырой

холодок

сегодня

шипы

расцвёл

туманный

цветок

канавы

шиповника

Распределите слова по группам

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл,

цветок, сегодня, шиповника.

С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые слова)

     Шиповник в 16 – 17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные

меха. В шиповнике  витамина С [ цэ] в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в черной смородине. Витамин С [ цэ]   полезен при простудных заболеваниях.

«Здравствуйте, ребята!

Прислушайтесь к нашим советам:

чаще бывайте на свежем воздухе;

катайтесь на коньках и лыжах;

стройте снежные крепости.

укрепляйте своё здоровье!

С уважением,

жители страны «Морфемика».

Вставьте орфограммы

Вишенка.

    Посадили бережные руки р_сточек в землю и начала из него р_сти вишенка. Р_сла, подр_стала и  выр...сла в пышное деревце. Стали на вишенке появляться ягодки. Сладкие ягодки поспели на вишенке. Мы любовались красотой этого деревца.

Игра «Четвёртое лишнее». 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните

лишнее слово в каждой строке.

1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.

2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.

3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.

4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.

Ответ:

Бархатцы, бацилла, принцип, цифра.

Биостанция, вакцина, циклон, цыган.

Дирекция, квитанция , кобылицын , цигейка.

Курицын, лекция, цивилизованный, цикада.

Таблица результативности

Ф.И.____________________

Задание

Оценка

Тест

Ловушка

Суффиксы

Разбор слова по составу

Угадай слово

Магический квадрат

Вставить орфограммы

О или Ё?

Заменить словом

Четвёртое лишнее

З или С?

Итоговая оценка

Оценка уроку

______________________________________________________________________________________________

ИГРА

Найди пару!  Переведи значение приставки! У каждого обучающегося  карточка с приставкой, во время игры каждый находит свою пару.

Дети встают в два круга, образуя карусель, и движутся по кругу сначала медленно, а потом всё быстрее:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, тише, карусель остановите!

Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра.

В центр выходи, себе пару подбери!

Аква-

Поли-

Псевдо-

Био-

Экс-

Вице-

Терра-

Кардио-

Контр-

Аэро-

Фило-

Гео-

Водо-

Много-

Лже-

Жизне-

Бывший

Зам-

Земле-

Сердце-

Против

Воздушно-

Люблю-

Земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Урок русского языка  в 5 классеТема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...