Пути достижения метапредметных результатов на уроках русского языка
материал по русскому языку на тему

ИСЛЯЕВА Голшат Джавдятовна

Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_dostizhenia_metapredmetnykh_rezultatov.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Верхняя Елюзань

Пути достижения

метапредметных результатов

 на уроках русского языка.

Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

        Выполнила

учитель русского языка

и литературы

Исляева Голшат Джавдятовна

Верхняя Елюзань, 2017

     В последнее десятилетие в России произошли существенные социально-экономические перемены.  В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов требует новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека становится ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности.

   В этой связи перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов.

  Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; с интересом познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

          И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

       Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

    Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

                     Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать.                      

     Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

                      Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.  
   Занимательность занятий, возможность учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика позволят обеспечить
нестандартные формы и методы обучения.

  Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. 

           Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

          Практически все нетрадиционные уроки  позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. 

           Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика.

В период подготовки учителем (в соавторстве с учащимися) разрабатывается общий замысел урока, даётся ему название, которое должно «заманивать» всех причастных к этому мероприятию, а затем составляется план урока, определяются его задачи, содержание, соотношение и взаимосвязь различных этапов, средства и методы решения поставленных задач. Класс при необходимости делится на группы, выполняющие дифференцированные поручения учителя. Учащимся даются задания, связанные с поиском дополнительного материала, выполнением творческих работ, различных отчётов и индивидуальных сообщений.

Важной заботой учителя при подготовке и проведении нестандартного урока является его обязанность обеспечить всех учащихся соответствующей их  учебным возможностям нагрузкой. Причём на школьников возлагается не только умственная, но и вспомогательная обслуживающая нагрузка: вывести к уроку в учебном кабинете плакаты и репродукции на стендах и планшетах, обеспечить работу технических средств, необычно (полукругом, каре, «елочкой») расставить парты в классе.

             В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: аукцион, практикум, викторина, исследование, путешествие, деловая игра, экскурсия, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при  следующих условиях:

- нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;

-  хорошее  владение  учителем  методикой проведения нетрадиционных уроков;

- умелое сочетание  нетрадиционных и традиционных форм работы;

- владение  способностью диагностировать, отбирать содержание, -конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

  • включение  нестандартных  уроков в систему своей работы.

    Нестандартные уроки позволяют поставить учащихся в активную позицию, проявить деятельностный подход к освоению новых знаний, умений и навыков. Учитывая стремление детей и подростков к игровым, состязательным формам деятельности, я использую мотивы учащихся как игровые, форму участия на уроке – как игровую, способы получения знаний, закрепления знаний, контроля – как игровые и учебные, результаты – как учебные. Своё участие в подобных уроках я вижу в реализации целей и задач учебно-воспитательных, в формах участия – игровых, в способах обратной связи (контроля) – игровых и учебных. В целом итоги урока – учебно-воспитательные, т.е. образовательные.

Какие виды нестандартных уроков я использую в своей практике?

    УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ

   Данная разновидность  нестандартных уроков относится к театрализованным формам подобных игровых мероприятий и обладает одной важной отличительной особенностью – она подразумевает обязательное наличие  какого-нибудь определенного маршрута. Как показывает педагогическая практика, подобные уроки могут с большим успехом использоваться среди учащихся средних классов, вызывая неподдельный интерес и радость у школьников. Поэтому в пятых классах для повторения и закрепления изученного материала либо на этапе контроля знаний учащихся  можно организовать и провести урок-путешествие по разделу «Лексика» в форме игры-сказки. При этом в помощь учителю потребуются два ученика, одного из которых наряжают в костюм Бабы Яги, а другой исполняет роль школьницы, которая учится в пятом классе.

Урок путешествие по разделу

«Лексика» в форме игры-сказки в 5  классе

        Учащиеся совершают сказочное путешествие по разделу «Лексика».  По сценарию один из учеников,  заблудившись в лесу, попадает в руки Бабы- Яги, которая предлагает пятиклассникам выполнить ряд  заданий сказочного характера  по теме «Лексика», и если у них все получится, то она отпустит их одноклассника.

         Приведу несколько заданий из данного урока.

         Баба Яга:

        - Мой друг Змей Горыныч жестокий. А какой он еще? Кто больше подберет синонимов к данному слову?

        - Есть у меня еще один друг. Зовут его Кощей Бессмертный. Он злой, страшный,  жадный, ленивый. А вот всеми вами любимая сказочная героиня Василиса Прекрасная обладает абсолютно противоположными качествами. Скажите, какая она?

         - Я очень люблю поэзию.  Сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете, какие слова в нем одинаково произносятся и пишутся. Но обладают разным лексическим значением. Как называются такие слова?

Серая норка в лесу жила,

И норка ее просторной была.

Прибежав однажды на полянку,

Она увидела журчащий ключ,

Но двери собственного дома

Забыла закрыть на ключ.

          Небольшое театрализованное представление помогает раскрыть актерские таланты  и развивать уже имеющиеся творческие способности учащихся. Задания носят дифферинцированный характер, располагаются по мере возрастания трудности. Это помогает задействовать всех школьников, имеющих разных уровень знаний. Здесь в игровой форме учащиеся вспоминают изученный  материал: о синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах и т.д.

Урок – деловая игра

Методика проведения:

      За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, писателей, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д.

      В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли  их оппонентов.

      Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других  творческих работ.

В конце урока все участники получают оценки.  

Урок в форме театрализованной игры

«КВН молодых лингвистов» в 6 классе

         Заранее, еще  в процессе организации и проведения урока – КВН, класс подразделяется на несколько команд, которые имеют одинаковое количество игроков в составе каждой из них

         Данный урок проводится на этапе повторения по теме «Лексика и фразеология». Класс делится на три команды. В процессе игры учащиеся повторяют материал  по темам: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, иноязычные слова, устаревшие слова, фразеологизмы и т.д.

         О проведении КВНа учащиеся предупреждаются заранее. «Приветствие и представление» и «Конкурс домашнее задание» (инсценировка фразеологизмов, которые  должны угадать другие команды) учащиеся готовят заранее при поддержке учителя. «Приветствие и представление» и «Конкурс домашнее задание» (инсценировка фразеологизмов, которые  должны угадать другие команды). Самым сложным оказывается «Конкурс капитанов» (учащиеся должны написать сочинение-рассуждение «Мой класс»). Он требует от школьников не только точности и быстроты реакций, творческих способностей, образного мышления, но и умений и навыков четко и ясно излагать собственные мысли на бумаге. Следовательно в роли капитанов должны быть выбраны самые интеллектуальные, эрудированные в этом плане ученики.

         Данная разновидность нетрадиционных уроков относится к состязательному типу. В связи с этим их обязательным условием считается наличие  двух или нескольких команд, которые принимают непосредственное участие в процессе подготовки, организации КВНов. Каждой командой руководит свой «капитан», избранный при помощи всеобщего голосования игроков-одноклассников. Учителю как правило, отводится  роль  ведущего.

Структура уроков КВН состоит из нескольких конкурсов, каждый из которых учитель  оценивает по десятибальной системе. Можно назначить членов жюри, в состав которого входят  четыре человека – одноклассника, обучающихся в этом же классе. Их целью станет оказание посильной помощи учителю в объективной оценке состязаний между своими товарищами. Они должны по просьбе ведущего поднимать вверх белые листы с выставленными оценками.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

         Как правило, они могут использоваться на этапе изучения нового материала или , наоборот, применяться в ходе обобщающего повторения. Главная их особенность заключается в формировании и закреплении умений и навыков самостоятельного получения знаний. Для этого школьникам предлагают текст и формулируют к нему вопросы. В результате ученики, отвечая на них, должна сами прийти к необходимому выводу и озвучить его.

Организация уроков-исследований вполне уместна и среди учащихся среднего звена.

Урок-исследование по теме

«Написание –тся и ться в глаголах»

         Школьникам предлагается текст с вопросами.  Сначала учащиеся находят глаголы, в которых имеется орфограмма по  изучаемой теме.  Затем они должны самостоятельно  догадаться, в каких случаях не пишется мягкий знак, доказывая примерами из текста. В конце исследования формулируется правило.

         Следующий этап – это практическая часть исследования. Учащиеся применяют правило на практике, выполняя упражнения.  В ходе урока учащиеся не только самостоятельно учатся добывать знания, но и расширяют свой кругозор, а также развивают свои способности. Все это обусловлено наличием  в ходе выполнения практической части исследования достаточно  большого количества оригинальных произведений русского фольклора, таких как пословицы и загадки. Так школьники, играя и обучаясь, знакомятся с русским народным творчеством.

         В процессе проведения данного урока процесс познания школьников в полной мере подчиняется учебным задачам, поставленным перед ними учителем. Для достижения этой цели используются следующие методы:  самостоятельная работа учащихся с текстом, беседа. Дети формулируют сами определенные  выводы, самостоятельно отвечают  на дополнительные вопросы, самостоятельно выполняют задания и упражнения. Как правило в ходе такого урока преобладают сосредоточенное внимание, логическое запоминание, зрительное восприятие и логическое мышление.

УРОК-ПРАКТИКУМ

          Обычно уроки практикумы проводятся на этапе обобщающего повторенияти закрепления изученного материала. Поскольку они относятся к разновидности способов проверки и контроля знаний учащихся. Как  правило, в ходе практикумов формируются и закрепляются первоначальные, полученные ранее навыки самостоятельной работы с учебниками и различными пособиями по данному предмету, а также умения в области подбора информации для подготовки разнообразных обобщающих устных докладов. Ведь на уроках практикумах совершенствуются практические навыки, которые основаны на теоретических знаниях, приобретенных в ходе традиционных уроков русского языка. Также некоторые особенно показательные моменты могут быть инсценированы.

Урок – практикум

Повторение изученного по теме

«Словообразование и орфография» в 6 классе

           Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель.  В процессе чтения учащиеся записывают из него ключевые слова.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

-Извини меня!-

Это значит:

-Исключи меня из вины!

 

У слова цвет своего огня.

Своё пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

-Обереги меня!

Это значит:

-Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

-Спрячь меня под щитом!

         Затем учащиеся выделяют у этих слов корни. Рассказываю о том, для чего нужно разбираться в строении слова. Вспоминают, какой раздел науки о языки изучает строение слова.

        После окончания беседы в классе появляется Незнайка, который просит учеников помочь ему разобраться с заданиями по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». Под руководством учителя дети выполняют задания Незнайки, объясняя орфограммы.

         После выполнения работы учащиеся спрашивают, какое теперь настроение у Незнайки. Тот отвечает: «Прекрасное!» Учитель просит объяснить написание этого слова, герой задумывается. Ученики решают помочь ему разобраться и с правописание приставок пре- и  при-.

          Незнайка заинтересовывается русским языком и разбирает с ребятами и способы образования слова.

          В конце урока проводится небольшой тест по пройденному материалу.

УРОК-АУКЦИОН

          Подобные формы нестандартных уроков достаточно эффективно использовать на этапе обобщения либо закрепления изученного материала. Их предназначение заключается в систематизации полученных знаний в ходе традиционных уроков русского языка и стремлении к осознанному владению известными правилами по данному учебному предмету. Характерной особенностью уроков-аукционов является выполнение ряда теоретических и практических заданий и упражнений, которые содержат в себе элементы состязательности следующего плана. Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовет…, кто правильнее подчеркнет или даст определение …, кто образнее опишет и т.д.

        В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученного в пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей.

Урок-аукцион

«Правописание приставок» в 6классе

         В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученного в пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей.

        Урок состоит из нескольких туров, то есть из мини-аукционов. Победитель каждого из них получает красную фишку. Ученик, набравший к окончанию урока большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона.

         Примеры теоретических и практических заданий и упражнений.

         Тур 1. «Кто точнее?»

         - Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка..

         Тур 2. «Кто правильнее?»

         -Из русской народной песенки «Кисонька-мурысонька» выписать все слова, в которых есть приставки, и выделить их. Кто правильнее всех это сделает, будет победителем конкурса.

         Тур 3. «Кто больше?»

         -К каждому выписанному слову нужно «применить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые известны вам.

Первый тур направлен на развитие памяти, логического мышления и монологической речи.

Задания второго тура способствуют формированию и закреплению навыков осознанного применения на практике знаний и умений по данной теме.

В ходе третьего тура повторяется и обобщается изученная ранее информация, развивается диалогическая речь и монологическое мышление

      Наиболее сложной формой являются уроки-семинары. Их цель состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, с учётом возрастных особенностей учащихся провести систематизацию знаний. Важную роль в их  подготовке играет разработка плана, подбор литературы, а также индивидуальная работа с учащимися. Непосредственно в ходе семинара учителю нужно внимательно выслушать все их ответы, коррективно исправить все недочёты, большое значение имеет обобщение или заключение, которое сделает учитель.

       Семинары отличаются от стандартных  уроков:

  1. большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;
  2. изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
  3. изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую.

Урок-семинар можно проводить как итоговое занятие по творчеству какого-либо писателя или как занятие, позволяющее ученику работать самостоятельно с определённым материалом.

             Класс можно разделить на группы: «Я чувствую», «Я думаю», «Я оцениваю», «Я творю» и группу чтецов. После прослушивания стихов каждая группа вступает в разговор.

             Тема: «Творческий портрет Владимира Высоцкого».

             Оформление: портрет В. Высоцкого, музыкальные записи его песен, сборник стихов В. Высоцкого.

             Предварительно класс разделён на рекомендуемые группы по желанию.

             Начинается урок прослушиванием песни «Я не люблю…»

             Слово о В. Высоцком произносит учитель, его дополняют ребята. Группа чтецов читает стихи В. Высоцкого, исполняет их под гитару.

              После этого другие группы вступают в разговор. Задача каждой – заранее предопределена: показать, какие чувства вызывают стихи В. Высоцкого, что думают учащиеся о поэте и его герое, как можно оценить и имеем ли мы право оценивать поэта и его героев. Особая группа учащихся (творческая) – знакомит класс со своими стихами о поэте. Урок исполнен музыкой: звучат любимые песни В. Высоцкого. Итог урока подводит учитель.

       Своеобразная и сравнительно новая форма урока – литературный турнир.

Литературный турнир – это соревнование команд. Как в каждом состязании, в нём есть победители и побеждённые. Но с каким бы счётом ни проиграла команда, какие бы ошибки, промахи, нелепости ни были допущены, и проиграв-

шими, и выигравшими, участники турнира никогда не получат плохой оценки.

На турнире у школьников нет синдрома невыученного урока, нет угнетённого состояния и плохого настроения. В команде всегда есть надежда на то, что если ты не знаешь ответа на вопрос, то его знает кто-то другой или все игроки вместе найдут его общими усилиями. Даже если и команда в целом не справляется с какой-то задачей, то это поражение становится общим. Ничего подобного на традиционном уроке не происходит. Таким образом, турнир-урок воспитывает у учащихся командный дух, который больше им негде испытать, почувствовать.

Турнир становится для игроков хорошей школой перед выпускными и вступительными экзаменами. Одно из серьёзных достижений учащихся в турнирах заключается в том, что ребята начинают делать выводы из своих

 прошлых неудач и ошибок.

         На уроке-турнире, посвящённом роману «Евгений Онегин», одна из команд получила вопрос: «Какие правила дуэльного кодекса нарушил Онегин в дуэли с Ленским?» Этот вопрос игроки, как говорится, приняли «в штыки», потому что он был «не по программе». Но на уроке по роману «Отцы и дети» эти же школьники задали своим соперникам аналогичный вопрос, касающийся дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

           В данном случае учащиеся просто скопировали вопрос. Но знание правил дуэли в XIX веке им уже не казалось необязательным: ребята уяснили, что лишних знаний не бывает.

        Но самое большое удовольствие, которое приносит турнир тем, кто его делает и кто принимает участие в его проведении, – это  радость непосредственного общения с учащимися. Никакая лекция, никакая экскурсия не могут заменить этого взаимного сотрудничества, накопления взаимного опыта и взаимных переживаний.

Урок-квест

Актуальность урока-квеста. Он связан с инновационными направлениями образования, где может использоваться информационная и коммуникационная технология в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач. Урок-квест может быть закончен в рамках одного урока, так и быть долговременным проектом на протяжении нескольких уроков, а может быть всего учебного года. Благодаря использованию урока-квеста в образовательном процессе учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы. Задачами урока-квеста являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации.

            Нестандартные формы уроков  являются необходимой частью учебно-воспитательного процесса в целом. Они формируют, последовательно совершенствуют, закрепляют и повышают  уровень когда-то давно потерянного учащимися интереса к русскому языку, являющемуся одним из главных предметов в современной школе.

Подводя итог сказанному, следует отметить такие особенности нестандартных уроков, как:

- актуальность;

-оригинальность;

- универсальность применения (по отношению к тематике и ученым предметам); - возможность подлинной реализации педагогики сотрудничества.

      Всё это способствует повышению эффективности преподавания русского языка  литературы, достижению  поставленных целей, высокой результативности в обучении.

Рекомендую, ориентируясь на системно - деятельностный подход в организации учебного процесса,  использовать в педагогической работе Технологию нестандартных форм и методов обучения.

                       Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...