Игровая форма на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Бурнашева Лена Юриевна

Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Этот вопрос волнует каждого учителя и, конечно, всем известно, что без игровых заданий здесь не обойтись.

Давайте понаблюдаем за детьми. Как они общаются? Они играют в разные игры. Младшие школьники любят шумные, подвижные. Средние тоже не прочь порезвиться, но с удовольствием и фантазируют, придумывают. Старшие школьники из подвижных игр предпочитают только спортивные, они склонны к размышлению: осознают себя как личность, могут и других воспринимать как личность, могут и сыграть чью-либо роль. Выходит, что играть любят и могут почти все. И главное - участники игры общаются между собой. Это-то и надо искать при обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_forma_na_urokah_russkogo_yazyka.docx103.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая форма на уроках русского языка

Введение.

Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Этот вопрос волнует каждого учителя и, конечно, всем известно, что без игровых заданий здесь не обойтись.

Давайте понаблюдаем за детьми. Как они общаются? Они играют в разные игры. Младшие школьники любят шумные, подвижные. Средние тоже не прочь порезвиться, но с удовольствием и фантазируют, придумывают. Старшие школьники из подвижных игр предпочитают только спортивные, они склонны к размышлению: осознают себя как личность, могут и других воспринимать как личность, могут и сыграть чью-либо роль. Выходит, что играть любят и могут почти все. И главное - участники игры общаются между собой. Это-то и надо искать при обучении.

Целью данной работы является попытка показать значимости незаменимости игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х, 6-х классах.

Большинство учителей всегда стремятся совершенствовать методы преподавания, активизируют деятельность учащихся, стремятся к тому, чтобы урок был воспитывающим, увлекательным, связан с жизнью. Необходимо, чтобы у учащихся был развит интерес к предмету, желание знать и изучать.

Игра - это способ формирования интереса у учащихся к предмету.

1.1. Роль игры в жизни ребенка.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время, а потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос мы найдем в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося ученого- психолога Л.С. Выгодского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогической значимости игры.

«Уже давно обнаружено, - пишет Л.С. Выгодский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Они (игры) организуют высшие формы поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совмещают и комбинируют действия самых разных способностей и сил».

Действительно, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиняющая известным правилам, система поведения или затрата энергии. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, подготовкой к большой жизни. Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра пробуждает в ребенке самое высшее переживание и активизирует его самым глубоким образом.

Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленного своеобразным опытом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В учебнике «Психология», автором которого является В.А. Крутецкий, читаем: «Лучший способ организации внимания подростка связан .... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способен захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь».

Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Выполнение учебных программ, прочность и глубина знаний, получаемых учащимися в школе, во многом зависят от эффективности обучения и воспитания школьников. Большинство учителей совершенствуют методы преподавания, активизируют деятельность учащихся, развивают у них самостоятельность мышления, стремятся к тому, чтобы урок был воспитывающим, увлекательным, связан с жизнью. Необходимо, чтобы у учащихся был развит интерес к предмету, желание его знать и изучать

1.2. Игровые формы на уроках русского языка.

В одной из работ, посвященных проблемам игры, воссоздается история возникновения её.

Давным-давно, когда орудия производства были ещё примитивными, дети участвовали в трудовой деятельности взрослых, чтобы выжить; в дальнейшем, с ростом производительных сил, взрослые могли уже взять на себя содержание детей и в немалой степени отстранили их от активной трудовой деятельности. Детям осталась игра, в которой реализовывались их потребность в движении - физиологическая сторона- и потребность подражать взрослым- извечный процесс, необходимый для развития общества в целом и сознания каждого человека. Но игра - это условность: отсутствуют конкретные орудия производства, обстановка, ситуация, цель. Все условно. Что придает этой условности жизненную достоверность? Фантазия и дети - талантливейшие выдумщики.

Необходимо искать те формы работы, которые учитывали бы особенности подросткового возраста. Нужен или нет в игре соревновательный момент? Учитель должен сам выбирать, что больше подходит для данного класса. Да и соревновательность может быть самая разнообразная. Могут быть такой соревновательный элемент, кто быстрее решит ребус, составит слова и т.д.

Такая работа способствует формированию мотивации к изучению русского языка, установлению контакта учащихся с учителем.

Ролевая игра - это импровизированный процесс речевого общения, построенный на причинно-следственных отношениях речевых ситуаций. Такие игры подходят старшим классам.- Основными средствами пробуждения этого интереса служат занимательность ситуаций, возможность проявить фантазию, выдумку, смекалку. Ролевые игры имеют и немалое воспитательное значение. Знакомясь, например, с речевым этикетом, учащиеся получают и уроки этики, проигрывая сцены общения людей, отрабатывают нормы поведения в обществе.

Средством возбуждения активности ребят служат также различные грамматические игры. Они имеют большое образовательное значение. Через игру ученик закрепляет и углубляет знания по языку, развивает мышление, пополняет словарный запас, расширяет знания об окружающем его мире. Игра приучает трудиться, развивает воображение.

Большое значение игра имеет для проведения воспитательной работы. Именно в игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Тематические игры связываются с изучением грамматического материала. Одни игры способствуют развитию речи, обогащению словаря. («Отгадай», «Кто быстрее, кто больше», «Сходство и противоположность»).

Другие игры предусматривают грамматические цели. «Родственники», «От одного ли корня», - повторение состава слова, родственные слова, корень слова.

Особенно важны занимательные игры, способствующие повышению грамотности учащихся. Для этой цели можно рекомендовать игры: «Не зевай», (правописание приставок пре- и при-), «Орфографическое лото» (правописание правил, затрудняющих учащихся). Игра удобна в том отношении, что учитель при составлении карточек лото может учесть те ошибки, которые допускают ученики его класса; внимание сосредотачивается на выделенных орфограммах.

Особым видом языковых игр является грамматическая викторина. Она представляет собой вопросов, требующих ответов в устной, а также в письменной форме. Главная задача викторины- активно повторить пройденный на уроке материал или раздел грамматики. Заранее идет подготовка к викторине, дается перечень вопросов, чтобы ребята посмотрели, дополнительно сами нашли ответы, при этом идет самостоятельная подготовка по учебнику. Грамматическую викторину можно провести в форме актуальной игры «Самый умный».

На уроках русского языка можно попробовать разнообразный игровой материал. Одной из таких заданий является шарада. Сущность шарады в том, что ученик должен отгадать целое слово по частям. Шарада составляется на определенное грамматическое правило. Чтобы отгадать части слова, надо применить одно или несколько грамматических правил. Анаграмма- особый вид шарады, требует составление из данных слов другое, переставляя буквы. Например, адрес (среда), карп (парк), рост (сорт) и т.д.

Систематизировать и обобщить изученные знания можно в занимательной форме при помощи чайнвордов.

На последнем этапе урока, чтобы каждое занятие было более интересным, разнообразным и увлекательным, предлагаем игру со словами. Дети очень любят игры и с интересом решают всевозможные головоломки. Повышение интереса у учащихся к изучению русского языка достигается главным образом путем введения элемента занимательности в объяснение учителя. Включение элемента игры не только повышает интерес у учащихся, но и облегчает процесс усвоения нового материала.

Главное - включить ребят в интересный процесс познания, на деле воплощать идеи педагогики сотрудничества, поэтому формы урочной и внеурочной работы рождаются в сотворчестве с учениками, их родителями. Так, вместе с детьми можно придумать такие игры, как «Почему? Зачем? Как?», «Чудеса в решете», «Великолепная семерка», «Счастливый случай», «Умники и умницы». Сначала с увлечением подбирают из газет, журналов, книг по занимательной грамматике необходимый для проведения этих игр дидактический материал, а теперь уже сами составляют и шарады, и анаграммы, и логогрифы, и метаграммы, придумывают вопросы, основанные на омонимии, многозначности слов. Весь накопленный материал необходимо систематизировать, а родители помогают детям окончательно его оформить для проведения игр.

Игровые задания строятся на основе принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, учитывается принцип добровольности, а также принцип равного права как сильных, так и слабых школьников. Индивидуальный подход к учащимся имеет большую значимость, так как для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся учитывается личные запросы школьников и стремление к их удовлетворению, требуют внимания к дифференциации и индивидуализации обучения. Любой интерес не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений, успех в учении, осознание значения языка в жизни общества, удовлетворение от самого участия. Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания давались с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то и другое ведет к потере интереса. Кроме того, индивидуальный подход позволяет выявить одаренных в лингвистическом отношении детей, устанавливает причины слабоуспевающих и вселяет в них уверенность. Потому что, когда занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее. При внедрении игровых ситуаций гораздо больше узнаешь об интересах самого ученика, индивидуальные склонности, стремления и т.д. В классе царит всегда дружественная атмосфера, где каждый ученик свободно, не боясь ошибиться, выразить свое мнение.

Итак, учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении.

Занимательность - это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Но при этом занимательность не следует понимать как развлечение. Она обеспечивается, с одной стороны, яркостью, четкостью, доступностью изложения учебного материала, а с другой - применением различных дидактических средств, участием школьников в изготовлении наглядных пособий.

Занимательный материал должен быть разнообразный, соответствовать уровню знаний учащихся, возрастным особенностям и интересам ребят. Занимательность всегда связана с интересом, без которого учащиеся не могут сознательно усваивать материал. Применение занимательности при обучении русскому языку способствует не только лучшему осознанию грамматических сведений, повторению их, но и развитию логического мышления учащихся.

Появившийся интерес у учащихся к предмету необходимо поддерживать на протяжении всех лет работы с детьми, без этого не может быть плодотворного усвоения ни одного школьного предмета.

Книги по занимательной грамматике помогают вызвать интерес у школьников лингвистике, учат анализировать языковые факты, помогают понять, строй русского языка дают представлять науки о языке как о деле важном и занимательном одновременно.

Развить любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке, помогают интеллектуальные игры. Одна из таких игр - кроссворд.

Вот особенно ценное мнение о пользе кроссворда, его высказал известный врач-психолог: «Считаю кроссворд очень полезной гимнастикой ума». Во-первых, тут нет информативной монотонности, присущей этим играм. Во- вторых, момент разгадки зачастую сопровождается реакциями типа «эврика!», поэтому очень стойко наша память фиксирует нашу информацию, что немаловажно. Не менее полезно и составлять кроссворды.

Несмотря на то, что при этом приходится просматривать литературу, мозг отдыхает, пополняя и обогащая свой отдел информации.

Учитывая преимущества этой интеллектуальной игры перед всеми остальными, на уроках часто используем кроссворды почти по каждой орфографической теме. Кроссворды можно дать как домашнее задание. Требования к выполнению домашнего задания очень жесткие: нужно, не только заполнить кроссворд, но и обозначить орфограмму. Кроссворды сдают по орфографическим темам на проверку учителю, когда тема полностью изучена, то есть ученик имеет возможность поработать над выполнением домашнего задания несколько дней.

Кроссворды, составленные на основе списка слов «Пиши правильно», используется на уроках обобщающего повторения по каждой грамматической теме вместо словарного диктанта. Ученики готовятся к такому словарному диктанту дома.

Все кроссворды составляются с единой целью - доставить удовольствие и радость детям.

Заполняя кроссворд, ребята закрепляют полученные знания в необычной форме, что, несомненно, оживит работу памяти. Кроме того, ученики узнают правильное толкование слов, что очень важно, так как без понимания смысла слов невозможно ясно излагать свои мысли. Дети сами убеждаются в том, что освоение словарного запаса и умение грамотно писать слова - необходимые условия для выполнения их любимого задания.

Кроссворд расширяет кругозор, тренирует память, оттачивает сообразительность, учит настойчивости, умению работать со справочной литературой, способствует активизации общения- становится любимой игрой учеников и родителей.

Не меньшую радость у ребят вызывает использование на уроках ребусов-головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, четкой работы мысли.

Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.

Задания занимательного характера вызывают интерес у учеников ещё и потому, что им известно: это творчество самого учителя. Для учащихся 5-7 классов можно составить ребусы по темам: местоимение, имя числительное, фразеология. Когда ребята видят, что учитель пытается что- то сделать сам, то и у них проявляется желание проявить себя, они приветствуют любые формы творческих работ. Можно дать составить кроссворд для проведения уроков русского языка в начальных классах лучшему ученику.

Таким образом, кроссворд является одним из способов формирования интереса учащихся к предмету.

Конкурсы веселых и находчивых знатоков русского языка проводятся обычно в конце четверти, учебного года или после изучения большого раздела учебной программы. Как правило, в конкурсе участвуют 2 команды по 8-10 человек. Каждая команда имеет свой символ, название. Заранее определяется ведущий. Им может быть учитель или один из учащихся старших классов, но в любом случае ведущим должно быть лицо, не заинтересованное в победе какой-либо одной команды. Заранее подбирается и состав жюри, выясняется система оценки конкурсов. Желательно подготовить средства материального выражения очков, начисляемых командам. Жетоны обычно складываются в конверты или коробочки с названиями команд, при проведении конкурсов обязательно должны быть зрители- болельщики.

Очень важным моментом в подготовке к КВН является выбор формы его проведения. Это может быть веселое путешествие по Стране русского языка с остановками на различных «станциях». Это может быть не менее веселое путешествие по сказочному лесу и т.д. Выбранной форме КВН должно соответствовать оформление помещения, где он будет проводиться. Чаще всего это плакаты с высказываниями о русском языке, с пословицами, загадками, шарадами, ребусами, веселыми рисунками. Программа КВН традиционно включает:

1. Приветствие команд.

2. Разминку. Проверку домашнего задания.

4. Конкурс болельщиков.

5. Два-три конкурса команд.

6. Конкурс капитанов команд.

Количество конкурсных заданий и их порядок определяется заранее, так как некоторые из них требуют значительной подготовки. Вопросы и задания обычно записываются на карточках и хранятся в конвертах. Перед каждым конкурсным заданием сообщается, какое наибольшее число очков может получить команда. Жюри после выполнения командами очередного задания подводит итоги и сообщает число очков. В конце КВН жюри подводит общий итог и называет команду-победительницу, набравшую наибольшее число очков.

У младших школьников сохраняется большой интерес к играм, которые претерпевают в сравнении с играми учеников предшествующих классов известные изменения. Творческая игра с познавательно-исследовательской целью проводится нередко как воображаемое путешествие, походы, экспедиции, соревнования.

Ученики 5-6 классов - самые активные участники проводимых в школе конкурсов, соревнований. Однако в этом возрасте мало указать условия конкурса, с гораздо большей эффективностью проходит то или иное соревнование, если оно облечено в занимательную форму: ученики не просто выполняют предложенные задания, а преодолевают препятствия. Соревнования такого характера бывают и однодневными, и более продолжительными, если условия требуют рассредоточить выполнение заданий.

В качестве примера предлагаем игру- соревнование « Экскурсия в мир фразеологии», проводимой в связи с изучением темы «Фразеология». Работа проходит как игра- соревнование между командами. Можно подобрать пакеты с 10 заданиями. Вот некоторые из них:

Вы, конечно, слышали фразеологические обороты как в воду опущенный, без царя в голове, тяжел на подъем. Каких людей они характеризуют?

На столе лежит несколько предметов: камешек, шишка, телефон, доска, тарелка...

Вспомните фразеологизмы с названиями этих предметов.

Найдите в текстах синонимы - фразеологические обороты ...

Форма проведения может варьироваться в зависимости от фантазии учеников, учителя.

Любят дети забавные превращения слов. Даются, например, такие задачи:

Сделать хищника домашним животным, лишив его одной буквы, (волк-вол)

Вместо грызуна появится породистая лошадь, если изменишь порядок букв (крыса-рысак).

От перемены одной буквы зверек превращается в змею (ёж- уж)        

Интересует детей подбор метаграмм, анаграммы.

Очень интересно проходит и проведение игры «Орфографическое лото».

На разграфленных в клетку картах размещаются в 3-4 ряда слова с пропуском трудных орфограмм, на отдельных квадратиках пишутся буквы пропущенных в каждом слове орфограмм. Квадратики убираются в мешочек. Если слово названо неправильно, играющий штрафуется.

Примерный вид карт.

п

р

и

л

г

а

т

е

л

ь

н

о

е

-

н

т

у

з

и

а

з

м

п

о

д

с

т

р

е

л

н

н

ы

й

к

р

и

с

т

а

ь

н

ы

й

и

н

т

е

и

г

е

н

ц

и

я

п

р

е

д

л

ж

е

н

и

е

н

е

п

р

с

т

у

п

н

ы

й

р

а

ч

и

т

ы

в

а

т

ь

Интерес, который ученики проявляют к игре в лото, элемент соревнования способствуют лучшему запоминанию орфографии слов.

При прохождении темы «Лексика» можно дать заполнить таблицу синонимами к словам левого столбика (количество букв в слове левого столбца и в его синониме в правом должно быть одинаковым).

  1. лес
  2. сила
  3. огонь
  4. лопата
  5. деревня
  6. подделка
  7. заседание
  8. оглавление
  9. превосходный
  10. удостоверение.

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих её - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.

Заключение

В результате проделанной работы приходим к следующим выводам.

Использование игровых форм, игровых заданий, ситуаций на уроках русского языка активизируют деятельность учащихся, повышают интерес у учащихся к предмету, развивают у них самостоятельность мышления, память, внимание. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, индивидуальный подход каждому ребенку. Ребята любят игру, но проведение её требует от учителя предварительной подготовки, организационной четкости. Предварительная подготовка - это определенный эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных вопросов в данном случае неуместны.

Для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивленный, интригующий тон, как бы приглашающий к игре, доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа.

Игра имеет большое значение для проведения воспитательной работы. В игре рождается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Через игру ученики закрепляют, углубляют знания по языку, пополняют словарный запас, свой кругозор. Включение элементов игры не только повышают интерес у учащихся, но облегчают процесс усвоения нового материала. Задания занимательного характера вызывают интерес еще и потому, что известно ученикам: это творчество учителя.

Ребенок всегда приветствует любые формы творческих работ.

Использованная литература:

  1. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», М. 1995 г
  2. Жулий Т.Б. «Кружковая работа по русскому языку», Киев 1988 г.
  3. Ладыженская Т.А. Зельманова Л.М. «Практическая методика русского языка», М. 1999 г.
  4. Подгаецкая И.М. « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», М. 1985 г.
  5. Прудникова А.В. « На уроке и после уроков», М. 1962 г.
  6. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. « Внеурочная работа по русскому языку», М. 1985 г.
  7. Кроликова В.Л. «Система повышения орфографической грамотности», Русский язык в школе №12 2002 г.

Вспомни словарные слова

После темы «Повторение пройденного в начальных классах»

Кроссворд 5

C:\Users\ДНС\Documents\media\image2.jpeg

  1. Антоним к наречию налево.
  2. Человек, занимающийся спортом.
  3. Антоним к наречию направо.
  4. Игра на льду в шайбу с клюшкой на коньках.
  5. Антоним к наречию влево.
  6. Здание большой станции на путях сообщения.
  7. Антоним к наречию внизу.
  8. Заплечный вещевой мешок.
  9. Синоним к наречиям внезапно, неожиданно.
  10. Антоним к наречию вперед.
  11. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках. конкурсах.
  12. Спортивное состязание в игре, например, в футболе.
  13. Антоним к наречию вправо.
  14. Антоним к наречию справа.
  15. Наречие, образованное от числительного три.
  16. Антоним к слову назад.
  17. Наречие, образованное от числительного два.
  18. В скором времени.
  19. Спортивная игра в мяч двух команд, каждая из которых стремится забить его в ворота противника.
  20. Антоним к наречию слева.
  21. Игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенную корзину.
  22. Небольшая книжка.

Урок - соревнование. 6 класс.

Тема: Морфологический марафон.

Цели и задачи: - обобщить и закрепить изученное о частях речи в 6 кл. в виде соревнования 3-х команд;

- выработать умение определять части речи, их морфологические признаки;

- продолжить работу по формированию навыков работы в группе, воспитанию чувства ответственности, по развитию смекалки, быстроты, внимательности и наблюдательности.

Оборудование: плакат с указанием темы урока, карточки с заданиями, таблички с названиями команд.

Ход урока: Ребята, мы с вами закончили весь курс 6 кл. Узнали очень многое о разных разделах грамматики. Сегодня остановимся на большом разделе «Морфология». Мы обобщим и закрепим изученное о частях речи в 6 кл. в виде соревнования 3-х команд. Итак, нас ждёт «Морфологический марафон».

Существительное школа»

«просыпается» глагол
С прилагательным «весёлый»

Новый школьный лень пришёл.

Мы наречием «отлично» на уроке дорожим
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.

Встали «мы» - местоимение
бь
ет числительное «семь»
за ученье без сомненья,
приниматься нужно всем.

А потом мы все так дружно, за вечерним чаепитием, повторяем части речи!

Встречаются сильнейшие команды знатоков морфологии. Капитаны представят свои команды. (Ознакомление учителя с членами жюри и с правилами соревнования).

  1. Приветствие команд. Блиц-опрос. Участвуют все, очки будут считываться при выставлении оценок. За правильный ответ- 2б., за неполный ответ- 1б., неправильный ответ - 0 б.

а)        Что изучается в морфологии?

б)        Какие части речи относятся к именам?

в)        Что такое глагол?

г)        Чем местоимение отличается от остальных знаменательных частей речи?

д)        Перечислите самостоятельные и служебные части речи.

е)        Как изменяются имена и глаголы?

  1. Переходим к следующему этапу. Капитанов попросим выйти к доске, начинается «бой» капитанов «Кто быстрее?». Правила игры такие: каждому капитану дается слово, записанное вертикально. К каждой букве этого слова нужно подобрать слова, относящиеся к разным частям речи. Слово из 5 букв, значит 5 слов.

1 капитану - школа, 2 капитану - класс, 3 капитану - ручка.

А тем временем команда выполняет следующее задание, игра называется «Слова».

Задание: Определите какой части речи относятся следующие слова.

( К каждой команде раздаются карточки с заданиями).

Ведется проверка заданий, жюри подсчитывает баллы.

  1. Следующий этап называется «Лаборатория». Задание: Наведите порядок в лаборатории, заполните таблицу. Участники - с каждой команды по 1 ученику (участники садят: - на другую парту и начинают работать.)

Пока наши лаборанты наведут порядок в своей лаборатории нас ждет следующее задание: Найдите строку, где есть глаголы только 1 спряжения - 1 ком., глаголы 2 спряжения - 2 ком., разноспрягаемые глаголы - 3 ком.

( раздаются карточки с заданиями)

Проверка лаборантов, команд; идет подсчет очков.

  1. Подходим к завершающему этапу и сейчас начнется «Грамматическая эстафета».

Каждый из участников вставляют по одному пропущенному окончанию. Всего 6 слов. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно поставит окончания. Итак, на старт внимание марш!

( Объявляется команда победителей)

  1. Наступил самый решающий этап - это проверка домашнего задания.

Одному участнику из каждой команды было дано задание. Написать как можно больше художественных произведений, в названии которых содержатся имена числительные и местоимения.

Вот и закончилось наше соревнование, жюри подведет итоги.

Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами поиграем. Мы нашли послание и не можем расшифровать написанное на этом листке. Помогите расшифровать и прочитать это послание.

(Жюри объявляет итоги). Молодцы! Всех участников команд благодарим за активное участие, а также отдельное спасибо нашему объективному жюри, их нелегкой работе. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые формы на уроке русского языка в 7-ом классе

Для работы на уроках русского языка...

Использование игровых форм на уроке русского языка.

Конспект урока по русскому языку. 7 класс....

Из опыта работы. Игровые формы на уроках русского языка.

Материал может быть использован учителями на уроках как изучения нового материала, так и во внеурочной работе по предмету....

Игровые формы на уроках русского языка 6 класс

Повторение темы  "Имя существительное» в занимательной форме, 6 класс...