АРГУМЕНТЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ по направлению "Человек и война".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Богун Алина Александровна

В данном документе можно найти полезную информацию для написания сочинений по текстам ЕГЭ, посвящённым теме войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_voyna._argumenty.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Человек   и  война

Проблема нравственной оценки войны

ТЕЗИС: война жестока, противоестественна, бессмысленна.

1) Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».

Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа. Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, — увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…

(«Севастополь в декабре месяце»)

На нашем бастионе и на французской траншее выставлены белые флаги, и между ними в цветущей долине кучками лежат без сапог, в серых и в синих одеждах, изуродованные трупы, которые сносят рабочие и накладывают на повозки. Ужасный, тяжелый запах мертвого тела наполняет воздух. Из Севастополя и из французского лагеря толпы народа высыпали смотреть на это зрелище и с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим.

 Послушайте, что говорят между собой эти люди. Вот в кружке собравшихся около него русских и французов молоденький офицер, хотя плохо, но достаточно хорошо, чтоб его понимали, говорящий по-французски, рассматривает гвардейскую сумку.

[ -- Почему эта птица здесь?

   -- Потому что это сумка гвардейского полка; у него императорский орел.

   -- А вы из гвардии?

   -- Нет, извините, сударь, из шестого линейного.

   -- А это где купили?] -- спрашивает офицер, указывая на деревянную желтую сигарочницу, в которой француз курит папиросу.

   -- A Balaclave, monsieur! C'est tout simple -- en bois de palme [В Балаклаве. Это просто из пальмового дерева].

   -- Жоли! -- говорит офицер, руководимый в разговоре не столько собственным произволом, сколько словами, которые он знает.

   -- Si vous voulez bien garder cela comme souvenir de cette rencontre, vous m'obligerez [Вы меня обяжете, если оставите себе эту вещь на память о нашей встрече]. -- И учтивый француз выдувает папироску и подает офицеру сигарочницу с маленьким поклоном. Офицер дает ему свою, и все присутствующие в группе, как французы, так и русские, кажутся очень довольными и улыбаются.

(«Севастополь в мае»)

2) Всеволод Михайлович Гаршин «Четыре дня».

Передо мною лежит убитый мною человек. За что я его убил?

   Он лежит здесь мертвый, окровавленный. Зачем судьба пригнала его сюда? Кто он? Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать. Долго она будет по вечерам сидеть у дверей своей убогой мазанки да поглядывать на далекий север: не идет ли ее ненаглядный сын, ее работник и кормилец?..

   А я? И я также... Я бы даже поменялся с ним. Как он счастлив: он не слышит ничего, не чувствует ни боли от ран, ни смертельной тоски, ни жажды... Штык вошел ему прямо в сердце... Вот на мундире большая черная дыра; вокруг нее кровь. Это сделал я.

   Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шел драться. Мысль о том, что и мне придется убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули, И я пошел и подставил.

Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но ее ничем не задержишь. Мысли, воспоминания теснятся в голове. Впрочем, все это ненадолго, скоро конец. Только в газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из вольноопределяющихся Иванов. Нет, и фамилии не напишут; просто скажут: убит один. Один рядовой, как та одна собачонка...


Проблема сохранения человека в человеке

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Андрей Соколов совершает не только военный, но и нравственный подвиг.

Проблема выбора между желанием отомстить врагу и отказом от мести

Проблема гуманного отношения к врагу

Тезис: даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить врагу, который страдает.

1) Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая»

   Ненависть и горячая,  слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце,

тошнотой прихлынули к  горлу.  Алый туман застилал ей глаза,  и  в  этом

негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося

на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную

удавку на детской шее Васятки,  и  их палачей-фашистов,  одетых в  серые

мундиры с  черной  лентой на  рукавах.  Теперь здесь,  в  ее,  Мариином,

погребе,  лежал один из них, полураздавленный, недобитый гаденыш, одетый

в такой же серый мундир,  с такой же черной лентой на рукаве, на которой

серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.[…]

   Мария  высоко подняла вилы,  слегка отвернулась,  чтобы не  видеть то

страшное,  что должна была сделать,  и  в  это мгновение услышала тихий,

сдавленный крик, который показался ей громом:

   - Мама! Ма-а-ма!..

   Слабый  крик  множеством  раскаленных ножей  впился  в  грудь  Марии,

пронзил ее  сердце,  а  короткое слово  "мама" заставило содрогнуться от

нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на

колени   и,   прежде  чем   потерять  сознание,   близко-близко  увидела

светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза...

2) Л.Н. Толстой «Война и мир»

Герои: Петя Ростов, Винсент Боссе.

Петя стал перебирать в памяти события прошедшего дня и вспомнил о молоденьком французе-барабанщике, которого взяли в плен. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? – думал Петя. – Спросить бы можно, да скажут, что мальчик мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? Ну, да всё равно!»

Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях

 Константин Дмитриевич Воробьёв «Немец в валенках»

Герои: военнопленный Александр, Вилли Броде, (староста Тюрин), Иван Воронов.  

Проблема влияния войны на человека

Тезис: пережитые трудности и лишения заставляют ценить каждый новый день.

Ю. Друнина

Я родом не из детства — из войны.

 И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

 Быть добрыми к любой травинке робкой.

 Я родом не из детства — из войны.

И, может, потому незащищённей:

 Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины...

Проблема детства, покалеченного войной

Тезис: война физически и нравственно калечит людей, особенно детей, которые несут в себе боль пережитых страданий.

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

Ему столько довелось пережить, что  нам и не снилось, - шепчет Холин.

- Он  и  в партизанах был, и в Тростянце -  в лагере смерти... У него на уме

одно: мстить до последнего! Как рассказывает  про  лагерь или вспомнит отца,

сестренку -  трясется весь. Я  никогда  не  думал,  что  ребенок  может  так

ненавидеть...

Проблема подвига детей на войне

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Проблема раннего взросления на войне

Зинаида Александрова «Моя сестра»

Была обыкновенная

Она ещё вчера.

Теперь сестра военная,

Военная сестра.

Сестре на складе выдали

Большие сапоги.

В один сапог — мы видели —

Влезают две ноги.

Нога мала, — смущённые

На складе говорят.

И выдали суконную

Шинель до самых пят.

Ей все шинели мерили,

Но меньше так и нет.

И там сестре не верили,

Что ей семнадцать лет.

У ней косичка белая

Вчера ещё была.

Моя сестрёнка — смелая,

Хоть ростом так мала.

Когда летал над крышами,

Над нашим домом враг —

Она всегда с мальчишками

Влезала на чердак.

Шумел пожар над городом,

Дрожал огромный дом.

Она стояла гордая

С пожарным рукавом.

В дымящие развалины

Влетала, как стрела,

Откапывала раненых,

В укрытие несла.

Теперь сестра учёная,

Военная сестра,

На ней шинель с погонами,

Сестре на фронт пора.

Она в подарок платьице

Своё мне отдала.

У мамы слёзы катятся:

— Уж больно ты мала!

А сердце-то, как правило,

По маленьким болит. —

Сестра ремни поправила

И тихо говорит:

— Что голову повесила?

Я, мама, на посту —

И добавляет весело: —

На фронте подрасту!

Проблема героизма, стойкости, силы духа женщин на войне

1) В. Закруткин «Матерь человеческая»

2) Маргарита Алигер «Зоя»

Проблема истинного и ложного патриотизма/героизма

Л.Н. Толстой «Война и мир».

Ротный командир Тимохин  - Федор Долохов

"...солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды..."  "...Все казалось потеряно..."

"...но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов..."

"...Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали..."

"...Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились..."

 "...Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера..." "...вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту..."

капитан Тушин

"...Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное..."

"...В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать..."

"...неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек..."

"...как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину..."

"...четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи..."

"...Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее..."

"...Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из-под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты <...> Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда идти, и делали ему упреки и замечания..."

Проблема предательства друзей, Родины/ верности Родине, долгу

1) В. Быков «Сотников» (Сотников и Рыбак) староста,  Демичиха, девочка Бася.

«По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому».

 «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

2) М. А. Шолохов «Судьба человека» (Соколов и Крыжнев)

«До  того  мне  стало  нехорошо после этого,  и  страшно захотелось руки

помыть,  будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз

в  жизни убил,  и  то  своего...  Да  какой же он свой?  Он же худее чужого,

предатель».  

3) К. Воробьёв «Немец в валенках» (Тюрин)

Проблема поведения советского солдата в плену

См. произведения выше

Проблема памяти о войне

«Есть имена и есть такие даты…» Александр Твардовский

Есть имена и есть такие даты,-

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,-

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

Б. Васильев «Экспонат №…» (Анна Федотовна)

«Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».

«Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».

Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...

Материал для учащихся. Банк литературных аргументов для написания сочинения ЕГЭ.

Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку  является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему....

"Плохие" аргументы при написании эссе

Как избежать логических ошибок при написании эссе...

аргументы к написанию сочинения в 11 классе

В данном материале содержится тематика аргументов к сочинению на ЕГЭ с примерами текстов...

Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"

Мной разработана система уроков по проблеме  "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй.    Тема урока: "Структура сочин...

Аргументы для написания сочинения ЕГЭ

перечень проблем и аргументы...