Урок словесности для 5 класса на тему "Слова-средства художественной выразительности"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Парамонова Анна Николаевна

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Слова - средства художественной выразительности". Урок построен в соответствии с ФГОС ООО, с использованием технологии интеграции, технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парамонова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»

Открытый интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему «Слова – средства художественной выразительности» (урок-мастерская, практикум).

Цель: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить в тексте, определять вид тропа.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, литота, гипербола), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале (стихотворения русских поэтов).

Современные педагогические технологии, методы обучения, которые были использованы при проведении урока:  технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, коллективные методы обучения, активные методы обучения.

УМК: «Инновационная школа».

Учебник: «Русский язык.5 класс» под редакцией Е.А.Быстровой.

План урока:

  1. Приветственное слово учителя.

Можно использовать метод «Поздоровайся локтями». Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. А теперь посмотрите на меня. Доброе утро! Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поздоровайтесь с ними (1минута).

  1. Дата, тема урока. Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Стр.260, зачитываю по учебнику (2 минуты).
  2. Целеполагание. Попробуйте определить нашу цель: что мы сегодня на уроке будем делать? (1 минута)
  3. Мотивация.

Какие вопросы у вас возникают по данной теме? С какой целью нам нужно изучать их? Мотивация: где нам в жизни это пригодится? (1 минута)

  1. Актуализация знаний по теме.

Кластер: средства художественной выразительности (3 минуты)

А) что такое эпитет?

Б) что такое метафора?

В) что такое олицетворение?

Какие ещё средства вы знаете? (Оксюморон, сравнение, гипербола, литота, метонимия).

  1. Работа с текстом. Чтение с пометами (что уже знаете, что не знаете, что нового узнали, какие вопросы возникают?) (5 минут)

Средства художественной выразительности

Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.

 Мы, действительно, очень часто не замечаем выразительности «обычных» слов. Например, мы «не слышим» изначальный смысл и выразительность выражений «время идет», «семейные узы», «нос корабля». «Не слышим» мы и выразительности многих слов: «она к нему очень привязана (от слова «привязать»)», «она отличница (от слов «отличаться», «отличие»)». 

Тропы – сердцевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подчеркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта создавать метафоры, это знак таланта, поскольку для создания удачной метафоры необходимо подмечать неожиданные черты сходства.

В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном значении.

  1. Словарная работа (3 минуты)

М..тафора, …лиц..творение, сре..тва, окс..морон, изображает..ся, п..йзаж, мног..знач?ный, выр..зительность, …краска, ст…листический.

  • Составьте небольшой рассказ по ключевым словам (словарная работа).

  1. «Литературная гостиная». Художественные средства в поэзии: ученики рассказывают стихотворения. На экране презентация, содержащая весенние, зимние, летние, осенние пейзажи. В качестве фона играет спокойная музыка, подобранная заранее (приложение).

А) Лаура Назирова, «Первый снег», В.Я.Брюсов

Б) Анна Горшкова, «Доброе утро», С.А.Есенин

В) Александра Яровикова, «Лес точно терем расписной», И.А.Бунин

(3минуты).

  1. Работа в группах.

Каждой группе выдаётся памятка «Правила работы в группе». Группа получает стихотворение. Нужно провести анализ стихотворения (найти метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) (5 минут).

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

  • В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ. ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ:
  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
  • КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ РЕШЕНИЯ.
  • ОДИН ГОВОРИТ, А ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ.
  • КАЖДАЯ ВЕРСИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ В ГРУППЕ.
  • В ГРУППЕ СОГЛАСУЕТСЯ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ЗАЩИЩАЕТ СОГЛАСОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД КЛАССОМ.
  1.  Физкультминутка (приложение).

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.        

  1.  Задание: описать картину с использованием средств выразительности. Упражнение 380 (по учебнику).  (5 минут).
  2.  Задание: оживить текст, добавив средства выразительности (методичка)(5 минут).
  3.  Закрепление: кроссворд (приложение) (3 минуты).
  4.  Выводы по уроку. Рефлексия (1 минута).
  5.  Домашнее задание.  (1 минута).

А) составить описание зимы с использованием художественных средств выразительности (6-7 предложений)

Б) сочинить небольшое стихотворение, употребив метафоры, эпитеты, олицетворения и пр.

В) составить кроссворд (сканворд), но не теоретический, а практический (приводится пример: строчка из стиха, нужно определить, какой этот троп).

  1.  Самооценка. Кружочки (1 минута). Технология самооценки: у каждой группы на столах будут карточки с алгоритмом самооценивания (приложение) своей деятельности на уроке.

Алгоритм самооценки:

Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).

Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).

Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»).

  1.  Благодарим друг друга за работу (возьмёмся за руки, пожмём их друг другу). Всем спасибо за работу! Мы довольны собой, я довольна вами. До завтра!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1

1

3

2

3

Кроссворд «Средства художественной выразительности»

Вопросы кроссворда

По горизонтали: 1. Троп, в котором слово употребляется в переносном значении, основанном на сходстве. В переводе с греческого значит «перенос».

2. Это особый вид метафоры. Например: «Уж небо осенью дышало».

3. Образное использование прилагательного.

По вертикали: 1. Сопоставление одного предмета или явления с другим.

2. Стилистическая фигура, основанная на сочетании двух противоположных значений. Например: «Горячий снег», «печальная радость».

3. Троп, основанный на чрезмерном преувеличении. Например: «В сто сорок солнц закат пылал»; «Я тебе уже сто раз говорил».



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Средства художественной выразительности»

1

1

3

2

3

        Вопросы кроссворда

По горизонтали: 1. Троп, в котором слово употребляется в переносном значении, основанном на сходстве. В переводе с греческого значит «перенос».

2. Это особый вид метафоры. Например: «Уж небо осенью дышало».

3. Образное использование прилагательного.

По вертикали: 1. Сопоставление одного предмета или явления с другим.

2. Стилистическая фигура, основанная на сочетании двух противоположных значений. Например: «Горячий снег», «печальная радость».

3. Троп, основанный на чрезмерном преувеличении. Например: «В сто сорок солнц закат пылал»; «Я тебе уже сто раз говорил».

_________________________________________________________________________________________

Кроссворд  «Средства художественной выразительности»

1

1

3

2

3

        Вопросы кроссворда

По горизонтали: 1. Троп, в котором слово употребляется в переносном значении, основанном на сходстве. В переводе с греческого значит «перенос».

2. Это особый вид метафоры. Например: «Уж небо осенью дышало».

3. Образное использование прилагательного.

По вертикали: 1. Сопоставление одного предмета или явления с другим.

2. Стилистическая фигура, основанная на сочетании двух противоположных значений. Например: «Горячий снег», «печальная радость».

3. Троп, основанный на чрезмерном преувеличении. Например: «В сто сорок солнц закат пылал»; «Я тебе уже сто раз говорил».

_________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

  • В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ. ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ:
  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
  • КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ РЕШЕНИЯ.
  • ОДИН ГОВОРИТ, А ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ.
  • КАЖДАЯ ВЕРСИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ В ГРУППЕ.
  • В ГРУППЕ СОГЛАСУЕТСЯ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ЗАЩИЩАЕТ СОГЛАСОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД КЛАССОМ.

  • ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
  • В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ. ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ:
  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
  • КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ РЕШЕНИЯ.
  • ОДИН ГОВОРИТ, А ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ.
  • КАЖДАЯ ВЕРСИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ В ГРУППЕ.
  • В ГРУППЕ СОГЛАСУЕТСЯ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ЗАЩИЩАЕТ СОГЛАСОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД КЛАССОМ.




Предварительный просмотр:

Алгоритм самооценки:

Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).

Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).

Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»). _________________________________________________________________________________

Алгоритм самооценки:

Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).

Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).

Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»). ______________________________________________________________________________________

Алгоритм самооценки:

Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).

Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).

Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»). ______________________________________________________________________________________

Алгоритм самооценки:

Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).

Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).

Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»).



Предварительный просмотр:

Средства художественной выразительности

Языковые средства выразительности традиционно принято называть рит(о)(а)рическими фигурами. Риторические фигуры призваны (с)(з)делать реч(?) богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задумат(?)ся, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.

 Тропы – сер(?)цевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подч(е)(и)ркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта созд(а)(о)вать м(е)(и)тафоры, это знак таланта, поскольку для создания удач(?)ной метафоры необходимо подм(е)(и)чать неожиданные черты сходства.

В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном зн(а)(о)чении.

Средства художественной выразительности

Языковые средства выразительности традиционно принято называть рит(о)(а)рическими фигурами. Риторические фигуры призваны (с)(з)делать реч(?) богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задумат(?)ся, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.

 Тропы – сер(?)цевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подч(е)(и)ркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта созд(а)(о)вать м(е)(и)тафоры, это знак таланта, поскольку для создания удач(?)ной метафоры необходимо подм(е)(и)чать неожиданные черты сходства.

В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном зн(а)(о)чении.

Средства художественной выразительности

Языковые средства выразительности традиционно принято называть рит(о)(а)рическими фигурами. Риторические фигуры призваны (с)(з)делать реч(?) богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задумат(?)ся, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.

 Тропы – сер(?)цевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подч(е)(и)ркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта созд(а)(о)вать м(е)(и)тафоры, это знак таланта, поскольку для создания удач(?)ной метафоры необходимо подм(е)(и)чать неожиданные черты сходства.

В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном зн(а)(о)чении.

Средства художественной выразительности

Языковые средства выразительности традиционно принято называть рит(о)(а)рическими фигурами. Риторические фигуры призваны (с)(з)делать реч(?) богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задумат(?)ся, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.

 Тропы – сер(?)цевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подч(е)(и)ркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта созд(а)(о)вать м(е)(и)тафоры, это знак таланта, поскольку для создания удач(?)ной метафоры необходимо подм(е)(и)чать неожиданные черты сходства.

В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном зн(а)(о)чении.



Предварительный просмотр:

Эпитет – образное использование прилагательных в переносном значении. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным.

Постоянные эпитеты – часто встречаются в произведениях устного народного творчества (былинах, сказках, песнях).

Метафора – перенос значения слова с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.

Олицетворение – особый вид метафоры, при котором неодушевлённые предметы, явления наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ.

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением.

Гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении.

Литота – преуменьшение (от.англ. little - маленький).

Оксюморон – сочетания, в котором соединяются несовместимые понятия (горячий снег, печальная радость).

_________________________________________________________________________________________

Эпитет – образное использование прилагательных в переносном значении. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным.

Постоянные эпитеты – часто встречаются в произведениях устного народного творчества (былинах, сказках, песнях).

Метафора – перенос значения слова с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.

Олицетворение – особый вид метафоры, при котором неодушевлённые предметы, явления наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ.

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением.

Гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении.

Литота – преуменьшение (от.англ. little - маленький).

Оксюморон – сочетания, в котором соединяются несовместимые понятия (горячий снег, печальная радость).

___________________________________________________________________________________________

Эпитет – образное использование прилагательных в переносном значении. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным.

Постоянные эпитеты – часто встречаются в произведениях устного народного творчества (былинах, сказках, песнях).

Метафора – перенос значения слова с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.

Олицетворение – особый вид метафоры, при котором неодушевлённые предметы, явления наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ.

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением.

Гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении.

Литота – преуменьшение (от.англ. little - маленький).

Оксюморон – сочетания, в котором соединяются несовместимые понятия (горячий снег, печальная радость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок словесности по теме"БСП в художественном тексте".

Урок словесности в 9 кл. по теме "Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте"....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.

Проза Гоголя — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венными ...

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Стихи С.Есенина — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венны...

Программа элективного курса. «Уроки словесности» 9 класс.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобраз...

Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...

Урок по ФГОС. Олимпийские боги. Средства художественной выразительности. Пропорции мира человека.

Урок по ФГОС Олимпийские боги Средства художественной выразительности Пропорции мира человека...