Открытый урок в 8 классе "Обобщение и закрепление по теме "Односоставные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

ФРОЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Конспект урока поможет Вам провести открытый урок по данной теме очень интересно и продуктивно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК

8 КЛАСС

Тема: «Обобщение и систематизация материала по  теме

«Односоставные предложения»

Цель урока:

создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Односоставные предложения»; для совершенствования умения различать односоставные и двусоставные предложения, умения определять вид односоставного предложения, использовать их в речи, развития аналитических способностей (сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.); для развития умения работать в паре и строить продуктивное взаимодействие,  развития умения правильно оценивать собственную деятельность, формирования речевой культуры.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Форма урока: урок – соревнование

Оборудование: м/м оборудование, слайдовая презентация, оценочные листы, раздаточный материал для организации работы на площадках

  1. Организационный момент, психологический настрой.

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Очень рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги, на своём уроке.

Ребята, чтобы эффективно потрудиться, предлагаю настроиться на работу. Давайте обратимся  к словам физика – теоретика, лауреата Нобелевской премии Альберта  Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся!

Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой.

Только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

- Ребята, найдите те предложения, о которых мы говорили на протяжении последних уроков.

- Определенно – личные, назывные.

- Как называются эти предложения по наличию главных членов?

- Односоставные.

- Перечислите односоставные предложения

- Назывные, определённо – личные, неопределенно – личные, безличные, обобщенно – личные.

- Давайте определим тему сегодняшнего урока

- Односоставные предложения.

- Вспомните, чем мы занимались на прошлых уроках?

- Знакомились с односоставными предложениями, находили их в тексте, учились отличать их друг от друга.

- Через урок нам предстоит написать контрольную работу по теме «Односоставные предложения». Что мы должны сделать, чтобы подготовиться к ней? Давайте поставим цели перед собой на сегодняшний урок

- Повторить материал по данной теме, учиться находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, определять, чем выражен главный член односоставного предложения, составлять тексты с использованием односоставных предложений, пополнить словарный запас, учиться использовать односоставные предложения в своей  речи.

- Скажите, а как эти знания и умения вам пригодятся?

- Во время прохождения ГИА, при составлении официальных бумаг.

- Таким образом,  сегодня мы будем обобщать и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения».

3. Этап обобщения и систематизации материала.

- Сегодня наш урок не обычный, а интерактивный. Как вы понимаете это слово? Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» - «деятельность», то есть получается взаимодеятельность. Взаимодействовать вы будете в парах друг с другом, с компьютером, с рядом заданий. У нас четыре площадки с заданиями. Работать вы будете в парах, а вы  - втроем. За урок вы должны пройти все площадки. У каждой пары есть оценочный лист, где оценивается ваша работа в  паре.  Выполнять задания на площадках вы будете в той последовательности, которая указана в оценочных листах. Пара, которая быстрее и правильнее справиться с заданиями, одержит победу. Первой на маршрут выйдет та команда, которая быстрее справиться с заданием, размещённым на доске. Вам необходимо обозначить главный член односоставного предложения, указать, чем выражен главный член,  и определить вид предложения. Задание на площадке «Лови ошибку» направлено на проверку теоретических знаний.  Задание на площадке «Кластер» направлено на систематизацию материала в виде кластера или схемы. На площадке «Тест - онлайн» при прохождении онлайн – тестирования  вы будете определять вид односоставного предложения. На площадке «Что было бы…»  будете составлять текст на определенную тему, тем самым учиться составлять односоставные предложения.  Свои ответы вы сможете проверить самостоятельно, используя ключи, при помощи кураторов и компьютера и выставить в оценочные листы соответствующие баллы. А затем вы оцените свою работу в целом и поставите отметки за урок. Следите за временем. На каждой площадке вы можете задерживаться не более 5 минут, иначе не успеете всё пройти. Есть вопросы? Если все понятно, начнем!

1. На доске прикреплены листы с предложениями. Нужно обозначить главный член односоставного предложения, указать, чем выражен главный член и определить вид предложения (маркеры)

  1. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей (А. Пушкин) (двусоставное)
  2. Замечаю (глагол в форме 1 лица изъявительного наклонения) под крышами голубоватые сосульки. (опр.-л)
  3. Хмурое, зимнее утро (сущ. в им.п.) (наз.)
  4. И казнили (глагол во мн. ч. в прош.вр.) Степана Калашникова смертью лютою, позорною…(М. Лермонтов) (неопр. – л.)
  5. Искру туши (глагол в форме 2 лица повелит. накл.) до пожара, беду отводи (глагол в форме 2 лица повелит. накл.) до удара (обобщ.-л.)

(Учитель и кураторы проверяют, учащиеся получают конверты с оценочными листами, отправляются на площадки)

1 площадка (5 баллов).

«Лови ошибку».  Найти и исправить ошибку.

  1. В безличном предложении главный член выражен сочетанием числительного с существительным. (1. В безличном предложении главный член выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределенной формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным  в родительном падеже с ни или не;  2. В назывном предложении главный член выражен сочетанием числительного с существительным)
  2. Односоставные предложения могут быть только распространенными. (Односоставные предложения могут быть  распространенными и нераспространенными)
  3. Односоставное предложение - это предложение, в котором  грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (Верно)
  4. В неопределённо - личных предложениях главный член может быть выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица. (Нет. В неопределённо - личных предложениях главный член может быть выражен глаголом в  форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении)
  5. В безличных предложениях с главным членом, выраженным безличным глаголом, говорится о действиях, которые происходят сами собой, как бы независимо от действующего лица или предмета (Верно).

2 площадка (3 балла).

«Кластер»

Составить кластер по теме «Односоставные предложения». Прикрепить на доску.

3 площадка (10 баллов).

«Тест  - онлайн»

Тест – онлайн. Тест выполнен в программе самостоятельно, ссылка размещена на личном сайте.

4 площадка (5 баллов).        

«Что было бы, если бы…». Дано начало текста, надо придумать продолжение, используя односоставные предложения. Оценивать помогут кураторы (присутствующие учителя – языковеды).

Зимой сказочно красиво. Белые снежинки плавно падают с неба и тают на горячей ладони. Что было бы, если бы в нашей стране не было зимы? …

Запасные задания:

Подчеркнуть главный член односоставного предложения, определить вид.

  1. Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни (опр. -л.)

  1. Грибов ищут, по лесу рыщут (обобщ. – л.)
  2. Раннего детства туманное видение (назывное)
  3. Снежным обвалом разрушило часть корпуса (безличное)
  4. У меня нет уверенности (безличное)

4. Этап подведения итогов, оценивание

- Ребята, я вас поздравляю с  завершением работы на площадках, а сейчас давайте подведём итоги нашей работы. Сегодня вы работали в парах, и насколько вы понимали друг друга, были дружны, четко действовали, и смогли применить свои знания, настолько успешны ваши результаты.

Оцените свою работу на уроке,  в соответствии с общим количеством баллов поставьте себе отметку. Добавьте за скорость выполнения заданий 3, 2 и 1 балл соответственно.

- А теперь вернемся к целям, которые мы с вами поставили для себя в начале урока.

Достигли ли мы этих целей. Сделайте выводы. Что удалось? На что следует обратить внимание? У нас с вами впереди еще один урок по теме перед написанием контрольной работы. Я уверена, что вместе мы обязательно устраним все пробелы и успешно напишем работу.

5.Задание на дом.

- Ребята, обратите внимание, для вас подготовлены разные карточки с упражнениями. Выберите те из них, над которыми вы хотели бы поработать дополнительно,  если что – то не усвоили. Вы можете взять несколько карточек по выбору.

6.Уход с урока.

 А на будущее я хотела бы дать вам совет, который поможет вам легко находить общий язык  

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А....

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.

Рукоделие и труд  В жизни рядышком идут«Путешествие в страну рукоделия»Открытый урок в 8 В классеЦели урокав доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;развитие позн...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"

Данная презентация к уроку в 8 классе Обобщение по теме "Обособленные члены предложения" позволяет учащимся повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Формирует орфографи...

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"

Урок русского языка в 8 классе, на котором учащиеся должны повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Этот урок формирует орфографическую и пунктуационную грамотность уча...

Открытый урок 6 класс- «Закрепление лексико –грамматического материала по теме « Экология»

Тема «Закрепление лексико –грамматического материала по теме « Экология» »Цели урока:          -развитие речевых умений говорения по теме « Экология»,-разв...

Урок по физики 8 класс. Обобщение и закрепление темы: "Электрические явления"

Повтор и обобщение материала по теме: "Электрические явления". Тесты.Задачи. Презентации по теме. Дискуссия. Выявление менее усвоенных понятий, формул.и т.д....