Разработка урока "Фонетическай разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок для 5 класса по требовапниям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Фонетический разбор слова.

Цель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.

Тип урока: урок обобщения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения:, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока,  карточки.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемы УУД

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Здравствуйте!У нас на уроке сегодня гости, но вас это не должно смущать. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность  к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Листы обратной связи

  1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

  1. Проверка д\з: Ребята, вы выполняли дома Упр316(318) и 319. Все справились? У кого были трудности? Давайте проверим.

- Скажите, прежде чем двигаться дальше в изучении материала, что мы делаем?

- (повторяем)

- Что мы сейчас будем делать? (повторять)

  1. Фонетический опрос.

Работа с сигнальными карточками. Верно или нет утверждениеесли верно, поднимаем красную ручку, если неверно-синюю и исправляем . В оценочных листах оцениваем свою работу.

  1. Фонетика – раздел науки о языке, который изучает части речи.(звуки)
  2. Звуков речи меньше, чем букв.(больше)
  3. Алфавит – это все буквы языка.
  4. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
  5. Звуки ч, щ, й всегда мягкие.
  6. Согласных звуков шесть.(гласных)
  7. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.(не все)
  8. Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости.(не имеют)
  9. Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения.
  10. В сонорных согласных голос преобладает над шумом.
  11. Глухие согласные состоят только из шума.
  12. Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.( после гласных, в начале, после ъ ь)
  13. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.
  14. Графика изучает написание букв.
  15. Транскрипция – это запись слова по звукам

- Что мы сейчас сделали? Повторили все изученное по разделу «Фонетика».

Обдумывают ответы на вопросы и самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устные ответы

  1. Целеполагание и введение в тему урока

Скажите, пожалуйста, когда мы изучаем каку-то единицу языка, то в конце изучения раздела какой вид анализа  этой единицы мы обычно делаем ? (разбор).Какие виды разбора нам известны? (морфологический, синтаксический, пунктуационный.)

Как вы думаете, в разделе Фонетика мы какой вид разбора будем выполнять? (фонетический)  Что будем анализировать в фонетическом разборе?

Значит, какова тема урока? Запишите.

-

-Сформулируйте цели урока.( научиться выполнять фон. Разбор.. Сможем мы сразу выполнить такой разбор? Что для этого нужно? (план) алгоритм

Я предлагаю нам самим составить план разбора.

1.записать слово, поставить ударение, разбить на слоги

2. записать транскрипцию

3.дать характеристику каждому звуку

4.посчитать кол-во звуков и букв

Давайте проверим наш план с учебником. Какой вам больше нравится? Наш план не противоречит  плану из учебника?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации

  1. Творческая практическая деятельность по теме урока
  1. Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор  двух слов

3.jpg 

Слово ворота разбираем на доске .

воро′та [в а р о т а]– 3 слога

  6 б., 6 зв.., 3 гл., 3 согл.                          

в [в] – согл., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл.,  звон (сон.,) тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., глух., тв..

а [а] – гл., безуд.

ры′бка   [р ы п к а]– 2 слога

5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

р [р] – согл.,звон.( сон.,) тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., глух., тв..

к [к] – согл. глух., тв..

а [а] – гл., безуд.

  1. Игра «Рассели жильцов»

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики.

  • В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
  • Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
  • В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию,  и находят её в материалах урока, строят рассуждения и выводы.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы

  1. Первичное закрепление с комментированием

- Предлагаю выполнить задания по группам.

Проверочная работа (групповая работа).

 Г1. Определить, какие из записанных слов состоят из одного звука, а какие из трех. Запишите их в два столбика:

съел, сел, в, яд, весь, кость, еж, лед, ров, мы, я, к, буква.

Г 2. Найти четвертое «лишнее». Запишите это слово:

сч..стье, ж..ри, ш..нель, ч..вство.

Г3. Выписать слова, произношение которых расходится с их написанием:

пастбище, низок, ошибка, чашка, указка, текст.

Г4. Заполни таблицу, записав в нее слова: пудель, джемпер, процент диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.

С ударением

на 1 слоге

С ударением

на 2 слоге

С ударением

на 3 слоге

пудель

процент

диалог

джемпер

дельфин

ателье

юмор

цемент

астроном

глобус

прогресс

теннис

модель

портфель

Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; анализируют, сравнивают и обобщают; строят рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, определяют степень успешности работы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

  1. Закрепление изученного материала

- Чтобы подвести итоги, выполните тест.

Тест по теме "Фонетика"

  1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.
  1. торты;
  2. досуг;
  3. магазин;
  4. километр.
  1. В каком слове ударение падает на первый слог?
  1. свекла;
  2. квартал;
  3. начать;
  4. столяр.
  1. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.
  1. кашНе;
  2. парТер;
  3. библиоТека;
  4. каФе.
  1. В каком слове произносится звук [д]?
  1. деталь;
  2. модель;
  3. падеж;
  4. академия.
  1. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
  1. свитер;
  2. яма;
  3. антенна;
  4. плащ.

Выполняют задания в паре.

Парная

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивание работы учащихся на уроке.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Сегодня на уроке

Я научился…

Я старался…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Было интересно….

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Листы обратной связи

  1. Домашнее задание дифференцированно
  1. Упр. 320.
  2. Придумать (подобрать) примеры для аналогичной игры «Рассели жильцов» или тест по теме «Фонетика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)

Урок русского языка проводился в 5 классе....

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Морфемный разбор слова

обобщающий урок по теме "Морфемный разбор слова" в 5 классе...

Методическая разработка. Повторение изученного. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Методическая разработка поможет повторить изученное по темам "Морфология и Орфография. Морфологический разбор слова"....