Мой лучший урок
план-конспект урока (6 класс) на тему

Студенихина Ольга Ивановна

В 2016 году я приняла участие в муниципальном, региональном и финальных этапах конкурса "Мой лучший урок". Представляю Вашему вниманию конкурсный материл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор урока: Студенихина О.И.

Учебный  предмет:  русский язык

Класс: 6

Автор  УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.ч 1 (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред Н.М. Шанский.) - 2013

Тема урока: Простое предложение. Знаки препинания.

Тип урока: Урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма: Урок – путешествие: «Осенняя прогулка»

Цели урока.

Образовательные: обеспечить формирование у учащихся представления о  простом предложении.

  Развивающие: развитие способностей у учащихся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста;

преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате  чтения и работы с текстом.

  Воспитательные: формирование у учащихся осознания ценностей русского языка;

уважительного и бережного отношения к природе.

УУД           Личностные:

формировать  интерес  к  предмету  через  использование  различных    форм обучения  и  создания  ситуации успеха, прививать детям (в игровой форме) чувство восхищения красотой родной природы, умение видеть прекрасное во всем, что их окружает; выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь:

                   Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

                   Коммуникативные: уметь договариваться, работая в группах, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

                  Познавательные : повторить   и  обобщить  теоретические  сведения  о  словосочетании и простом предложении; развить навыки орфографического, синтаксического и пунктуационного разбора; исследуя литературные тексты,  научиться самостоятельно создавать собственный текст, развивать устную и письменную речь.

Методы: диалог; самостоятельная работа с текстом; игра; выполнение заданий; индивидуальная работа; словесные; отметка, работа в паре, исследовательский,  частично –поисковые.

Основные понятия: синтаксис, словосочетание, предложение.

Межпредметные связи: литература, ИЗО.

Оборудование:  УМК, мультимедийный проектор, компьютер, доска, бланки ответов, карточки. 

Этапы работы

Содержание этапа

1

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: 

-подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: 

-способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

УУД: эмоциональный настрой на урок; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности(Л); выявление  готовности к уроку(Р); слушание собеседника; построение понятных для собеседника высказываний(К); активное слушание учителя; выдвижение предложений о теме урока, формулирования собственных ожиданий(П);

Определение темы.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: 

-решить проблемную ситуацию;

 -сформулировать тему урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: 

-проверить умение формулировать тему урока;

УУД: Формирование границ собственного знания и незнания (Л).

Поиск и выделения информации (П).

Выражение собственного мнения (К).

Планирование своих действий (Р).

Целеполагание.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: 

-решить проблемную ситуацию;

 -определить значимые для себя цели  урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: 

-проверить умение определять собственные  цели урока;

УУД:

Планирование своих действий (Р).

 

Актуализация.

Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

-продемонстрировать умение строить связную речь;

-умение отвечать на поставленный вопрос.

Цель, которую учитель хочет достичь: 

-проверить умение учащихся правильно строить письменную речь.

Обобщение и закрепление полученных ранее знаний и умений

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

-показать умение выполнять синтаксический разбор словосочетания, предложения;

-продемонстрировать знание характеристики предложения;

- показать умение работать с текстом, выбирая нужную информацию.

.

УУД:

-активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему(Л); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(Р) (К);

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности(П).

Динамическая пауза.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке(Л) Выполнение действий по образцу(РКП)..

Включение в систему знаний и повторение.

Восприятие, осмысление,

вспоминание учебного материала(Л);

Построение речевого высказывания в устной и письменной  форме, учитывающего, что он знает  (П, К).

Адекватное восприятие оценки учителя (Р).

Самостоятельная творческая работа.

- проверить умение учащихся составлять свои предложения, тексты на заданную тему.

Действие по аналогии (П).

Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р).

Формирование адекватной самооценки (Л).

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом (К).

Подведение итогов. 

Цели, которые учитель хочет достичь: 

-организовать работу по повторению сведений о предложении;

УУД: Построение речевого высказывания в устной и письменной  форме, учитывающего, что он знает  (П, К).Адекватное восприятие оценки учителя (Р). 

Рефлексия.

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Домашнее задание

Цель:

-закрепить знания и умения по теме «Предложение»;

-развивать речь.


1.) Психологический настрой 
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать в парах, в команде, осуществлять самопроверку, взаимопроверку,  выставляя себе баллы за работу на каждом этапе урока. А чтобы урок стал еще интереснее,
  я предлагаю вам пойти со мною на необычную осеннюю прогулку.Вы видите в классе осенние цветы, веточки, листья. Я думаю, что они помогут создать особое настроение, помогут вспомнить, как изменился с наступлением сентября наш школьный двор, окрестности нашего села, помогут почувствовать незабываемые запахи  осени. Мое настроение  созвучно вот таким стихам поэта Александра Лысикова. Слайд 1.

Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,
За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,
За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы
И за плавно бегущие облаков караваны.

Я люблю тебя, осень, и, как Пушкин, мечтаю –
Красоту своей области я в стихах воспеваю.

                                                            А. Лысиков
Слайд 2.— Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Солнышко) 

- А у вас на партах вместо обычных смайликов сегодня лежит солнышко и  облачко. Выберите сигнальную карточку, соответствующую вашему настроению, с которым вы пришли сегодня на урок… 

- Молодцы, теперь я знаю, какое у вас настроение. А я для себя выбираю солнечную улыбку ( презентация), и пусть именно такое солнышко сияет нам на уроке. 
— Давайте улыбнемся друг другу, как это солнышко, и начнём наш урок.
  Проверьте, все ли вы приготовили для работы. Выполнять работу мы будем не в рабочих тетрадях, а в специальных бланках, которые вам сейчас необходимо подписать.

2) «Осенние превращения» - игра «Дешифровщик».

-Прежде чем сформулировать тему нашего урока, проведем интеллектуальную разминку – игру «Дешифровщик».  Слайд 3

Это задание вам уже знакомо. В бланках  у вас на партах есть карточки – таблички, которые нужно заполнить, пользуясь шифром.

а

о

с

у

н

л

е

и

м

т

к

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 7 4 9 0 10 2 7 2 –синтаксис.

-Давайте посмотрим, какое слово получилось. Слайд 4. Оценка.

На предыдущем уроке мы говорили, что изучает синтаксис?

Как называются части словосочетания?

Чем словосочетания  отличаются  от предложений?

(Отвечающим – дополнительные баллы за ответ)

- Следующее разминочное упражнение тоже знакомо, называется «зашумленный» текст. Слайд.5.

Кто скажет, что нужно сделать?

 (ученики читают задание) расшифруйте надпись, ответьте на вопрос: какие слова спрятались?

1.Предлосеноженогие.

2.Оборпростоевая.

3.Зубрузнакинум.

4.Харопрепинамаления.

-В ваших бланках под №2 есть две строки. Расшифруйте зашумленные слова и запишите получившиеся слова на эти строки.  Слайд 6. Сверимся с эталоном: предложение, простое, знаки, препинания.  Поставьте количество заработанных вами баллов по числу правильных ответов.

- Прежде, чем продолжить, запишите тему урока.

Исходя из темы нашего урока, определите для себя цели. Перед вами в ваших бланках  таблица. Слайд 7;

 Отметьте в таблице только те цели, которые вы  ставите перед собой сейчас,  хотите достичь на этом уроке. В конце урока мы посмотрим, что у нас получится, достигнем  ли мы с поставленных перед собой целей.  (Спросить, что отметили)

1

Усвоить основные понятия темы

2

Научиться различать словосочетание и предложение

3

Овладеть навыками синтаксического разбора словосочетания и предложения

4

Овладеть навыками применения орфографических  правил

5

 Проявить творческие способности: научиться сочинять и записывать собственный текст.

6

Научиться работать в паре и команде

7

Научиться оценивать результаты своего труда

- Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы изучили в 5 классе по теме «Предложение».

Вы должны продемонстрировать знание теоретического материала и умение применять его  на практике,  составляя предложения самостоятельно, выполняя синтаксический разбор, работая с текстом.

- Пользуясь изученным ранее материалом,  расскажите о простых предложениях.

 - С помощью словосочетания или предложения можно  более точно выразить мысль?

(за ответы – дополнительный балл)

-Значит, я делаю вывод, что без предложений нам в речи не обойтись. Давайте запишем в бланках вывод, к которому  мы пришли: предложения помогают точно выразить мысль (прост., повест., невосклиц., двусост., распростр.,). Выполните синтаксический разбор предложения.   Слайд 8-9. Макс.- 3 б.

«Осенний гербарий». У нас с вами первое трудное задание: собрать гербарий из осенних листьев. За время нашей работы подул  ветер-проказник,  срывая листья с деревьев., закружил их разноцветном хороводе. Всё смешалось, помогите найти  среди этих надписей  на осенних листочках словосочетания. Сделайте их синтаксический разбор. Будьте внимательны.  Слайд  11.

1 группа: сентябрь…небо, облака, ветерок…воздух… листья, трава… птичьи песни…лесные жители…моросящие дожди…прохлада

2 группа: берёза…осина…дуб…на клёнах…оранжевые, жёлтые, багровые…пёстрая метель…листья горят…разноцветный ковёр

3 группа: русский лес…краски…за что я люблю…солнечные деньки…удивительное время …листопад…настроение…прогулка

Проверка. Слайд 12.

Какие словосочетания представлены на листочках? А каких словосочетаний тут не оказалось? Давайте дополним наш список, подобрав глагольные словосочетания из замечательного текста И. Бунина. ( упражнение в учебнике №28 на странице 18).  Слайд 13

 С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо.

На полянах, в солнечном блеске сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко был виден в нем полураскрытый, покинутый шалаш садовника.(И. Бунин.)

Проверка. Слайд 14.. Оценка за каждое словосочетание.

-Вы у меня просто молодцы. Предлагаю немного отдохнуть.

МИНУТКА ОТДЫХА  Слайд 15.

- «Листопад». Работа с текстом. Слайд 16.

Мы немного отдохнули и теперь можем выполнить еще одно упражнение: «Лови ошибку». Задание: Найди и исправь ошибки в тексте И. С. Соколова - Микитова.

         «Красив и печален русский лес в осение дни.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жолтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе,  падают и падают с берёз лёгкие невесомые жёлтые листья.

       Легко дышится…

Но что-то грусное, прощальное слышется и видется в нём».

 За каждую найденную ошибку – 1 балл. Всего 6 баллов.

- Сверимся с эталоном (взаимопроверка), устный комментарий орфограммы – дополнительный балл. Слайд 17.

-Что мы можем сказать о предложениях этого текста?  Разберите их. Сколько в нем простых предложений?  Пользуясь схемой на странице 26, расскажите о простом предложении.

Для чего в языке служат предложения? От каких условий зависит выбор знаков завершения? Какими знаками препинания разделяются однородные члены, а какими выделяются обращения?

(Дополнительные баллы за ответы).

-В сентябре в наших палисадниках еще пышно цветут  георгины, хризантемы, астры. Они радуют нас, щедро даря свою красоту.

Последние цветы согрели душу светом
Природной доброты. Благодарю за это.
Осенние цветы - души очарованье,
В них – радость и печаль,
и осени дыханье.    О. Волкова.

- И следующее наше задание – творческое «Собери букет».  Слайд 18.Только наш букет будет состоять не из осенних цветов, а из предложений. Я предлагаю вам составить небольшой текст об осени, используя материалы нашего урока и слова для справки со слайда.

 1 –  группа – текст-повествование на тему «Осень пришла», 2 группа – текст-описание на тему «Осенний лес», 3 группа – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень»

Что поможет нарисовать живую и интересную картину осени?

Составьте и запишите  предложения - Проверим, что получилось. (зачитываются тексты).

.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Всё ли мы вспомнили о предложении?

Какова роль предложений в вашей школьной деятельности?

Давайте, попробуем оценить, что у нас получилось, достигли ли мы поставленной цели.

- Посчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку за урок.

- Какое открытие вы для себя сделали?

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок. Покажите, с каким настроением вы уйдете с урока. (солнышки, тучки).

«Тропинка домой». Дома выполните  на выбор упражнение из учебника №45  или 48. Откройте учебники и прочтите задания. Есть ли у вас вопросы по заданию?

-Спасибо за урок. Вы хорошо поработали, много знаете, но ещё больше предстоит узнать и открыть для себя.

Использованные материалы: 

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. «Русский язык», 6 класс – М.,2013. 

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/   Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2013

http://nova56.ru/primary/rlesgroups;

www.liveintemet.ru.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/871/116871036_3.png   

 http://maltzewa17.ru/wp-content/uploads/2013/10/0_abb1c_5eef4d1_XL.png   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку русского языка в 6 классе

(учитель: Студенихина О.И. МОБУ «Барабановская СОШ»)

Направление работы: гуманитарное

Раздел: Повторение изученного в 5 классе.

Тема урока:  Простое предложение. Знаки препинания.

Программа, используемая в работе: Программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.), 

Количество часов: в неделю – 6 часов, в год – 204 часов.

УМК: «Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс». 

Характеристика класса:  в 6 классе обучается 6 учащихся. Класс дружный, коллектив сплоченный. Ребята демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности, психологический климат благоприятствует соперничеству в учёбе и взаимодействию на уроке. В классе два  ребенка  из социально неблагополучных семей. Уровень развития учеников  6 класса  следующий:  3 ученика с высоким уровнем развития и положительной мотивацией, остальные ученики с недостаточно высокой подготовкой по русскому языку, но активные.

Цели деятельности учителя:

1) повторить  основные понятия, связанные с синаксисом предложения и словосочетания,

2) развивать навыки орфографического, синтаксического и пунктуационного разбора;

3) продолжить формирование орфографической зоркости учащихся;

4) развивать речевые умения и навыки учащихся;

5) развивать навыки составления собственного текста.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Форма урока: осенняя прогулка.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: знать основные единицы синтаксиса и уметь различать словосочетание и предложение.

- Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в паре и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

- Личностные: достичь понимания  важности синтаксиса  как  одного из основных разделов языкознания, помогающих  в развитии интеллектуальных, творческих способностей, его значения в процессе получения школьного образования.

Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; эвристический метод, наблюдение над языком,   исследование художественного и создание авторского текста.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация, выполненная учителем), карточки  для выполнения заданий урока,  индивидуальные бланки ответов.

Основные понятия и термины: синтаксис, словосочетание, предложение, знаки препинания, орфограмма, пунктограмма, грамматический разбор.

 Краткий анализ результатов урока:  Данный урок представлен в разделе «Повторение изученного в 5 классе». Урок соостветствует программе и календарно-тематическому планированию. Структура урока отвечает требованиям у ФГОС.  На уроке была проведена физкультминутка, что важно для  соблюдения здоровья учащихся. Выбранная нестандартная  форма урока   мотивировала интерес учащихся,  что сохраняло их активность на протяжении всего урока и позволило  приобрести метапредметные навыки.

Урок в свете требований ФГОС немыслим без организации коллективной работы и применения активных форм обучения. В условиях малого числа учеников в классе трудно организовать работу в  группах,  поэтому чаще приходится ограничиваться работой в парах сменного состава.  Это нравится самим детям и позволяет разнообразить формы самостоятельной работы, успешно совмещать их с игровыми. Благодаря такой форме урока  ребята испытали ситуацию успеха, легко сконцентрировались на домашнем задании, которое предполагает выполнение дифференцированного задания,  работу не только над закреплением полученных знаний и навыков, но и над развитием речи.

 Поскольку дидактический материал урока был подобран в соответствии с ключевой темой «Осенняя прогулка», на высокий результат урока повлияло и ассоциативно-зрительное восприятие рассматриваемого материала. Таким образом, были задействованы практически все виды памяти.

Все выбранные  этапы урока были направлены на постепенное усложнение работы – от слова к словосочетанию и предложению, что позволило включить учащихся в работу над основными  языковыми единицами и увидеть их взаимосвязь в системе русского языка.

Урок прошел динамично и достиг поставленных целей.



Предварительный просмотр:

Приложение

Ф.И._______________________________________________

Дата__________________________________________________

Тема урока__________________________________________________________

____________________________________________________________________________-

  1. «Дешифровальщик». Задание: расшифруйте цифровой ряд и ответьте, название какого раздела языкознания зашифровано?

а

о

с

у

н

л

е

и

м

т

к

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2   7   4   9   0   10   2   7   2__________________________________

  1. «Зашумленный» текст. Задание: расшифруйте надпись, ответьте на вопрос: какие слова спрятались?

1.Предлосеноженогие.

2.Оборпростоевая.    

3.Зубрузнакинум.

4.Харопрепинамаления.

  1. Цели на урок.

1

Усвоить основные понятия темы

2

Научиться различать словосочетание и предложение

3

Овладеть навыками синтаксического разбора словосочетания и предложения

4

Овладеть навыками применения орфографических  правил

5

 Проявить творческие способности: научиться сочинять и записывать собственный текст.

6

Научиться работать в паре и команде

7

Научиться оценивать результаты своего труда

8

  1. Вывод:    

  1. «Осенний гербарий». Задание: найти  среди  надписей  на осенних листочках словосочетания.  Сделай синтаксический разбор.

1 группа: сентябрь…   небо, облака, ветерок…    воздух…     листья, трава…

птичьи песни…     лесные жители…      моросящие дожди…      прохлада

2 группа: берёза…    осина…    дуб…     на клёнах…      оранжевые, жёлтые, багровые…       пёстрая метель…      листья горят…       разноцветный ковёр

3 группа: русский лес…     краски…     за что я люблю…       солнечные деньки…

удивительное время года…     листопад…    настроение…    прогулка

_____________________________________________________________________________

  1. «Листопад». Задание: Найди и исправь ошибки в тексте И. Соколова - Микитова.

         «Красив и печален русский лес в осение дни.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жолтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе,  падают и падают с берёз лёгкие невесомые жёлтые листья.

       Легко дышится…

Но что-то грусное, прощальное слышется и видется в нём».  

7. «Собери букет».    Творческое задание: составить небольшой текст об осени, используя материалы нашего гербария.

1 –  группа – текст-повествование на тему «Осень пришла»,

 2 группа – текст-описание на тему «Осенний лес», 

3 группа – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...