Разработка интегрированного урока литературы и русского языка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сат Азиана Андреевна
Интегрированный урок литературы и русского языка
"Письма с фронта"
Цель: 
1. Углубить  и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны;
2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому, любовь к матери.
Оборудование: песни военных лет, презентация к уроку (см. Приложение 1), портрет Э.Асадова, картина А.Лактионова «Письмо с фронта», мультимедиа, компьютер ,стихотворение Э.Асадова, таблица «Языковые средства в стихотворении»
Форма проведения: интегрированный урок  литературы и русского языка.
Тип урока: урок-практикум.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, синквейн. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_integrirovannogo_uroka.docx459.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа №1 с.Кызыл-Мажалык

Разработка интегрированного

урока литературы и русского языка

Составитель:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Сат А.А.

Кызыл-Мажалык 2015 г

Интегрированный урок литературы и русского языка

"Письма с фронта"

Звучит песня «Журавли» в исполнении И.Кобзона.

 Цель: 

1. Углубить  и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны;

2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому, любовь к матери.

Оборудование: песни военных лет, презентация к уроку (см. Приложение 1), портрет Э.Асадова, картина А.Лактионова «Письмо с фронта», мультимедиа, компьютер ,стихотворение Э.Асадова, таблица «Языковые средства в стихотворении»

Форма проведения: интегрированный урок  литературы и русского языка.

Тип урока: урок-практикум.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, синквейн.

Ход занятия

1. Запись даты, темы урока.

2. Вызов (актуализация основных речеведческих  понятий):

- Вы прослушали песню, просмотрели слайды – сформулируйте сами тему урока, определите цели.

3.Создание речевой ситуации

Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив-здоров, как сообщить о себе?

- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?

- Какой стиль речи вы будете использовать?

- Назовите приметы разговорного стиля.

Слушаются ответы учащихся

4.Вступительное слово учителя

Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, потому что  в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

(Чтение эпиграфа и запись его в тетрадь)

Мы верили,

Что письма вновь придут

С знакомою печатью на конверте.

Мы знали:

Каждый дом наш – наш редут.

И каждая семья сильнее смерти.

                                                                            Константин Бельских

- Итак, мы сегодня поговорим о письмах военных лет.

5.Лексико-орфографическая работа  

Учитель: Слово «письмо» пришло в русский язык из греческого и звучало как «эпистола». В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.

Эпистола (греч.) – письмо, послание

Письмо –

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения       чего-либо.

- Какое значение слова для нашего урока вы выберете?

6.Словарная диктовка (работа у доски и в  тетрадях).

Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи, оккупант , каторга, редут, незримо, беспечный.

- Найдите синонимы. Адресат-получатель, весточка-информация, здравствуйте - привет.

-    Найдите слово с непроизносимой согласной. Здравствуйте.

- Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова долгожданная.

7.Слово учителя. Учитель: Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

Мы назовём их языковые особенности.

8.Элемент беседы с одновременной записью особенностей в справочную тетрадь.

- Что является неотъемлемой частью письма? Обращение.

-Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт?

Этикетные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и другие).

-Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему?

Смешение типов речи.

-Какой стиль речи будет доминирующим?

Разговорный. Но возможен и научный, и художественный.

-Какой элемент, на ваш взгляд, необходим в конце письма? И почему?

Дата написания письма.

Учитель: Существуют правила написания письма.

          Основные правила написания письма:

1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подобраны слова и  фразы;

2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать нужно  просто, задушевно.

3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова.

4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками.

5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

9.Беседа с учащимися.

Наш урок проходит в знаменательное время. Скоро праздник – День победы. Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать.  Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?”А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

- Почему письма складывались треугольником? Сейчас мы научимся складывать такое письмо

Учитель объясняет, наглядно показывая, как сложить письмо. Учащиеся выполняют задание.

Учитель: К теме письма обращались многие поэты и среди них Э. Асадов.

10.Ученик. Сообщение о поэте.

Слово об Э. Асадове

Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» и определите основную мысль.

- О чем говорит в строках письма боец?

 - В его письме воспоминания о далёком  беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда она прочтёт строки письма.

- Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется , что вдвойне оценит это вернувшись , непременно вернувшись с войны.

- Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел- хранитель – мама. Он верит в победу и это главное, что помогает выжить.

Учитель: Стихотворение Асадова « Письмо с фронта» - это не только художественно выразительные строки, это живое свидетельство, душевный разговор о прочувствованном, о пережитом.

Учитель: А какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать настроение героя, его раздумья , воспоминания. Ученики работают в парах. Заполнение таблицы « Языковые средства в стихотворении».

Учитель: Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала  силы  воевать и верить в победу.

Как много  значили письма  для тех, кто был на передовой, и для тех, кто  трудился ради победы в тылу.

11.Творческое задание. Написать письмо-благодарность нашей землячке, ветерану ВОВ Вере Байлак.

12.Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

Заполнить таблицу:

Знал (а)

Узнал (а)

Хочу узнать

13. Учитель: В завершении урока предлагаю вам творческую работу – написание синквейна по сегодняшнему уроку.

ПИСЬМО.

14. Подведение итогов (ученики оценивают работу одноклассников). Домашнее задание: написать письмо с фронта, для слабых учеников – заучивание наизусть отрывка из стихотворения «Письмо с фронта» Э.Асадова.

15. Выразительное чтение стихотворения.(Читает заранее подготовленный ученик).

Спасибо вам, ветераны,-

Солдаты минувшей войны

За ваши тяжёлые раны,

За ваши тревожные сны.

За то, что Отчизну спасли вы,

Сыновьему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо,

От тех, кто не знает войны!

Пояснительная записка .

Тема урока – Письма с фронта .

Тип урока  - урок-практикум

Форма урока – интегрированный урок русского языка и литературы.

Класс – 9 (рекомендуется для 9-11 классов).

Цели урока :

1. Углубить  и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны;

2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому, любовь к матери.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, синквейн.

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.
  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
  4.  Научить правильному оформлению писем.

Основные умения и навыки:

  • Развивать навыки  работы с текстом,
  • навыки связной речи,
  • умение слушать,
  • делать записи, выводы,
  • самостоятельно анализировать.

        Презентация к уроку содержит фотографии военных лет, письма фронтовиков, а также фотографии тувинцев-добровольцев ( учитывается региональный компонент). Также творческое задание включает в себя написание письма нашей землячке , ветерану ВОВ , Вере Чулдумовне Байлак.

        Во время урока используются технологии критического мышления, активизирующие мыслительную деятельность учащихся (синквейн, ЗУХ), а также исследовательский метод (подготовка презентации к биографии Э.Асадова).

Идейно-тематический, языковой анализы стихотворения «Письмо с фронта» помогают  усовершенствовать монологическую речь учащихся , развивают навыки работы в парах.

В ходе урока ученики параллельно с изучением эпистолярного жанра повторяют

« Стили речи», «Типы речи», «Изобразительно-выразительные средства языка», совершенствуют навыки написания письма ( творческое задание).

При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития , интеллектуальных возможностей учащихся ( для сильных учеников – написать письмо с фронта, для слабых – заучивание отрывка стихотворения).

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках русской литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Приложение №2

Приложение №3

Языковые средства в стихотворении

Языковые средства

Примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...