Русский язык. Подготовка к сочинению на ЕГЭ (учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Учебно-методическое пособие предназначено тем, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьникам старших классов и учителям-словесникам, испытывающим необходимость в помощи проектирования алгоритмов написания творческих работ.

            Данное пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, памятки и рекомендации для его написания, список художественных произведений, которые можно использовать при аргументации собственного мнения, а также образцы сочинений и критерии оценивания сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_broshyura.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Республики Дагестан

Муниципальное Казенное Управления Образования

г. Кизляр

Русский язык.

Подготовка к сочинению на ЕГЭ

(учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов)

г. Кизляр

        

Учебно-методическое пособие предназначено тем, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьникам старших классов и учителям-словесникам, испытывающим необходимость в помощи проектирования алгоритмов написания творческих работ.

        Данное пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, памятки и рекомендации для его написания, список художественных произведений, которые можно использовать при аргументации собственного мнения, а также образцы сочинений и критерии оценивания сочинений.

Составитель: Л.Ф. Ляховая,

учитель русского языка и литературы

Рецензент: Н.В. Дубнова,

кандидат филологических наук

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании научно-методического совета МКОУ КГ № 1 и одобрено методическим кабинетом УО г. Кизляр.

допущено 3-4 ошибки

1

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

К9

Соблюдение языковых норм

 

грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

 

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

 

этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

 

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за сочинение

23

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка,  И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки,  И/ИЛИ

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К6

Точность и выразительность речи

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи, 

ИЛИ есть нарушения точности выражения мысли.

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

III

ГРАМОТНОСТЬ

 

К7

Соблюдение орфографических норм

 

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

Допущено не более 2-х ошибок

2

Содержание:

  1. Композиция сочинения (часть С)
  2. Рекомендации к выполнению каждого пункта композиции.

Пункт 1. Вступление.

  1. Пункт 2. Формулирование основной проблемы исходного текста.
  2. Пункт 3. Комментарий проблемы.
  3. Пункт 4. Формулирование позиции автора.
  4. Пункт 5. Изложение собственного мнения.
  5. Пункт 6. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.
  6. Пункт 7. Заключение.
  7. Примеры художественных произведений, которые могут быть использованы в качестве аргументов.
  8.  Образцы аргументации собственного мнения по проблеме данного текста.
  9.  Критерии оценивания сочинения.

Композиция сочинения (часть С)

  1. Вступление.
  2. Формулирование основной проблемы исходного текста.

Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать

  1. Комментарий проблемы.

Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.

  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.

  1. Изложение собственного мнения,  коммуникативный замысел.

Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.

  1. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.

Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.

  1. Заключение:

- нравственный вывод (или)

- призыв (или)

- пословица-вывод (или)

- афоризм (или)

- пожелание на будущее.

ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, ИЛИ позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

 

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),ИЛИ привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1

Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, ИЛИ мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), ИЛИ вообще не отражено в работе.

0

II

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ

 

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Баллы

I

СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

 

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, НО допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, ИЛИ допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, ИЛИ

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, ИЛИ в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, ИЛИ в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических

1

Рекомендации к выполнению каждого пункта композиции

Пункт 1. Вступление.

Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения».

                Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах.

Формы вступлений

1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.

2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя,  даже если она известна тебе хорошо. Помни, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.

3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.

4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к  сочинению более эмоциональным и выразительным.

5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая

должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном  цитировании  можно допустить фактическую ошибку и потерять балл.

Пункт 2. Формулирование основной проблемы исходного текста.

Самое трудное для выпускника - определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение.

Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Виды проблем:

  • философские проблемы
  • социальные проблемы
  • политические проблемы
  • экологические проблемы.
  • нравственные (этические) проблемы

Часто обсуждаемые проблемы:

  • Экология (язык, природа)
  • Роль языка, книги
  • Патриотизм
  • Семья (воспитание, отношения)
  • Нравственный выбор
  • Гуманизм
  • Верность долгу, слову
  • Призвание, писательство
  • Истинные ценности, красота

Основные ошибки при выполнении этой работы:

  • Проблема не сформулирована
  • Неверная, неточная формулировка

   (с фактическими ошибками)

  • Подмена проблемы
  • Расширение проблемы
  • Использование фактического материала для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме

Стандарты-клише:

  • Автор размышляет над проблемой… Автор данного текста обратился к… проблеме…В статье автор затрагивает (ставит, освещает, поднимает, касается, исследует, рассматривает, анализирует, выносит на обсуждение, старается привлечь внимание к …, предлагает задуматься над…)…
  • Сущность проблемы сводится к… Актуальность определяется тем, что…

Образцы аргументации собственного мнения по проблеме данного текста.

Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой.

        Еще в 70-е годы Ч. Айтматов в своей повести «После сказки» заговорил о грозящей человечеству беде. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью.

Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях. Особенно сильное впечатление производит роман «Плаха».  На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и «человечными», чем «венец творения». Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

Проблема самопожертвования.

        В рассказе русского писателя и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывом победить тьму. Но слабые люди обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.

        В своем произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая ее на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня – бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идет жить «по желтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытным состраданием», встречаются и сегодня.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.Е. Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проблема любви:

А.С. Пушкин

С.А. Есенин

А.А. Блок

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

И.А. Бунин «Темные аллеи»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

        Проблема жадности, зависти:

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

        Проблема патриотизма:

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

Ю. Бондарев «Горячий снег»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

        Проблема развития культуры, родного языка:

А.А. Ахматова «Клятва»

И.С. Тургенев «Русский язык»

Н. Рерих «Русский язык»

Д.С. Лихачев. Статьи.

В. Дудинцев «Белые одежды»

Пункт 3. Комментарий проблемы.

        Комментарий – это пояснительное замечание, рассуждение по поводу выделенной проблемы текста.

Виды комментария:

Текстуальный комментарий (следование за автором в раскрытии проблемы)

 - Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  - На чем заостряет внимание? Почему?

  - Какие имена (факты, события)упоминает автор? Для чего?

  - Какие эмоции автора выражены в тексте?

  - Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

Концепционный комментарий: (интерпретация проблемы, ее актуальность)

- К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная)

 - Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

 - Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими. Не цитируй больше 1 предложения и всегда комментируй цитаты.

        Не сбивайся на пересказ! Опирайся на исходный текст!

Стандарты-клише:

Художественный текст: автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…, не случайно автор изображает (кого, что)…, поступок героя свидетельствует о том, что…, автор осуждает(одобряет) поступок героя…

Публицистический текст: в размышлениях автора звучит мысль о том, что…; автор доказывает, что…;  автор заставляет задуматься над;, приходит к выводу о том, что...; каждый из нас сталкивался с этой проблемой… .

Пункт 4. Формулирование позиции автора

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайся ответить на вопрос: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?»
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

      Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

Стандарты-клише:

Автор

- посвящает свою статью;

- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

- позиция автора такова…

- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

- пишет интересно и ново о старых проблемах;

- говорит с тревогой о наболевших проблемах.

Типичные ошибки:

- отсутствие формулировки позиции автора;

- позиция автора формулируется слишком широко или неточно;

- позиция автора подменяется мнением героя;

- позиция автора подменяется цитированием.

Примеры художественных произведений, которые могут быть использованы в качестве аргументов:

Проблема семьи и детства:

Л.Н. Толстой «Детство»

М. Горький «Детство»

 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик »

Проблема отцов и детей:

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А. Вампилов «Старший сын»

Проблема человека и природы:

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Лирика С. Есенина

Ч. Айтматов «Плаха»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Проблема науки, познания:

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

И.А. Гончаров «Обломов»

Проблема нравственных качеств человека, чести и бесчестия:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

В. Быков «Сотников»

А.П. Чехов «Крыжовник»

М. Горький «На дне»

Пункт 7. Заключение.

Дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершенными, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент – заключение. Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над проблемой. Оно должно быть органично связано с основным текстом.

        

Виды заключения:

- обобщение основных мыслей автора: Итак, автор показал нам, что…

- вопросительное предложение: Художественная литература дарит нам несметные сокровища. Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

- призыв, обращение к читателю: Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Давайте будем творцами своей жизни, а не просто зрителями!

- использование цитат. НО: далеко не каждая цитата уместна в заключении. Это должно быть высказывание, полно выражающее мысли автора

.

        Стандарты-клише:

- таким образом,

- следовательно,

- итак,

- в заключение хочу подчеркнуть…

- в заключение важно отметить…

- обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Пункт5. Изложение собственного мнения

Чаще всего мнения автора и читателя по проблеме исходного текста совпадают. Но формального согласия недостаточно( «я разделяю  мнение автора»), необходимо сформулировать тезис и подтвердить его аргументами.

        Если же мнение автора не разделяется читателем, то несогласие должно быть выражено этически корректно. Можно использовать следующие клише:

  • «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

Пункт 6. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать»  3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

  • имена исторических деятелей, событий, даты
  • цитаты,
  •  положения официальных документов,
  •  народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания  на практике  - распространенная «беда» современных выпускников.

        Аргументы всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь с рассматриваемой проблемой. Приводя пример из публицистики, не забудь указать автора, название статьи и издания, в котором опубликован материал.

Жизненный опыт : реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно-исторический опыт.

       Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать: Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

     Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

     Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами:

     Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

     ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

При работе с той частью сочинения, в которой ты будешь приводить аргументацию своего мнения,  можно воспользоваться такой схемой:

    Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой.актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)

     Действительно, каждый ___________________________________

Так как, во-первых,__________________________________________

Во-вторых, _________________________________________________

Таким образом, _____________________________________________

Используй в сочинении вводные слова и предложения, отражающие твою точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;  возможно, я ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на….

    Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Структура аргумента:

  1. Тезис. Например: Я согласен с автором: данная проблема является злободневной и в наши дни.
  2. Логический переход: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме…
  3. Аргумент 1.
  4. Аргумент 2.
  5. Микровывод.

Типичные ошибки:

- отсутствие аргументов;

- «довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его;

- аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста;

- отклонение от тезиса, т.е. ученик уходит в сторону от мысли, которую надо доказать, начинает писать о том, что знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

презентация по русскому языку "Подготовка к сочинению по тексту ЕГЭ" (11 класс)

Презентация к уроку русского языка "ПОдготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Д.Гранина" позволяет дать представление учащимся о порядке работы над сочинением....

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...